Мелетий (Метаксакис)
- 1 year ago
- 0
- 0
Меле́тий ( греч. Μελέτιος , в миру Эммануи́л Метакса́кис , греч. Εμμανουήλ Μεταξάκης ; 21 сентября 1871 , , Крит — 28 июля 1935 , Александрия ) — греческий религиозный и общественный деятель, Папа и патриарх Александрийский и всей Африки (под именем Мелетий II 1926—1935). Ранее — патриарх Константинопольский (под именем Мелетий IV 1921—1923); архиепископ Афинский и всея Эллады (под именем Мелетий III 1918—1920); митрополит Китийский Кипрской автономной церкви (1910—1918).
Один из наиболее противоречивых деятелей Православия в XX веке. Проводил новостильную реформу и стоял у истоков экуменического движения , был единственным в истории Православной церкви лицом, последовательно возглавлявшим три различные поместные автокефальные церкви .
В 1889 году поступил в Семинарию Святого Креста в Иерусалиме , где обучался до её временного закрытия в 1891 году.
В 1891 году игуменом монастыря Вифлеем архиепископом Фаворским Спиридоном (будущим патриархом Антиохийским ) хиротонисан во иеродиакона с наречением имени Мелетий .
После возобновления деятельности семинарии в Иерусалиме вновь продолжил обучение.
В 1900 году окончил семинарию с отличием и патриархом Иерусалимским Дамианом назначен секретарём .
В 1908 году патриарх Иерусалимский Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом (Пападопулосом) , будущим Архиепископом Афинским, из Святогробского Братства за «деятельность против Святого Гроба» .
По утверждению историка Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны (1944—1950), в 1909 году архимандрит Мелетий посетил оккупированный британцами Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными священнослужителями, вступил в ряды английской масонской ложи .
В февраля 1910 года, по получении разрешение патриарха Дамиана на переход в Кипрскую Православную Церковь , был избран на митрополичью Китийскую кафедру (Ларнака). 4 апреля последовала его архиерейская хиротония. Одним из первых деяний нового митрополита стало создание в Ларнаке духовной семинарии. Для преподавания в новообразованном учебном заведении Мелетий пригласил своего давнего друга и старшего товарища архимандрита Хризостома (Пападопулоса). По инициативе митрополита Мелетия в Ларнаке также открылось торговое училище, позже при его участии было создано агрономическое училище в Лимасоле . Повышенное внимание к образовательной сфере было связано с действием на Востоке, и в частности на территории Кипра, зарубежных учебных заведений, которые были очагами политического и идеологического влияния и открытого прозелитизма .
По смерти 13 ноября 1912 года патриарха Константинопольского Иоакима III , выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но его кандидатура была отклонена.
В 1916 году переехал в Грецию , где, при поддержке Элефтериоса Венизелоса , находившегося во главе греческого правительства, был избран в 1918 году Архиепископом Афинским . Он считал: «положение Православной церкви в России сейчас изменилось, и есть более благоприятные перспективы на сближение с Западом».
После ухода в 1920 году Венизелоса из власти, 20 ноября был смещён с кафедры и сослан на остров Закинф в монастырь. В феврале 1921 года отбыл в США . Пользуясь признанием в качестве законного Архиепископа Афинского (которому в 1908 году поручалось управление греческими общинами в Северной Америке) со стороны клира в США, руководил преобразованием их 15 сентября 1921 года в « Греческую архиепископию », в 1922 году официально признанную штатом Нью-Йорк .
В 1921 году в Стамбуле произошло избрание новым патриархом митрополита Германа (Каравангелиса) , за которого проголосовали 16 из 17 членов Священного синода . Но к новоизбранному патриарху явилась некая делегация [ уточнить ] , которая сообщила, что «Мелетий имеет возможность внести 100 тысяч долларов на нужды патриархии», поэтому национальные интересы требуют, чтобы патриархом Константинопольским был избран именно он. «Ради блага народа я принял это предложение», — писал матрополит Герман. Вскоре для избрания Мелетия был полностью заменен состав Константинопольского синода [ источник не указан 65 дней ] , который и избрал его патриархом. В то же самое время на совещании в Салониках большинство архиереев Константинопольского патриархата (7 членов Священного синода и около 60 архиереев) заявили, что избрание Мелетия «проведено при явном нарушении священных канонов». Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархи поддержали этот протест .
25 ноября 1921 года избран на вдовствовавшую более трёх лет Константинопольскую Патриаршую кафедру. Без согласия османского правительства ; прибыл в оккупированный тогда войсками Антанты Константинополь (Стамбул) на корабле под византийским флагом .
Одним из первых его актов 1 марта 1922 года было упразднение томоса патриарха Иоакима III 1908 года, что возвращало греческие приходы в Америке в юрисдикцию Константинопольского патриархата (официально оформлено 11 мая 1922 года). Акт не был признан в Греции, откуда был назначен альтернативный епископ для осуществления контроля над архиепископией , что крайне расстроило течение церковной жизни в греческой общине США — вплоть до 1931 года.
В марте 1922 года издал томос о праве Константинополя на «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах» .
В марте 1923 года патриарх Мелетий вмешался в церковные дела в Польше, утвердив избрание митрополитом Варшавским епископа Дионисия (Валединского) .
Томосом от 7 июля 1923 года принял в свою юрисдикцию Православную церковь в Эстонии (ранее Ревельская епархия Российской Церкви ) — как автономный округ под именем « Эстонская православная митрополия ».
С 10 мая по 8 июня 1923 года, по его инициативе и под его председательством в Константинополе проходил « Всеправославный конгресс » из девяти человек, в котором приняли участие архиепископ Александр (Немоловский) и архиепископ Анастасий (Грибановский) , которые однако не были уполномочены представлять Русскую церковь. «Всеправославный конгресс» наметил целый ряд реформ, призванных облегчить унию с англиканами, в первую очередь календарную — были приняты решения об «исправлении» календаря и пасхалии Православной церкви. Также «Всеправославный конгресс» положительно высказался о допустимости вступления клириков в брак после хиротонии, в том числе и повторный (для вдовцов). Также было решено созвать всеправославный или даже вселенский собор .
8 июля 1923 года возглавил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава ( Российская церковь ), который вскоре стал первым предстоятелем автономной (в юрисдикции Константинопольского патриархата) Финляндской православной церкви ; ещё ранее, 6 июля, Церкви Финляндии был дан томос о её новом статусе, против чего протестовали как Московская патриархия (постановление от 14 ноября 1923 года), так и Собор РПЦЗ (4 — 6 июня 1923) .
Как предстоятель Константинопольской церкви, с осуждением относился к начавшемуся весной 1922 года в России движению обновленцев — позиция, которая сохранялась некоторое время и при его преемнике на Константинопольской кафедре Григории VII .
10 июля 1923 года был вынужден, под предлогом болезни, ввиду недовольства его деятельностью со стороны клира и мирян, покинуть Константинополь и удалиться на Афон ; 20 сентября того же года, под давлением правительства Греции и Архиепископа Афинского Хризостома I , ушёл в отставку, что также совпало по времени с крахом военной кампании греков в Малой Азии .
20 мая 1926 года был избран на Александрийскую Патриаршую кафедру , на которой пребывал до своей смерти.
В его патриаршество в Александрийской церкви был принят новоюлианский календарь и составлены документы, продолжающие быть основой её устройства: «Положение о священническом служении» (15.V.1930), «Положение о Синоде» (13.XI.1931), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI.1934). Мелетий укрепил за Александрийским патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой, и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии . Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию . В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.
В 1930 году, в качестве главы церковной делегации Мелетий (Метаксакис) принял участие и в Ламбетской конференции , где вёл переговоры о единстве между англиканами и православными и признал силу англиканских хиротоний. Он также поучаствовал в Ватопедской межправославной комиссии в том же году по вопросу предстоящего диалога с Древневосточными православными церквями .
28 июля 1935 года после тяжелой шестидневной агонии скончался в Цюрихе (Швейцария); был похоронен в Каире с большими почестями.
В Русской православной церкви всегда господствовала негативная оценка деятельности Патриарха Мелетия: критике подвергаются как его поспешные реформы, так и та предположительно новая роль, которая при нём была воспринята Константинопольской Патриархией в отношении диаспоры .
Канонист и историк Сергей Троицкий отмечал: «<…> Проявилось это стремление в виде новоизмышленной теории об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного „рассеяния“ (Вас. Вел. пр. 85), под которым греки стали понимать не только отдельных лиц, но и все православные приходы и даже епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют Православные автокефальные Церкви. <…> Творцом этой теории является горячий панэллинист Китийский, а затем Афинский Митрополит, <…> Александрийский Патриарх Мелетий (Метаксакис 1871—1935), и теория эта не осталась на бумаге, но энергично и усиленно проводилась в жизнь как творцом теории, так и его преемниками по Константинопольской кафедре.»
Богослов Алексей Буевский также писал: «Близкий друг Венизелоса , он всецело разделял политические устремления панэллинистов и своей бурной, но печальной памяти карьерой дал образец „иерарха-новатора“, безраздельно подчиняющего интересы Единой Церкви духу времени» .
Не менее серьёзной критике подвергался он и со стороны консервативных представителей греческих церквей. Так, митрополит Керкирский Мефодий (Кондостанос) так охарактеризовал его: «беглец со святых мест, из Китии, из Афин, из Константинополя, Мелетий Метаксакис — непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон» .
Наиболее непримиримые противники его реформ прекратили общение с придерживающимися нового календарного стиля и образовали старостильные церкви .
Являлся масоном, был членом Великой масонской ложи Греции .