Тренеры ФК «Аякс» Амстердам
- 1 year ago
- 0
- 0
Ая́кс Ма́лый , также Ая́кс Оили́д ( др.-греч. Αἴᾱς ) — персонаж древнегреческой мифологии . Первоначальный культ покровителя моряков Аякса раздвоился с формированием двух мифологических персонажей — царя Саламина и царя Локриды . В « Илиаде » Гомера представлены оба Аякса, причём первенство имеет саламинский царь . В связи с этим, саламинского Аякса часто называют «Великим», а локридского — «Малым». В историческую эпоху образ Аякса Малого претерпел очередные трансформации. В Локриде его считали военным покровителем локров, помещали изображения на монетах и строили в его честь алтари. В киклических поэмах , авторы которых негативно относились к локрам, Аяксу приписали несколько святотатственных поступков. Во время взятия Трои он изнасиловал дочь Приама Кассандру , которая искала защиты у статуи Афины .
При возвращении домой разгневанная богиня наслала на греческий флот бурю. Сам Аякс, вопреки гневу богини, смог спастись. Он ухватился за скалу и воскликнул, что жив, несмотря на волю богов. Этим Аякс разгневал Посейдона , который расколол скалу своим трезубцем.
Мифологические сюжеты об Аяксе нашли отображение на многих картинах западноевропейских художников Нового времени , в балладе « » Фридриха Шиллера и нескольких операх.
Согласно античным мифам, Аякс был сыном царя Локриды Оилея . Матерью Аякса различные источники называли , Алкимаху и нимфу . У Аякса был единокровный брат Медонт . Согласно Страбону и Овидию , родился в локрийском городе .
Согласно Гомеру, царствовал над племенами населявшими « Кинос и Опунт , Вессу, Каллиар , и Скарф, и веселые долы Авгеи; и , где воды быстро катятся» . Историки отмечают, что царство Аякса перекрывается владениями другого мифологического персонажа — Ахилла . На этом основании делается вывод, что «Илиада» смонтирована из многих частей, в которых фигурируют сказания не только различных народов, но и эпох .
Аякс Оилид был одним из нескольких десятков женихов Елены . Приёмный отец невесты спартанский царь Тиндарей оказался перед сложным выбором. Из множества знаменитых воинов, царей, сыновей богов он мог получить одного друга, ставшего мужем Елены, и несколько десятков рассерженных врагов. По совету Одиссея , Тиндарей обязал всех женихов дать клятву признать будущего мужа Елены и, что главное, прийти ему на помощь в случае опасности и обиды . В итоге супругом Елены стал Менелай , но Аякс оказался связанным на всю жизнь данной Тиндарею клятвой. Когда через десять лет троянский царевич Парис при содействии Афродиты похитил Елену, Аякс со своим войском был вынужден влиться в армию ахейцев , отправившуюся к стенам Трои .
Впервые упомянут в « Илиаде » Гомера в качестве героя, который привёл под стены Трои 40 кораблей (по версии Псевдо-Гигина кораблей было 20 ). Одновременно происходит сравнение двух Аяксов — Оилида, царя Локриды, и Теламонида , царя Саламина . В «Илиаде» Аякс Оилид представлен хоть и «не таким могучим» по сравнению со своим тёзкой, но всё же великим героем, искусным копьеметателем и прекрасным бегуном, с которым никто «из вождей не равнялся … быстротой на погоне» . Гомер перечисляет обоих Аяксов среди наиболее храбрых греков, которые решились сразиться с Гектором . Он храбро сражался во время , защищал тело Патрокла .
Перед поминальными играми по Патроклу, которые устроил Ахилл , Аякс затеял спор с критским царём Идоменеем . Соревновался в беге с Одиссеем и Антилохом . Был близок к победе, но из-за вмешательства Афины споткнулся и упал, так что победу в состязании одержал Одиссей .
В «Илиаде» убил 2 троянцев — и . Согласно Псевдо-Гигину, убил 24 воина, из которых знатными были Гаргас и Гавий .
Сидел в троянском коне Во время взятия Трои Аякс совершил святотатство. Он изнасиловал дочь Приама Кассандру , которая искала защиты у статуи богини Афины . Такой постыдный поступок впечатлил греков. На совещании царей Одиссей даже предлагал побить его камнями . Аякс ради спасения был вынужден дать некую клятву . О её содержании ничего не известно, кроме того, что Афина осталась недовольной. Богиня не приняла клятву Аякса и не дала ахейцам покинуть Трою. Тогда греки решили побить Аякса камнями, но тот нашёл убежище около алтаря самой Афины. Ситуация стала носить безысходный характер: для умиротворения гнева Афины надо было нарушить священный закон неприкосновенности того, кто просит бога о защите у алтаря, нарушение неприкосновенности которого этот гнев и вызвало. В результате Афина разозлилась ещё больше, как на Аякса, так и на греков, которым она до этого помогала .
С длинновесельными вместе судами Аякс Оилеев
В море погиб. Посейдон о гирейские острые скалы
Раньше суда лишь разбил, самого ж его спас из пучины.
Смерти б он так и избег, хоть и был ненавистен Афине,
Если б в большом ослепленьи хвастливого слова не бросил,
Что, и богам вопреки, он спасся из гибельной бездны.
Дерзкую эту его похвальбу Посейдаон услышал.
Вспыхнувши гневом, трезубец в могучие руки схватил он
И по гирейской ударил скале, и скала раскололась.
Часть на месте осталась, обломок же в море свалился,
Тот, находясь на котором, Аякс погрешил так жестоко.
Вслед за собою увлек и его он в кипящее море.
Так он там и погиб, солёной воды наглотавшись.
Во время возвращения домой, когда корабль с Аяксом находился около Гирейских скал у южной оконечности Эвбеи , разъярённая Афина метнула в судно перун , либо устроила бурю. Сам герой спасся: он уцепился за скалу и начал похваляться, что жив вопреки воле богов. Этим Аякс разгневал Посейдона , после чего бог морей расколол скалу трезубцем . Аякс упал в море и погиб . Его тело похоронила Фетида на Миконосе или на Делосе . Таким образом богиня посмертно отблагодарила Аякса за то, как он самоотверженно защищал тело её сына Ахилла от троянцев .
В «Илиаде» представлены два Аякса — царь Саламина Теламонид и царь Локриды Оилид. Внешне они противоположны: саламинский Аякс — великан с башенным щитом, локрийский — низкий, бегун, вооружён луком. Однако историки считают, что первоначально существовал лишь один Аякс, а затем его культ раздвоился. Обычно раздвоение культа возникает при его распространении в различных областях, в каждой из которых возникают местные предания и отличительные особенности. В данном случае речь может идти о поэтическом раздвоении Аяксов, необходимом при согласовании двух версий гибели .
Изначально Аякс был покровителем кораблей у народов, живших на побережье Саронического залива и в Локриде, откуда его культ распространился в Италию. Эта его функция нашла отображение в «Илиаде», где Аякс защищал от троянцев греческие корабли. Аякс Малый не играет в поэме столь значительной роли, как его тёзка. Он убил лишь двух троянцев, постоянно находился в тени Аякса Великого. Их зачастую упоминают вместе. Так, к примеру, оба героя хотели сразиться с Гектором, но ахейцы помолились, чтобы жребий пал на «Аякса», по умолчанию, Великого. Расщепление культа Аяксов произошло до написания «Илиады», а затем оба образа проникли в различные песни и поэмы о Троянской войне, а оттуда — в «Илиаду» .
На образ Аяксов в «Илиаде» повлияли не только особенности культов в различных областях Эллады, но и киклические поэмы , в которых Аяксу Оилиду приписали святотатственные поступки. Этим можно объяснить высмеивание Аякса Малого во время состязания в беге с Одиссеем и Антилохом, где герой по воле Афины оступился и упал лицом в навоз . Авторы киклических поэм, по всей видимости, негативно относились к локрам и их героям .
В переносном смысле словосочетанием «два Аякса» стали обозначать неразлучных друзей .
В Локриде сформировался местный культ Аякса. Изображение героя помещали на монетах, призывали как военного покровителя во время сражений . Его алтарь находился в Опунте . Павсаний передаёт легенду как италийские локры призвали Аякса перед битвой с кротонцами . Герой не только помог им победить, но и ранил вражеского главнокомандующего Леонима. Последний смог излечиться лишь после того, как посетил дельфийского оракула . Пифия велела ему отправиться на Левку , где к Леониму явился Аякс и другие мифологические герои . Данная история практически дословно повторяет легенду о и Диоскурах .
С функцией Аякса «покровителя моряков» связан обычай отправлять в море корабль с жертвами под чёрными парусами, который затем поджигали . Также в Локриде существовал, зафиксированный в нескольких античных источниках, обычай отправлять в Илион двух девушек в храм Афины. Они входили в город ночью . Обряд требовал, чтобы девам по дороге к храму угрожали избиением камнями . В храме девушки служили богине до самой их смерти . По одной версии, обряд возник под воздействием эпических сказаний о святотатстве Аякса, который изнасиловал просящую заступничество у алтаря Афины Кассандру. По другой, обряд первичен, а миф сформировался для его обоснования .
Древние догомеровские святилища Аякса Эантейоны существовали в Троаде , на Миконосе , в Византии и других прибрежных местах Эллады. По одной из версий, локры, которые принимали участие в колонизации малоазийского побережья, связали происхождение Аякса с легендарным троянским царём Илом . Впоследствии это имя трансформировалось в другого мифологического персонажа Оилея .
Миф об Аяксе стал основой эпической поэмы « Возвращения » . В ней описывалась гибель греческого флота на обратном пути из Трои около Эвбеи. Буря, во время которой утонули греческие корабли, была послана Афиной в качестве кары за изнасилование Кассандры Аяксом . Дион Хрисостом описал порочность поступка Аякса в «Троянской речи» словами: « если над Кассандрой девою неприкосновенной святости, жрицею Аполлоновой , обнявшей кумир в святилище Афины, было совершено насилие, и сделал это не какой-нибудь низкий и ничтожный человечишко, но как раз один из лучших » . В том же духе интерпретирует постигшие греков несчастья после взятия Трои Ликофрон в поэме «Александра» .
Филострат Старший в «Диалоге о героях» интерпретировал миф об Аяксе по-своему. В его изложении герой не совершал насилия, а напротив, пытался спасти Кассандру. Он укрыл прорицательницу в своём шатре, но в неё влюбился Агамемнон и отнял девушку у Аякса. Сторонники верховного царя опорочили Аякса, распространив слух об изнасиловании. Тогда локридский герой бежал на небольшой лодке и погиб во время бури. Его друзья нашли тело Аякса, которое положили на корабль, зажгли на нём костёр и отправили в море .
Судьба Аякса Оилида послужила сюжетом для одной из трагедий Софокла — «Эант Локрийский», из которой сохранилось лишь несколько фрагментов .
В Новое время Аякса Малого упомянул Фридрих Шиллер . В балладе « » писатель переосмысливает гомеровский эпос. Аякс Оилид у Шиллера груб, ропщет на «слепоту богов», которые не пощадили великого Патрокла , но сохранили в живых презренного Терсита .
Мифологические сюжеты об Аяксе помещали на античные вазы и глиняные сосуды. Сохранилась бронзовая плакетка из Дельф около 600 года до н. э., на которой изображено святотатство Аякса . В Помпеях сохранилась фреска с соответствующем сюжетом. Павсаний описал две картины — в Афинах и Полигнота в Дельфах с Аяксом и Кассандрой .
В 1538/1539 годах Джулио Романо написал фреску «Смерть Аякса», в которой очень вольно трактовал мифологический сюжет. Мотив гравюры «Аякс и Кассандра» Питера Пауля Рубенса также существенно отличается от мифа. На ней изображены купидоны , символизирующие взаимную любовь. Среди произведений стиля классицизма следует выделить картины «Аякс и Кассандра» Иоганна Тишбейна и Соломона Джозефа Соломона 1806 и 1886 годов соответственно, «Аякс» Анри Серрюра 1820 года и «Кассандра умоляет Минерву отомстить Аяксу» Жерома Мартена Ланглуа 1810 года. Мотив двух картин «Аякс и Кассандра» связан с насилием над Кассандрой во время взятия Трои. Произведение Соломона Джозефа Соломона, в котором сочетаются атлетическая фигура Аякса и грациозная Кассандры, имеет эротический оттенок. В «Аяксе» Анри Серрюра мифологический герой изображён в момент богохульства и похвальбы, что он жив вопреки воле высших сил. Французский художник Жером Мартен Ланглуа использовал образ Кассандры, чтобы изобразить горе поруганной женщины .
По мотивам мифов об Аяксе Малом были созданы оперы композиторами Франческо Гаспарини , Алессандро Скарлатти , Луи Жозефом Франкёром и др.