Рождество Христово
- 1 year ago
- 0
- 0
Рождество во Франции ( фр. Noël ) — один из главных церковных и семейных праздников. Входит в цикл из 12 дней ( cycle de Noël ), начало которого приходится на 25 декабря , а конец — на 6 января (праздник Богоявления ) . Отмечается церковной службой и праздничной трапезой в ночь с 24 на 25 декабря. Основными традициями являются рождественская ёлка , обмен подарками и открытками и рождественские ясли . Во многих городах Франции также устраиваются рождественские ярмарки . Хотя Рождество является религиозным праздником, его отмечает также и та часть населения, которая не относит себя к верующим: для большинства французов эта традиция ассоциируется скорее с семейными, нежели с христианскими ценностями .
Празднование Рождества в Европе и, в частности, во Франции имеет долгую историю. Однако в раннем христианстве подобного праздника не было, и лишь во II веке н. э. Церковь задалась вопросом о дате рождения Христа, которая не упоминается ни в одном из Евангелий . В качестве возможных дат назывались 6 января, 25 марта, 10 апреля и пр. Лишь в IV веке, между 330 и 354 годом, император Константин принял решение праздновать Рождество 25 декабря, а в 354 году эта практика была окончательно закреплена папой римским Либерием . Уже в Хронографе 354 года 25 декабря упоминалось как дата рождения Христа . По всей видимости, она была выбрана не случайно: христианство таким образом вступало в соперничество с языческим культом, для которого эта дата также имела важное значение. Так, в Римской империи (частью которой долгое время была Франция) 25 декабря являлось особой датой: это был так называемый «День рождения Непобедимого Солнца » ( лат. Dies Natalis Solis Invicti ). Её выбрал и закрепил император Аврелиан , объединив день окончания Сатурналий с днём рождения божества Митры , чей культ в то время практиковался в Риме . Христианская же церковь противопоставила этому культу образ Христа как «Светоча справедливости». Постепенно традиция праздновать Рождество 25 декабря получила широкое распространение, и в V веке пришла в Галлию . В 425 году император Феодосий принял закон о всеобщем праздновании Рождества Христова, и с тех пор дата ассоциировалась исключительно с христианской традицией.
Во Франции, как и в большинстве европейских стран, одним из главных символов Рождества является рождественская ёлка . Обычай украшать дома в период зимних праздников ветвями вечнозелёных растений восходит ко временам язычества, и христианство переняло его лишь около VII века . Позднее, в XI веке, ель, украшенная красными яблоками, символизировала древо познания в ходе рождественских мистерий , посвящённых теме рая. Однако рождественская ёлка в современном понимании, вероятно, впервые появилась в XVI веке в Альзасе , откуда вскоре распространилась по всей Европе . Во Франции первая рождественская ель была установлена в Версале в 1738 году . Вслед за королевским двором обычай переняла буржуазия, а затем и простонародье. Украшения для елей изготавливались собственноручно (гирлянды, позолоченные орехи и т. п.); в середине XIX века появились доныне популярные ёлочные шары из стекла, а в XX веке начали производить искусственные ели.
В наше время во Франции ежегодно продаётся около пяти миллионов живых елей . Около миллиона из них выращиваются на территории самой Франции, в области Морван (Бургундия) .
К XIX веку традиция новогодних подарков постепенно заменяется традицией дарить их на Рождество (преимущественно детям). В настоящее время рождественские подарки однозначно ассоциируются с их главным дарителем — Пер-Ноэлем — однако этот персонаж также впервые появился лишь в XIX веке. Его прообразом послужил святой Николай , память которого отмечается 6 декабря и который считается покровителем детей. Согласно поверью, в ночь с 5 на 6 декабря он путешествует по свету и кладёт подарки в башмачки, оставленные детьми перед камином . Однако подарки получают только хорошие и послушные дети; тем же из них, кто плохо вёл себя в течение года, достаются угольки и розги от «тёмного» спутника святого Николая — . В некоторых регионах на северо-востоке Франции, в частности, в Лотарингии , традиция сохраняется до сих пор .
Вплоть до XX века Пер-Ноэль не пользовался особой популярностью у французов, но в 1950-х годах, под влиянием растущей известности американского Санта-Клауса (чьим прототипом также был святой Николай), он превратился в основной символ Рождества . Католическая церковь крайне негативно отозвалась на его появление, объявив Пер-Ноэля языческим и еретическим персонажем, заставляющим людей забывать об истинном смысле праздника. В 1951 году в Дижоне даже прошло публичное сожжение Пер-Ноэля перед городским собором . До сих пор в некоторых католических семьях детям говорят, что подарки приносит не Пер-Ноэль, а Младенец Иисус .
Как правило, вручение подарков происходит днём 25 декабря (взрослые также могут обменяться подарками накануне после праздничного ужина). Дети обычно находят свои подарки под рождественской ёлкой .
До повсеместной популяризации Пер-Ноэля в разных регионах Франции существовали свои рождественские персонажи. Так, на востоке, в частности, в Савойе , был известен Пер-Шаланд ( фр. Père Chalande ); в Нормандии — Барбасьоне ( фр. Barbassionné ), в Бургундии — Пер-Жанвье ( фр. Père Janvier ). Во Франш-Конте дарительницей рождественских подарков считалась добрая фея — тётушка Ари .
Традиционно обильный праздничный ужин, известный под названием «ревейон» ( фр. réveillon ), устраивался в ночь с 24 на 25 декабря, после возвращения семьи с полуночной рождественской мессы . В наши дни мессу посещают далеко не все, однако праздничный ужин в кругу семьи остаётся неизменной традицией, причём для большинства французов рождественская трапеза имеет несравненно большее значение, чем соответствующая новогодняя (также называемая «ревейон») . На столе, как правило, присутствуют фуа-гра , жареная индейка с каштанами, устрицы и копчёный лосось ; из десертов наиболее популярны традиционное « рождественское полено » и шоколад .
В разных регионах Франции меню различается в зависимости от местных кулинарных традиций. Так, в Эльзасе популярна сладкая выпечка, в частности, печенье под названием «бределе», разнообразной формы и с различными вкусами . В Провансе рождественская трапеза обычно включает в себя так называемые тринадцать десертов , символизирующие Иисуса в окружении двенадцати апостолов . На севере и востоке Франции распространена сладкая сдоба с изюмом или кусочками шоколада — кунью ( фр. cougnou ) — чья форма должна напоминать спелёнатого младенца Иисуса . В Бретани на рождественском столе часто присутствует блюдо с различными морепродуктами . В Бургундии принято подавать лучшие бургундские вина, а также местных улиток , приготовленных особым образом.
Во Франции, как и во многих других европейских странах, в последние месяцы года (в период с ноября по декабрь) устраиваются так называемые рождественские базары ( фр. Marché de Noël ). Их история восходит к XIV—XV веку, причём на рубеже XX—XXI веков традиция пережила новый всплеск популярности .
Как правило, они представляют собой деревянные домики-«шале», в которых продаются местные деликатесы, продукция ремесленников, ёлочные украшения и сувениры. Часто на рождественском базаре также присутствует временный каток или колесо обозрения ; типичными элементами также являются многочисленные иллюминации и музыка, создающая атмосферу Рождества . Нередко в рамках рождественского базара устраиваются уличные представления и спектакли .
Наиболее старинным и широко известным рождественским базаром во Франции является страсбургский Кришткиндельсмерик , существующий с XVI века. С 1992 года в Страсбурге , наряду с историческим базаром, проводится целый комплекс рождественских мероприятий под общим лозунгом «Страсбург — столица Рождества» . Рождественские базары пользуются большой популярностью на всей территории Эльзаса; также многочисленны они в Провансе . В Париже ежегодно организуют несколько рождественских базаров, в том числе на площади перед Аркой Дефанс , близ собора Нотр-Дам и ратуши , в парке Тюильри и пр. Широко известный рождественский базар на Елисейских полях прекратил существование в 2017 году по решению городского совета .
Ещё одной старинной французской традицией являются рождественские ясли ( фр. crèche de Noël ). Её авторство приписывается Франциску Ассизскому , который устроил первые ясли в церкви в Греччо , причём роли Марии, Иосифа, младенца Иисуса, волхвов и прочих евангельских персонажей исполняли жители деревни . Со временем традиция устраивать рождественские ясли распространилась в Италии и на юге Франции, а живых актёров заменили деревянные, глиняные и восковые фигурки.
В XVII веке в Неаполе возникла традиция устраивать ясли не только в церквях, но и дома, в семейном кругу. Однако во Франции она получила распространение намного позже, после того как антиклерикальные законы времён Французской революции запретили рождественскую мессу и ясли . Верующие стали воспроизводить дома то, что привыкли видеть в храме — ясли со сценой Рождества — а фигурки святых лепили собственноручно из хлебного мякиша или папье-маше, причём делали их маленькими, чтобы их легко можно было, в случае необходимости, спрятать .
Особенно популярной новая традиция стала в Провансе , где изготовление подобных фигурок приобрело массовый характер. Их стали называть сантонами ( фр. santon ), что дословно означает «маленькие святые». Постепенно к библейским персонажам добавились новые образы: сантоны всё чаще изображали простых жителей Прованса, пришедших поклониться младенцу Христу . До сих пор эти яркие, расписанные вручную фигурки пользуются любовью французов: в разных городах Прованса проводятся специальные ярмарки сантонов, а за пределами региона их можно увидеть практически на любом рождественском рынке.
В наше время рождественские ясли традиционно устанавливают в храмах; «домашние» ясли менее популярны. До недавних пор ясли можно было также увидеть на улицах французских городов, однако в последние годы эта традиция вызывает серьёзную полемику: утверждается, что ясли как религиозный символ несовместимы с принципами светского государства . Сторонники рождественских яслей утверждают, что ясли следует рассматривать не как религиозную, а как культурную традицию, являющуюся историческим наследием Франции .