Interested Article - Лавришевское Евангелие
![](/images/005/180/5180472/1.jpg?rand=520272)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/70e42d83c1a00db8ab791df2b4844af4.jpg)
- 2021-09-14
- 1
Лавришевское Евангелие ( белор. Лаўрышаўскае Евангелле ) — рукописное иллюминированное напрестольное Евангелие- апракос , созданное в волынском скриптории в начале XIV века для Лавришевского монастыря (современный Новогрудский район Гродненской области , Республика Беларусь ).
Первая вкладная грамота в Евангелие датируется 1329 годом , что иногда даёт основания для датировки самого Евангелия . Некоторые исследователи связывают создание книги с образованием в начале XIV века Литовской митрополии (с центром в Новогородке ) и с деятельностью князя новогородского Михаила-Кориата Гедиминовича (в первой вкладной грамоте в Евангелие упоминается основание князем церкви, но месторасположение храма не указано).
Содержание книги
![](/images/005/180/5180472/3.jpg?rand=835324)
Лавришевское Евангелие представляет собой тип так называемого полного апракоса (лекционара), то есть содержит богослужебные евангельские чтения на каждый день года, кроме шести недель Великого поста , для которых приводятся только субботние и воскресные тексты. Книга состоит из двух частей. Первая содержит чтения в порядке литургического года — от Пасхи до Великой субботы — и занимает страницы 3 — 320 рукописи. Вторая часть значительно меньше (занимает страницы 320 — 366). Здесь находятся чтения (или указания на соответствующие места в первой части) по дням календарного сентябрьского года — от 1 сентября до 29 августа (листы с текстами на 30 и 31 августа не сохранились).
В приписке к Лавришевскому Евангелию находится одно из ранних русских гимнографических сочинений — «Канон и плач Богородицы» (середина XIV века ).
Миниатюры
![](/images/005/180/5180472/4.jpg?rand=817531)
Художественное оформление Лавришевского Евангелия производит сложное впечатление и в некоторых своих тенденциях противостоит книжному искусству XI—XII веков. Рукопись богато иллюстрирована 18 миниатюрами. Кроме традиционных миниатюр с четырьмя евангелистами в ней находится ещё 14 миниатюр (12 на сюжет евангельской истории, изображения праведного Иова и архангела Михаила ) .
В центре оклада на серебряной пластине изображение святого с копьем и щитом. Некоторые исследователи считают, что это основатель монастыря новогрудский князь Войшелк , другие — Димитрий Солунский .
, осуществив скрупулезный анализ работы миниатюриста, пришла к выводу, что изображение евангельских сюжетов восходит к византийскому искусству : группировка фигур, динамика и масштабность сцен сохраняют особенности византийских ансамблей комниновской эпохи. Однако при этом отмечено, что преобладающая техника миниатюр Лавришевского Евангелия обнаруживает сходство с древнейшими западными иконографическими образцами X—XIII вв. — немецкими книжными миниатюрами XII—XIII вв., что говорит о довольно неожиданной ориентации на западноевропейские образцы, смешении византийского и западноевропейского стилей.
Есть и параллели с северно-русским искусством: так, миниатюра, иллюстрирующая « Притчу о сладости мира сего », обнаруживает явное сходство с изображением на Васильевских воротах 1336 года — медных царских вратах новгородского Софийского собора .
Вкладные записи
Книга содержит 14 вкладных записей, самая ранняя из которых датируется 1329 годом и относится к основанию церкви Святого Николая « повеленьемь благовернаго і Христолюбиваго князя Великого Михаіла Кедиминовича ». 9 из 14 записей содержат непосредственные указания на Лавришевский монастырь как на адресата вложения, остальные пять по содержанию и смыслу также имеют отношение к Новогородской земле.
Среди вкладчиков: новогородский князь Михаил-Кориат Гедиминович , « великыі княз Дмитриі Олгирдовичь », киевский князь Олелько Владимирович и другие вельможи .
Судьба книги
При российском правительстве (между 1842 и 1882 годами) книга была вывезена в Краков . В 1842 году академик А. Х. Востоков , сделав первое научное описание Лавришевского Евангелия, заметил: « …Евангелие вместе с Пуловской библиотекой кн. Чарторыйского перевезено в Санкт-Петербург и находится теперь в Императорской публичной библиотеке ». Часть Пулавской библиотеки вошла в 1833 году в состав фондов петербургской Публичной библиотеки, но никаких других сведений о поступлении Лавришевского Евангелия нет.
Возможно, Евангелие исчезло вместе с теми рукописями и старопечатными книгами, отсутствие которых выявила «бутурлинская» ревизия 1843—1844 гг. (ставшая причиной отставки А. Востокова). В любом случае, в 1882 году Лавришевское Евангелие уже было в Кракове, на теперешнем месте хранения — в библиотеке князей Чарторыйских . Обстоятельства, при которых книга была вывезена в Краков, неизвестны. В 1887 году книга была отреставрирована.
В 2009 году в Белоруссии поднимался вопрос о возврате Польшей Лавришевского Евангелия в страну . Заместитель министра культуры Беларуси Владимир Гридюшко заявил, что « речь в принципе о том, чтобы передать в Беларусь копию этого Евангелия » . В том же году было объявлено, что издательство Белорусского экзархата планирует выпустить факсимильное издание Лавришевского Евангелия .
В 2018 г. факсимильное издание осуществило украинское издательство «Горобец», несколько экземпляров книги были переданы в библиотеки Лавришевского монастыря, Новогрудка и Минска .
См. также
Примечания
- ↑ Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано из 7 сентября 2008 года.
- Friedelówna, T. Ewangeliarz ławryszewski: Monografia zabytku. — Wrocław etc., 1974; Smorag-Różycka, M. Miniatury «Ewangeliarza ławryszewskiego». Zagadnienie stylu // Folia historiae artium. T. 28. — Kraków, 1992.
- . Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано из 21 сентября 2010 года.
- от 16 декабря 2010 на Wayback Machine // Православная энциклопедия .
- Smorąg-Różycka, M. Miniatury «Ewangeliarza Ławryszewskiego». Zagadnienie stylu // Folia Historiae Artium. — Kraków, 1992. — T. 28. — S. 13—38.
- Свентицкий, И. С. Лаврашевское Евангелие начала XIV века (палеографическо-грамматическое описание) // Известия отделения Русского языка и словесности имп. Академии наук. — СПб., 1913. — Т. 18, кн. 1.
- Евсеева, Л. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. — М., 1998. — С. 109.
- Сын Владимира Ольгердовича .
- Дата обращения: 11 августа 2010. 24 сентября 2015 года.
- от 15 мая 2009 на Wayback Machine .
- от 23 сентября 2015 на Wayback Machine (белор.)
- Маслюкоў, Т. от 20 марта 2020 на Wayback Machine // lavra.by. (белор.)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/70e42d83c1a00db8ab791df2b4844af4.jpg)
- 2021-09-14
- 1