Рождество Христово
- 1 year ago
- 0
- 0
Рождество́ в По́льше ( польск. Boże Narodzenie ) — один из главных праздников, отмечаемый 25 декабря . Бо́льшая часть населения воспринимает его скорее как семейный, чем как религиозный, однако как верующие, так и неверующие поляки соблюдают по крайней мере часть связанных с Рождеством традиций . Рождество принято встречать в кругу семьи. 24 декабря, в рождественский Сочельник , поляки собираются на совместную трапезу, которую предваряет ритуал преломления облаток , и обмениваются подарками и пожеланиями. В ночь с 24 на 25 декабря в костёлах проводится рождественская месса — «пастерка». В течение всего декабря во многих городах Польши устраиваются рождественские ярмарки .
Как и в других католических странах, Рождеству в Польше предшествует период подготовки и ожидания, который называют адвентом . Он длится четыре недели. Католическая церковь призывает христиан в этот период к покаянию и совершению милосердных дел.
Каждый день адвента, кроме воскресенья, в польских костёлах проходят так называемые рораты ( польск. roraty ) — утренние мессы в честь Богородицы. Богослужение начинается в ранним утром, в полной темноте, а прихожане держат в руках зажжённые свечи .
Символами адвента являются :
Большое количество рождественских традиций связано с последним днём Адвента, который приходится на 24 декабря, — кануном Рождества, или Сочельником ( польск. wigilia , от лат. vigilia — «бдение»). Многие поляки в этот день не работают, а магазины и супермаркеты открыты только полдня .
Сочельник принято отмечать в кругу семьи. В религиозных семьях он начинается с чтения Библии и молитвы, после того как на небе появится первая звезда, напоминающая о Вифлеемской звезде , которая, согласно Новому Завету , указала волхвам путь к младенцу Иисусу . По традиции, все делятся друг с другом облаткой и обмениваются пожеланиями. Облатка — тонкий прямоугольный пресный хлебец, напоминающий вафлю . Раньше они делались цветными; сейчас принято выпекать белые облатки с тиснёными узорами, изображающими рождественские сцены . Обычай преломления облатки символизирует единение и примирение, а также напоминает христианам о таинстве Евхаристии . Традиция настолько важна, что родственникам, которые не могут присутствовать на празднике, часто высылают облатку по почте . После этого все садятся за стол, причём одно место принято оставлять пустым. Оно предназначается для случайного гостя, в знак того, что дом в этот вечер открыт для всех и хозяин готов принять и накормить любого странника . Кроме того, на стол ставят особый прибор для умерших членов семьи .
Что касается рождественского стола, то, как правило, поляки готовят два разных меню: постное и мясное. 24 декабря ещё длится пост и мясо есть нельзя, поэтому мясные блюда появляются на столе лишь на следующий день . Тем не менее, основной праздничной трапезой считается именно постный ужин в Сочельник, а ограничения компенсируются разнообразием и изощрённостью блюд . Традиционно их должно быть двенадцать — по числу апостолов — и каждый из присутствующих за столом должен попробовать все . Как правило, трапеза начинается с борща с ушками или грибного супа ; затем следуют вареники , пирожки и кулебяки , различные рыбные блюда, тушёная капуста или постные голубцы , а также десерты: сдоба с маком , пряники , кутья с орехами, изюмом и мёдом, компот из сухофруктов . Стол принято накрывать белой скатертью, под которую кладут немного сена в память о яслях , в которых лежал новорождённый Христос . В 2003 году ватиканская Конгрегация доктрины веры постановила, что соблюдение поста в рождественский Сочельник не является обязательным, однако большинство верующих поляков продолжают придерживаться в этот день традиционного постного меню .
В ночь с 24 на 25 декабря многие поляки посещают костёлы и участвуют в рождественском богослужении, которое носит название «пастырская месса», или «пастерка» ( польск. pasterka , от слова «pasterz» — пастырь, пастух), в память о том, что первыми новорождённому Младенцу пришли поклониться пастухи . Подобное ночное богослужение христиане совершали с V века, однако в XVIII веке в Западной Европе эта традиция почти прекратилась. Польша оставалась одной из немногих стран, где ночную мессу продолжали служить, а спустя два столетия, при Иоанне Павле II , она вернулась в обиход католической церкви . В польских храмах пастерка совершается в полночь (иногда раньше) и продолжается около полутора часов . По традиции, в ходе богослужения священник кладёт в рождественский вертеп , который устраивается в каждом костёле, фигурку Младенца Иисуса. Литургические песнопения этой мессы отличаются особой торжественностью . Наибольшее количество верующих — несколько тысяч — привлекает пастырская месса в ченстоховском монастыре Ясная Гора .
Как и во многих других европейских странах, в Польше принято наряжать рождественскую ёлку и украшать улицы и помещения разноцветными иллюминациями . По традиции, это положено делать в Сочельник, что для католиков несёт в себе особый смысл: 24 декабря отмечается день Адама и Евы, а украшенная разноцветными шарами ель символизирует райское древо с плодами . Подарки также принято дарить 24 декабря, в канун Рождества. Считается, что детям подарки приносит святой Николай , однако персонаж может меняться в зависимости от региона: в Западной Польше это Гвяздор (от польск. gwiazda — звезда), в Малопольше — ангелочек, на юго-западе Польши — звёздочка, в Силезии — Младенец Иисус . Кроме того, к православным полякам приходит популярный в России Дед Мороз .
Традиционной музыкой польского Рождества являются колядки , которых в Польше официально зарегистрировано около полутора тысяч . Историки музыки полагают, что праздничные песни, повествующие о рождении Иисуса Христа, в Польше начали сочинять и петь в конце XIV — начале XV века . Первая среди сохранившихся польских колядок датируется 1424 годом и начинается со слов «Zdrow bądź, krolu anielski» («Здрав будь, король ангелов») . Колядки отличаются большим разнообразием: среди них могут быть как торжественные или лирические, так и танцевальные мелодии, а в словах возможен юмористический или сатирический оттенок .
Наиболее известными являются колядки «Bóg się rodzi» («Бог рождается»), «Przybieżeli do Betlejem pasterze» («Прибежали пастухи в Вифлеем»), «Lulajże, Jezuniu» («Баю-бай, Иисусе»), «Oj, maluśki, maluśki» («Ой, малыш, малыш»), «Dzisiaj w Betlejem» («Днесь в Вифлееме»), «Gdy śliczna Panna» («Когда прекрасная Дева») . Кроме того, популярна международно известная « Тихая ночь » . Колядки начинают петь в Сочельник, а также во время ночной рождественской мессы, и продолжают вплоть до 2 февраля .
Во второй день Рождества — 26 декабря, день святого Стефана Первомученика — поляки начинают колядовать, то есть ходить по домам с колядками . Считается, что традиция колядования приносит благосостояние и мир в семьи; ранее бытовало поверье, что ритуал способствует расцвету природы . Изначально колядовать ходили, взяв с собой домашних животных; позднее их заменили соответствующие костюмы и маски (быка, козы, лошади и пр.) . Принято было также переодевание в библейских персонажей, в частности, волхвов и царя Ирода . До сих пор популярно « хождение со звездой »: её делают большой, разноцветной и прикрепляют к палке. Колядующим принято давать какое-либо угощение или небольшую сумму денег; иногда деньги собираются на благотворительные цели . В польской традиции священнослужители также могут ходить по домам и колядовать: до или после Рождества священники католических приходов нередко посещают дома прихожан . В разных регионах Польши существуют свои обычаи колядования .
Рождественские вертепы , или шопки ( польск. szopka ), распространены в Польше с XIII века. Они воспроизводят сцену рождения Христа и устанавливаются в рождественский период во всех костёлах . Особенно знамениты краковские шопки , превратившиеся в своеобразный вид народного искусства . Обычно они изображают одну из достопримечательностей Кракова и делаются двухъярусными: на первом ярусе помещаются фигурки исторических или современных персонажей, а на втором — библейских . Ежегодно, в первый четверг декабря, на Рыночной площади проводится конкурс шопок, и наиболее выдающиеся приобретает затем Краковский исторический музей . В конкурсе участвуют как любители, в том числе школьники, так и опытные мастера, которые годами вырабатывают собственный стиль и передают его по наследству . В 2018 году краковские шопки были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . Известностью пользуются также вертеп в селе , включающий в себя 800 деревянных фигурок (в том числе 300 движущихся), вертепы в Кудове и Ольштыне (также с большим количеством фигурок и движущимися элементами), а также самый большой в Европе вертеп, установленный внутри храма: он находится в францисканском соборе в Катовице и имеет 18 м в высоту, 35 в ширину и 10 в глубину .
В декабре в большинстве городов Польши проходят рождественские ярмарки , и с каждым годом эта традиция становится всё более популярной. В палатках или деревянных домиках продают ёлочные украшения, изделия декоративно-прикладного искусства, вязаные носки, различные лакомства, бижутерию . Для детей устраиваются карусели, аттракционы и прочие развлечения . Как правило, на ярмарке можно попробовать традиционные польские блюда, в том числе осцыпек , сыр польских горцев, который готовится на гриле и подаётся с клюквенным джемом . Наиболее масштабные и зрелищные ярмарки проходят в Варшаве , Вроцлаве , Кракове , Гданьске и Катовице ; сроки проведения ярмарок разнятся в зависимости от города .