Interested Article - Заратуштра
- 2020-12-31
- 1
Зарату́штра (также распространено Заратустра от авест. 𐬰𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 Zaraθuštra ; перс. زرتشت , Zartošt ; тадж. Зардушт ; курд. Zerdeşt ), Зороа́стр (от греч. Ζωροάστρης , лат. Zoroaster ) — основатель зороастризма ( маздеизма ) жрец которому приписывается авторство Авесты — писания зороастризма.
Биография
Заратустра говорил на старо-авестийском языке и жил в восточной части Иранского плато , однако точное место его рождения неизвестно . Научный консенсус по вопросу времени жизни также отсутствует . По некоторым данным, он жил за 258 лет до Александра Македонского , ориентировочно между VII и первой половиной VI века до н. э. (возможно, в 628 — 551 годах до н. э.) . С другой стороны, лингвистический анализ « Гат » — самой священной части « Авесты » позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII—X вв. до н. э. . Античные авторы временем жизни Зороастра называют период царствования Гистаспа (отец Дария I ), эпоху Моисея или Камбиса I ; а самого его называют персом , индийцем , персомидийцем, эллином , бактрийцем, жителем континента, «расположенного над Великим Морем», ассирийцем , халдеем, пэмфилийцем, жителем Атропатены , а также евреем из рода жрецов, жившим в Самарии .
Некоторые средневековые мусульманские историки ( Аль-Бируни , Аль-Балазури , Аль-Казвини , Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене , на территории нынешнего Азербайджана . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак , утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (в качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области ) . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племён , откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе , который стал его верным последователем .
Семья
Заратуштра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах . Имя отца Заратуштры — Порушаспа , имя его матери — Дугдова. Согласно зороастрийской традиции он является сыном Оромазда , верховного бога зороастрийцев . Имена братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш.
Имя жены Заратуштры — . Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратуштре двух сыновей. Их звали и . Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жён у Заратуштры было четверо детей: сын , который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.
Проповедник
Гаты («Песнопения», часть Авесты ) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо, и оргиастического культа хаомы . В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.
Реформатор
Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), (лучшее царство), (целость), (бессмертие), (добрая мысль), (лучшая праведность), (святое смирение), (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблёкли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу.
В культуре
В опере Моцарта « Волшебная флейта » (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
Зороастру посвящена одноимённая опера Жана-Филиппа Рамо (Zoroastre, 1749), ставшая первым воплощением зороастрийской легенды на оперной сцене.
В повести Гофмана « Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » (1819), маг Проспер Альпанус упоминает как в своё время «слушал лекции профессора Зороастра, старого ворчуна, который, однако, чертовски много знал».
У немецкого писателя-философа Фридриха Ницше есть произведение « Так говорил Заратустра ».
В 1896 году, под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму « Так говорил Заратустра ». Произведение программное, состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра . В партитуре используются также орган и колокол.
Герой поэмы В. В. Маяковского « Облако в штанах » (1915) называет себя проповедующим «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой».
В романе « 12 Стульев » Остап Бендер бросает фразу: «- Набил бы я тебе рыло,- мечтательно сообщил Остап, — только Заратустра не позволяет».
Галерея
-
Сделанная из глины и алебастра голова зороастрийского священника , носящего отличительный головной убор бактрийского стиля, Тахти-Сангин , Таджикистан , III-II вв. до н. э.
-
Китайская глиняная фигурка VIII века ( династия Тан ), атрибутируется как «персидский всадник». Предположительно, может изображать согдийского зороастрийского священника, занимающегося ритуалом в храме огня ; схожие лицевые завесы использовались, чтобы избежать заражения священного огня дыханием или слюной; , Италия
-
Зороастрийское религиозное искусство, изображающее основателя религии с белой одеждой и длинной бородой
-
Изображение Зороастра в , рукопись алхимии, опубликованная в Германии в конце XVII или начале XVIII века и псевдоэпиграфически приписываемая Зороастру
-
Индийско-зороастрийское восприятие Зороастра XIX века произошло от фигуры , которая появляется в скульптуре IV века в Так-е Бостан на юго-западе Ирана. Оригинал теперь считается либо представлением Митры , либо .
-
Кольца фраваши
-
Ученики Зороастра собрались в Ниневии
-
Фрагмент Афинской школы Рафаэля , 1509, показывающий Зороастра (слева, со звёздным глобусом)
-
Афинская школа: собрание художников эпохи Возрождения в облике философов из античности, в идеализированном классическом интерьере, где изображена сцена с Зороастром, держащим планету или космос
См. также
Примечания
- , p. 4
- , pp. 3–4.
- , pp. 89–109
- . Дата обращения: 16 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- Encyclopedia Britannica. Zoroaster. « born c. 628 BC, probably Rhages, Iran »
- Бойс М. Зороастрийцы. — СПб. , 1993. — С. 12.
- ↑ . Дата обращения: 16 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
-
This point has been noticed in the interesting and instructive paper of Professor Tiele, Over de Oudheid van het Avesta, p. 16, 1 who comes to the result that Zoroastrianism must have existed as early as the first half of the 7th century b.c. ² If we accept, as I believe we should, the theses that Vishtaspa ruled in eastern Iran, and that, although Zoroaster was a native of Adarbaijan, the chief scene of his religious activity was eastern Iran, ³ and that the faith spread from Bactria westwards, 4 I cannot see that these arguments militate against the traditional date under discussion.
-
Solomon Alexander Nigosian,
The Zoroastrian Faith: Tradition and Modern Research
, Published by
— MQUP, 1993,
ISBN 0-7735-1144-X
,
от 31 декабря 2013 на
Wayback Machine
.
Zoroastrian tradition maintains that Zoroaster was a prophet of ancient Iran who lived in the seventh to sixth centuries. His birthplace was Azerbaijan, north-west of Media. His father, Pourushaspa, was from the family of Spitama, whose genealogy is traced back through forty-five generations to Gayomart, the first man (like Adam), and his mother, Dughdhova, was from the clan of Hvogva (Yasna 46.13, 51.12, 53.1).
-
Solomon Alexander Nigosian,
The Zoroastrian Faith: Tradition and Modern Research
, Published by
— MQUP, 1993,
ISBN 0-7735-1144-X
,
от 31 декабря 2013 на
Wayback Machine
.
Islamic authors, such as Shahrastani (1086—1153) and at-Tabari (ca. 839—923), also imply that Zoroaster’s birth-place is western Iran. 21 In fact, Arab sources, such as ibn-Hurdadhbah (ca. 816) and Yaqut (ca. 1220), specify the birth-place of Zoroaster to be the city of Urmiah (or Urmia, presently called Rizaijeh) in Shiz, a district of Azerbaijan. 21
- Бойс М. Зороастрийцы. — СПб. , 1993.
- Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. — СПб.,: Центр "Петербургское востоковедение", 1994. — С. 43 - 44.
- Lee Lawrence. (3 September 2011). от 5 декабря 2017 на Wayback Machine . The Wall Street Journal . Accessed on 31 August 2016.
- Stausberg, Michael (2002), Die Religion Zarathushtras [ Zoroaster's religion ] (нем.) , vol. I, Stuttgart: Kohlhammer, pp. 58—59 .
Литература
- (2003), , Encyclopaedia Iranica , New York: Encyclopædia Iranica online
- Bailey, Harold Walter (1953), "Indo-Iranian Studies", Transactions of the Philological Society , 52 : 21—42, doi :
- Beck, Roger (1991), "Thus Spake Not Zarathushtra: Zoroastrian Pseudepigrapha of the Greco-Roman World", in Boyce, Mary; Grenet, Frantz (eds.), A History of Zoroastrianism , vol. 3, Leiden: Brill Publishers , pp. 491—565 .
- Beck, Roger (2003), , Encyclopaedia Iranica , New York: Encyclopædia Iranica online
- Blackburn, Simon, ed. (2005), The Oxford Dictionary of Philosophy (2nd ed.), London: OUP
- Boyce, Mary (1996) [1975], , BRILL, ISBN 90-04-10474-7
- (1982), , BRILL, ISBN 90-04-06506-7
- (2001), , Psychology Press, ISBN 978-0-415-23902-8
- Buck, Christopher (1998), (PDF) , Baha'i Studies Review , 8 , Архивировано из (PDF) 24 мая 2013 от 24 мая 2013 на Wayback Machine
- Burnouf, M. Eugène (1833), Commentaire sur le Yaçna, Vol. I , Paris: Imprimatur Royale
- Effendi, Shoghi (1991), , The Compilation of Compilations, Volume I , Baha'i Publications Australia
- Effendi, Shoghi (1944), , Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, ISBN 0-87743-020-9
- (2004), , Duke University Press, ISBN 0-8223-8551-1
- Foltz, Richard (2013), Religions of Iran: From Prehistory to the Present , London: Oneworld publications, ISBN 978-1-78074-308-0
- Frye, Richard N. (1992), "Zoroastrians in Central Asia in Ancient Times", Journal of the K. R. Cama Oriental Institute , 58 : 6—10
- Gershevitch, Ilya (1964), "Zoroaster's Own Contribution", Journal of Near Eastern Studies , 23 (1): 12—38, doi :
- Gnoli, Gherardo (2000), "Zoroaster in History", Biennial Yarshater Lecture Series, Vol. 2 , New York: Bibliotheca Persica
- Gnoli, Gherardo (2003), , Eran ud Aneran, Festschrift Marshak , Venice: Libreria Editrice Cafoscarina
- Gronke, Monika (1993), "Derwische im Vorhof der Macht. Sozial- und Wirtschaftsgeschichte Nordwestirans im 13. und 14. Jahrhundert", Freiburger Islamstudien 15 , Stuttgart: Franz Steiner Verlag
- Humbach, Helmut (1991), The Gathas of Zarathushtra and the other Old Avestan texts , Heidelberg: Winter
- Jackson, A. V. Williams (1896), "On the Date of Zoroaster", , Journal of the American Oriental Society, Vol. 17, 17 : 1—22, doi : , JSTOR
- Jackson, A. V. Williams (1899), Zoroaster, the prophet of ancient Iran , New York: Columbia University Press
- Kingsley, Peter (1990), "The Greek Origin of the Sixth-Century Dating of Zoroaster", Bulletin of the School of Oriental and African Studies , 53 (2): 245—265, doi :
- Khlopin, I.N. (1992), "Zoroastrianism – Location and Time of its Origin", Iranica Antiqua , 27 : 96—116, doi :
- Kriwaczek, Paul (2002), In Search of Zarathustra – Across Iran and Central Asia to Find the World's First Prophet , London: Weidenfeld & Nicolson
- (1991), , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-48200-2
- Livingstone, David N. (2002), The Dying God: The Hidden History of Western Civilization , Writers Club Press, ISBN 0-595-23199-3
- Malandra, William W. (2005), , Encyclopaedia Iranica , New York: Encyclopædia Iranica online
- Markwart, Joseph (1930), Das erste Kapitel der Gatha Uštavati (Orientalia 50) , Rome: Pontificio Instituto Biblico
- Mayrhofer, Manfred (1977), Zum Namengut des Avesta , Vienna: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften
- (1917), The Treasure of the Magi , Oxford: Oxford University Press
- Moulton, James Hope (1913), Early Zoroastrianism , London: Williams and Norgate
-
Nietzsche, Friedrich Wilhelm
; Ludovici, Anthony Mario, trans.; Levy, Oscar, ed. (1911),
Ecco Homo
, The Complete Works of
Friedrich Nietzsche
, Edinburgh: T. N. Foulis
{{ citation }}
:|first3=
имеет универсальное имя ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) - Nigosian, Solomon Alexander (1993), , McGill-Queen's Press – MQUP, ISBN 978-0-7735-1144-6
- Nock, A. D.; Stuart, Duane Reed; Reitzenstein, R.; Schaeder, H. H.; Saxl, Fr. (1929), "(Book Review) Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland by R. Reitzenstein & H. H. Schaeder", The Journal of Hellenic Studies , The Journal of Hellenic Studies, Vol. 49, 49 (1): 111—116, doi : , JSTOR
- Sarianidi, V. (1987), "South-West Asia: Migrations, the Aryans and Zoroastrians", International Association for the Study of Cultures of Central Asia Information Bulletin , 13 : 44—56
- Shahbazi, A. Shapur (1977), "The 'Traditional Date of Zoroaster' Explained", Bulletin of the School of Oriental and African Studies , 40 (1): 25—35, doi :
- Schlerath, Bernfried (1977), "Noch einmal Zarathustra", Die Sprache , 23 (2): 127—135
- Schmitt, Rüdiger (2003), , Encyclopaedia Iranica , New York: Encyclopædia Iranica online
- Sieber, John (1973), "An Introduction to the Tractate Zostrianos from Nag Hammadi", Novum Testamentum , 15 (3): 233—240, doi : .
- (2002), Die Religion Zarathushtras, Vol. I & II , Stuttgart: Kohlhammer
- (2005), , Encyclopaedia Iranica , vol. OT9, New York: Encyclopædia Iranica online
- (2008), , , 55 (5): 561—600, doi :
- ; Vevaina, Yuhan Sohrab-Dinshaw; Tessmann, Anna (2015), , John Wiley & Sons, ISBN 978-1-4443-3135-6
- (1976), , Oxford: George Ronald, ISBN 0-85398-270-8
- Watkins, Alison (2006), "Where Got I That Truth? Psychic Junk in a Modernist Landscape", Writing Junk: Culture, Landscape, Body (Conference Proceedings) , Worcester: University College, pp. 3—4
- Werba, Chlodwig (1982), Die arischen Personennamen und ihre Träger bei den Alexanderhistorikern (Studien zur iranischen Anthroponomastik) , Vienna: n.p. (Institut für Südasien-, Tibet- und Buddhismuskunde der Universität Wien)
- West, Martin Litchfield (2010), , I.B.Tauris, ISBN 978-0-85773-156-2
- West, Martin Litchfield (2013), , OUP Oxford, ISBN 978-0-19-960503-3
- Widenren, Geo (1961), Mani and Manichaeism , London: Weidenfeld and Nicolson
- (1972), , New York: Biblo and Tannen, ISBN 978-0-8196-0280-0
- Zaehner, Robert Charles (1958), A Comparison of Religions , London: Faber and Faber . Cf. especially Chapter IV: Prophets Outside Israel
- Zartusht Bahram (2010), The Book of Zoroaster, or The Zartusht-Nāmah , London: Lulu
Ссылки
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2774 дня]) / Энциклопедия «Религия»
- 2020-12-31
- 1