Венера Леспюгская
- 1 year ago
- 0
- 0
Венера на корточках , Венера присевшая , Купающаяся Афродита , Афродита Дойдалса — условные названия различных реплик древнегреческой скульптуры работы скульптора Дойдалса из Вифинии (Малая Азия), изображающей купающуюся богиню Афродиту , у римлян Венеру .
Имя «Дойдалс» ( др.-греч. Δοίδαλσης , лат. Doеdalses ) упоминает древнеримский историк Плиний Старший в «Естественной истории», но не даёт подробных сведений. Ранее историки античности отождествляли это имя с «Дедалом Третьим», но такое отождествление основано на неправильном прочтении имён . Именно Дойдалс во второй половине III в. до н. э. создал скульптуру «Афродиты, сидящей на корточках» . Дойдалс работал в Никомедии , где создал, наряду с прочим, статую Зевса Стратия (Воинственного). Изображения этой скульптуры сохранились на реверсах монет из Вифинии, как и «Афродиты на корточках». Считается также, что оригинал был выполнен в бронзе , а мраморная реплика имелась в Портике Октавии в Риме (в иных источниках: в храме Юпитера). Эту реплику копировали многие скульпторы римской и неоаттической школ .
Скульптура представляет собой изображение богини Афродиты в позе моющейся женщины, опустившейся на одно колено, одной рукой расправляющей волосы, а другой прикрывая свою наготу, будто её неожиданно застали за купанием. Копиисты добавляли необходимые в хрупком мраморе подпорки в виде раковины , черепахи или добавляли фигурки Эрота (предполагают, что он присутствовал в оригинале) или дельфина. Вслед за Праксителем , первым дерзнувшим изобразить богиню полностью обнажённой в статуе Афродиты Книдской , Дойдалс создал ещё более откровенный и, что характерно для эпохи эллинизма , приземлённый, почти жанровый мотив. Скульптор даже не побоялся самым натуральным образом изобразить складки на животе богини .
Существует множество реплик с римского мраморного оригинала, что свидетельствует о популярности этого произведения. Одна из реплик (250—240 гг. до н. э.) находилась на вилле императора Адриана в Тиволи (найдена при раскопках в 1920-х годах). Ныне она хранится в римском Национальном музее Палаццо Массимо . Вторая ( фр. Venus accroupie — «Венера на корточках») находится в парижском Лувре . Другие — в Ватикане , в Археологическом музее в Неаполе , в галерее Уффици во Флоренции, в археологическом музее Родоса .
Одна из реплик знаменитой скульптуры, хранящаяся в Британском музее в Лондоне, относится ко временам Октавиана Августа . В начале XVII века скульптура находилась в мантуанском собрании герцогов Гонзага , где её зарисовал П. П. Рубенс . В 1628 году скульптуру приобрёл английский король Карл I Стюарт за баснословную по тем временам сумму. Впоследствии ею владел живописец Питер Лели . В настоящее время это произведение — собственность королевы Англии .
В XVI—XVII веках изображения стыдливо присевшей на корточки Венеры по образцу античных выполняли многие скульпторы Италии и Франции. Несколько вариантов были созданы в мастерской Джамболоньи во Флоренции. Французский скульптор Антуан Куазево в 1686 году изваял «Венеру, присевшую на черепаху» для дворца Людовика XIV в Марли .
В собрании семьи Фарнезе в Риме хранилась скульптура присевшей на корточки Венеры, рядом с которой был изображён Амур . В наше время она находится в экспозиции Национального археологического музея Неаполя . Сходная по композиции Венера была обнаружена археологами в XIX веке в предместье Вьенна ; после поступления в Лувр её изучали многие художники, в том числе в начале XX века Поль Сезанн при создании серии картин « Купальщицы ».