Interested Article - Звенислава Борисовна

Звенисла́ва Бори́совна (или Звенисла́ва Рогволо́довна , в иночестве Евпра́ксия , после 1110 / до 1127 — после 1173 ) — единственная дочь Бориса (Рогволода) Всеславича , полоцкого князя), просветительница. О ней сохранились довольно скудные биографические сведения.

Биография

Звенислава была на несколько лет младше своих двоюродных сестер — Евфросинии Полоцкой и Гордиславы . После смерти отца в 1128 году была сослана вместе с княжеской семьёй в Византию . Вернувшись, под влиянием Евфросии приняла постриг в Полоцком Спасском монастыре под именем Евпраксии, где жила под её опекой. В житии св. Ефросинии этот эпизод описан так :

Бяше же во граде княжна Борисовна именем Звенислава. И принесе всю свою утварь златую и ризы многоценны ко Еуфросинии, и рече ей: "Госпоже и сестро! Вся красная мира сего ни во чтоже ми ся мнит. Сия вся даю святому Спасу, а сама хощу поклонити главу свою поидо иго Христово". Она же прият ю с радостию, и повеле иереви пострищи ю, и нарече имя ей Еупраксия. И тако начаста пребывати в манастыри в едину мысль в молитвах, яже к Богу.

Со временем стала помощницей игуменьи Евфросинии. Предполагают, что Евпраксия непосредственно управляла работой сестер-монахинь по переписыванию книг и вела занятия в школе для дочерей полочан.

Позже Евпраксия около 1169 году вместе с Ефросиньей и её братом Давыдом Святославичем отправилась в паломничество в Иерусалим , где Евфросиния скончалась у неё на руках в 1173 году. Она взяла на себя заботы, связанные с похоронами. Согласно предсмертной просьбе Евфросинии, Евпраксия вернула на родину её крест , в который по благословению Иерусалимского Патриарха были инкрустированы частицы и Животворящего Креста Христова , камень от Гроба Богородицы , частицы святых мощей первомученика Стефана , великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона .

Вероятно, Евпраксия является автором «Жития Евфросинии Полоцкой» , памятника агиографии XII века . Жизнеописание своей духовной наставницы она, вероятно, начала вскоре после похорон. В «Житии Евфросинии Полоцкой» много места отводится изложению наставлений игуменьи сестрам, приводятся дословно её мольбы, возносится хвала духовным подвигом. Из произведения следует, что писала его женщина-монахиня. В той части произведения, касающийся иерусалимского паломничества, перечисляется множество фактов, т.е. автор «Жития ...» был вместе с Ефросиньей.

Часто в биографических справочниках датой смерти Евпраксии указывается 1202 год, однако в действительности летописное сообщение под 1202 годом относится к другому лицу, а дата смерти Евпраксии точно неизвестна.

По некоторым данным, Евпраксия была канонизирована православной церковью, память её отмечается 24 мая .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 августа 2008. 12 августа 2020 года.
  2. от 31 августа 2007 на Wayback Machine
  3. Кніга жыцій і хаджэнняў. Уклад. Мельнікаў А. А. Мн., 1994. С. 25-41.
  4. Baumgarten N. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides Russes du X-е au XIII-е siècle /Orientalia Christiana. — Roma. — 1927. — N35.-95p.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Кніга жыцій і хаджэнняў. Уклад. Мельнікаў А. А. Мн., 1994. С. 25-41.
  • Аповесць жыція і смерці святой Еўфрасінні Полацкай // Спадчына. 1989. № 1;
  • Мельнікаў А. Помнік беларускай агіяграфіі // Спадчына. 1989. № 1.
  • Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2001.
  • .
Источник —

Same as Звенислава Борисовна