Interested Article - Мадонна Орлеанская

«Мадонна Орлеанского дома» ( фр. La Madone de la maison d'Orléans ) — небольшая « мадонна » из собрания Орлеанского дома в Шантийи , относящаяся к флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти (ок. 1507). По одной из версий, написана по заказу урбинского герцога Гвидобальдо Монтефельтро в одно время с « Мадонной с безбородым Иосифом » и « Мадонной в зелени ».

История владельцев

В начале XVI века картину, находившуюся в собрании савойского герцога Карла III , несколько раз копировал пьемонтский художник . «Небольшая флорентийская картина» упомянута и в его письме к герцогу. Очевидно, в отстававшем от Флоренции в художественном отношении Турине полотно Рафаэля считалось диковиной и пользовалось незаурядным успехом. Собрание вдовствующей савойской герцогини Кристины насчитывало уже четыре работы Рафаэля. В 1647 г. все они были похищены из её замка.

Следы картины вновь обнаруживаются в 1729 г. в каталоге эстампов , заказанном Пьером Кроза . В нём владельцем «мадонны» назван епископ Памье , который позднее продал её регенту Филиппу Орлеанскому . Картина украшала интерьер Пале-Рояля до 1791 года, когда Филипп Эгалите , чтобы погасить колоссальные долги, продал унаследованные от предков работы великих итальянцев банкиру Эдуару де Валькье. Его кузен 7 лет спустя устроил распродажу в Лондоне . По итогам аукциона вся коллекция была приобретена сложившимися по этому случаю британскими лордами Бриджуотером, Гауэром и Карлейлем, однако «Мадонна Орлеанского дома» сразу же была направлена на перепродажу.

Пройдя через руки нескольких бельгийских и французских коллекционеров, включая маркиза Агвадо , «Мадонна Орлеанского дома» в 1869 г. была выкуплена герцогом Омальским , который поместил её в своём поместье Шантийи рядом с другими работами Рафаэля — « Тремя грациями » и « Мадонной Лорето ».

Характеристика

В отличие от большинства работ Рафаэля, Мария изображена не на фоне пейзажа, а в тесном домашнем интерьере, на слабо освещённом фоне с едва выступающими из мрака полками, где различимы банки со снадобьями. Столь необычный для Рафаэля интерьерный фон может быть объяснён влиянием « » Яна ван Эйка , где реторты и пробирки толкуются аллегорически. Рафаэль мог видеть картину ван Эйка в собрании Медичи .

Трёхцветный наряд Марии хорошо известен по другим работам Рафаэля (например, по « Прекрасной садовнице »). Диагональная поза младенца довольно необычна, а его голова несёт печать сходства с младенцами Микеланджело (например, в « Мадонне из Брюгге »). Причёска Марии близка к убору Рафаэлевой « Дамы с единорогом », которая была написана примерно в одно время с «Мадонной Орлеанского дома».

Примечания

  1. (фр.) — 1975.

Литература

  • Pierluigi De Vecchi. Raffaello . Rizzoli, Milano 1975.
  • Paolo Franzese. Raffaello . Mondadori Arte, Milano 2008.
Источник —

Same as Мадонна Орлеанская