Камуфляж
- 1 year ago
- 0
- 0
Камуфля́ж ( фр. camouflage — «маскировка») — маскировочная окраска , применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета (см. Маскировочное окрашивание (военное дело) ).
Согласно руководящим документам времён СССР, камуфляж — это деформирующая крупнопятнистая многоцветная окраска, применяемая только для подвижных объектов, обладающих резко выраженной типичной (узнаваемой) формой. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что при движении каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона, чем достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта (более подробно см. Указание ГИ ВВС № 604(8099) от 2 октября 1974 года). В другом источнике указано, что камуфляж — маскировочное окрашивание, имеет целью сделать предмет неузнаваемым и трудно обнаруживаемым путём искажения его очертаний накраской в определенном положении пятен различных цветов, и вследствие этого камуфляж применяют к движущимся объектам на различной местности .
Распространено заблуждение, что камуфляжной является исключительно пятнистая окраска, но это не так: см. далее про «зимний камуфляж» или « ослепляющий камуфляж ». С целью подчеркнуть, что речь идет о пятнистой окраске, употребляется термин «распятновка».
Камуфляж — также защитный окрас животных , появившийся в результате их естественного приспособления к окружающей среде.
Некоторые виды, например хамелеон , осьминог , кальмар или камбала , способны менять окраску тела под цвет окружения (см. Мимикрия ).
«Расчленяющий» камуфляж используют обезьяны гверецы — их белый хвост, перекинутый через чёрное тело во время сна, разрушает контуры тела при взгляде со стороны .
Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.
Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века . В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки , на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя в англо-бурской войне 1899—1902 гг. , потому вскоре цвет хаки (в различных его оттенках) переняли многие армии мира и широко использовали уже в течение Первой мировой войны .
В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» ( Coloration in the Animal Kingdom ). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа .
Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый « ослепляющий камуфляж » (иногда используется более общий термин « »). Этот камуфляж не пытался спрятать судно , а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса .
В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод») .
Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие , с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира в итоге пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий .
К началу Второй мировой войны камуфляж уже применялся в ряде армий мира ( в Германии , в Италии , и др.), с учётом географических особенностей места предполагаемого боя, также использовался и зимний камуфляж — белые маскхалаты , надевавшиеся поверх шинелей .
В Красной армии камуфляжная форма в ограниченном количестве также была уже до начала Великой Отечественной войны для: пограничников , снайперов , сапёров , разведчиков и диверсантов . Это были маскировочные костюмы с большими неровными пятнами (в форме амёбы ) коричневого или чёрного цвета на фоне цвета хаки или зелёном .
После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце 50-х годов, в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии , камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.
Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме , существовал камуфляж « Дакхантер », используемый 2-й бронетанковой дивизией при операции «Кобра» (1944), но из-за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим шлемам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).
В 1984 году был создан [ где? ] «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора . Такой рисунок мешает глазу зафиксироваться на объекте, заставляя воспринимать его как « белый шум », а также, аналогично ослепляющему камуфляжу, мешает определить его форму и движение.
В настоящее время существует общее стремление каждой армии иметь один универсальный рисунок, дорабатывая цветовые решения этого рисунка в зависимости от типа местности. Таковы существующие в различных цветовых решениях ACUPAT (например, в вариантах «пустынный», «городской» и «лесной», см. статью , базовым считается «urban» — городской вариант в серых тонах), , Flecktarn и другие. Иногда обособленная часть Вооружённых сил может иметь собственный рисунок, однако и в этом случае заметна та же тенденция (например, используемый Корпусом морской пехоты США MARPAT, хотя и отличается от используемого остальными Вооружёнными силами единого рисунка ACUPAT, также имеет несколько цветовых решений, используемых в зависимости от местности, базовым считается вариант «woodland» — лесной, в зелёно-коричневых тонах). Прежде всего (но не исключительно) это связано с по-прежнему актуальной проблемой опознавания «свой-чужой».
Для Советской армии таким общим рисунком был вначале « бутан » (существовавший в виде цветовых решений для леса — на маскировочном костюме КМ-Л, и в виде решения для пустынно-степной местности — на КМ-П), затем «флора», также имевшая более одного цветового решения, и в настоящее время — маскировочный рисунок « тёмный ». Если «тёмный» изначально разрабатывался как универсальный рисунок, а «бутан» предполагалось использовать как минимум в двух цветовых решениях на различной местности (что тоже требует универсальности), то «флора» была приспособлена именно под зелёный растительный, преимущественно лесной фон местности, что и в конечном итоге привело к отказу от этого рисунка в ВС РФ.
Для различной техники маскировочная раскраска применялась во Второй мировой войне, в основном, это были белила и известь для зимних вариантов и штатный зелёный (травяной) цвет для лета. Однако, некоторая часть техники изначально шла в двух-трёхцветном камуфляже. После войны на некоторое время эта практика была прекращена, в связи со сменой приоритетов и задач. Так, например, на самолётах- бомбардировщиках стали красить «брюхо» в снежно-белый цвет, для снижения поражающего воздействия ядерного взрыва . После 1970-х годов большинство военных кораблей и самолётов в СССР красятся в серый ( шаровый ) цвет, как самый незаметный и практичный.
Различные законные и незаконные военизированные формирования различных стран используют камуфляж в форменной и иной одежде, снаряжении, для окраски транспортных средств. В России к таким формированиям, например относятся подразделения ОМОН , ФСИН , , ФГУП Охрана .
В конце 1960-х , будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду (стиль милитари ) в качестве гражданского протеста против войн . Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, чтобы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе .
Модная индустрия начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно , Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде .
Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов .
Модная расцветка под диких животных — леопард , зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.
В некоторых субкультурах , таких как риветхеды , НС-скинхеды , некоторые направления в готике , киберпанк , панк , и особенно в культуре сталкеров , одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.