Маркова, Римма Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942 , Москва ) — советский и российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея . Специализируется в области итальянской живописи. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 1998 ).
В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова ( кафедра истории и теории искусства ). Защитила дипломную работу по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева .
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию «Проблемы итальянской живописи XVII—XVIII вв.: в свете новых атрибуций», в 1991 году — докторскую («От истоков Возрождения до эпохи Баррокко : атрибуции и исследования произведений итальянской живописи XIV—XVIII веков в советских собраниях»). В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно ( Флоренция ). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства ( ) в Риме.
Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала (издательство ) и серии монографий (издательство ).
Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.
В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV—XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди , , Массимо Станционе , , . Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини , зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, , 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV—XVIII веков. [ источник не указан 1255 дней ] Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы . Среди них картины Тициана , Джулио Романо , Джорджо Вазари , , Гвидо Рени , Бернардо Строцци , Бартоломео Манфреди , Томмазо Салини , Массимо Станционе , , , и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс « Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет , Флорентийский университет , , а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества , где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ .
Неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
Супруг — Иван Порто (1939—2009, Москва), искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, , Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, , , Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.