Рождество Христово
- 1 year ago
- 0
- 0
Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа , утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви . Отмечается в России 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю .
На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря.
Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год .
В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр : на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года . К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка , а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз .
В 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись атеистическим государством . Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Рождественские дни в календарях 1919—1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь ), а 1924—1929 годов — 25 и 26 декабря .
С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово . С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем . Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях» .
В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества . Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём . Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР , это постановление было проигнорировано , и государственные учреждения в этот день работали . В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Бабьих каш .
В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования , когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки -пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола . Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н. В. Гоголя . Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» .
Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога . Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания .
В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год . К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай . За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда . Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили . Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада . Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили) .
На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки , «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине .
Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины : зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, свиной студень. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи , которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты .
Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей . Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги : закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки , курники, лодочки, саечки, расстегаи , шаньги . Готовили запеканки, блины . Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные) .
Сладкие блюда , подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила , пряники, хворост, печенье, мёд . Пили взвары ( компоты и сладкие супы , сбитень ), кисели, с начала XVIII века — китайский чай .
В отличие от западноевропейских стран и США , Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года , что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных праздников в 1991 году.
В ночь с 6 на 7 января, по федеральным телеканалам транслируется праздничное рождественское богослужение: великое повечерие , утреня и Литургия (с 2001 года из храма Христа Спасителя ). Первая телетрансляция была организована в 1992 году по 1-му каналу Останкино и РТР . Некоторые православные верующие в это время участвуют в богослужении непосредственно в храме.
Рождество считается в православной церкви вторым по значимости праздником после Пасхи . Праздник предваряется многодневным Рождественским, или Филипповым постом , длящимся с 28 ноября по 6 января .
В 1999 году атеист М. В. Агбунов просил проверить конституционность постановления о признании 7 января нерабочим днём. В принятии к рассмотрению жалобы Конституционным судом было отказано по причине, что «указанные нормативные предписания относятся к законодательству о праздничных нерабочих днях <…> и не содержат положений, свидетельствующих о нарушении конституционных прав и свобод, перечисленных заявителем. (статьи 14, 19 (часть 2), 28 и 29 (часть 2) Конституции России)» .
В 2008 году неоязычником Ю. Салимгареевым была подана жалоба в Конституционный суд Российской Федерации . По мнению заявителя, тот факт, что православное Рождество официально считается выходным днём, противоречит Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Жалоба по существу не рассмотрена, была отклонена с пояснением, что работать или отдыхать 7 января — решает законодатель .
С 1814 по 1916 год в Российской империи в день Рождества Христова (25 декабря) также праздновался день «воспоминания избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков» — в честь героев войны 1812 года .