13 принципов иудаизма
- 1 year ago
- 0
- 0
Иудаизм зародился у еврейского народа во 2-м тысячелетии до н. э.
В общих чертах иудаизм в качестве монотеистической религии Яхве сложился у древних евреев в 1-м тысячелетии до н. э. На ранней стадии своего развития еврейская мифология представляла собой переработку западносемитской мифологии в направлении развития монотеизма .
В различные периоды истории еврейская мифология испытывала влияние египетской , шумеро-аккадской и особенно иранской, в частности, зороастрийской , мифологий, позднее — гностического мистицизма .
Несмотря на заметные успехи библейской археологии , Танах (Ветхий Завет) является практически единственным источником сведений о древнейшей истории израильтян. Первой личностью, упоминаемой в Танахе, о которой имеется независимое письменное свидетельство, является Ахав , царь Израиля; о нём говорится в одном ассирийском письме, датированном 853 годом до н. э. В то же время в двух небиблейских источниках ( Стела царя Меша и Стела из Тель-Дана) упоминается о династии царя Давида ( бейт Давид ), который по реконструированной на основе текста Танаха хронологии должен был жить за 100—150 лет до времени создания этих письменных текстов в камне. На Стеле Меша говорится о войнах Меша с царём Омри , отцом Ахава.
Центральным циклом источников ранней еврейской религии являются тексты Танаха ( Ветхого Завета ), сформировавшиеся в период от XIII—XII до II веков до н. э. и вобравшие в себя тексты самого разного характера, в том числе и фольклорного происхождения: мифы , древние народные предания , фрагменты хроник , исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и др., собранные и обработанные компиляторами .
По причине жанровой неоднородности библейской литературы соотношение исторических фактов и мифологизирующего изложения может быть различным — от хроникальности книг Царств до легенд о праотцах человечества. Однако даже в преданиях об Аврааме и его потомках имеются исторические элементы, в том числе родового и семейного быта .
Книга Бытия содержит такие традиционно-мифологические темы, как сотворение мира и человека ), утрата первоначального рая , потоп и др., а также предания о начале истории еврейского народа . Книга Псалмов и книга Иова , помимо прочего, в своей метафорике фиксируют некоторые вытесненные мифологические мотивы .
Фаза развития религии, связанная с переходом от Античности к Средневековью , отражена в текстах апокрифической апокалиптики , Аггады и предкаббалистической мистики. Апокалиптика акцентирует эсхатологическую тему (Апокалипсис Баруха и Четвёртая книга Ездры), в ряде случаев даёт подробные сведения по мистической космологии, разрабатывает учение о Мессии ( книга Еноха ). Аггада развивает библейские сюжеты относительно свободно вымышленными назидательными или занимательными подробностями. Она отражена в мидрашах и таргумах , отчасти в Талмуде . Важнейшим источником по средневековой мистической традиции, представленной в учении каббалы , является литературный памятник « Зоар » .
Данные археологии позволяют сопоставить библейский рассказ с произведениями древней ближневосточной мифологии .
Многие учёные являются сторонниками документальной гипотезы , которая утверждает, что Тора (Пятикнижие) приобрела современную форму путём объединения нескольких первоначально независимых литературных источников, а не написана полностью Моисеем .
Многие полагают, что во время Первого Храмового периода люди Израиля верили, что у каждого народа существует свой бог, но их Бог является самым главным Богом, то есть придерживались генотеизма и монолатрии . Проводились параллели с зороастризмом , в том числе Ахура Мазды и Иеговы, дуализма (Иеговы и Сатаны) . Некоторые утверждают, что реакцией на дуализм было, наоборот, развитие строгого монотеизма во время Вавилонского пленения. В текстах Танах после Вавилонского плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках . По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить, что их Бог — единственный, и что их народ сплачивает единая религия .
полагает, что истоки библейских Эль, Баала и т. д., возможно, имеют корни в ранней ханаанитской религии, основанной на пантеоне богов, подобном греческому .
Тем не менее теологи и богословы как более раннего времени, так и в XXI веке не оставляют попыток доказать, что монотеизм был присущ иудейским верованиям всегда .
В Ветхом Завете заметны следы взаимодействия обрядности и мифологии. По мнению ряда библеистов , особенно Ю. Велльгаузена , многие повествовательные сюжеты Библии первоначально представляли собой обоснование каких-либо древних обрядовых действий. Так, рассказ о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака , которое в последний момент было отменено Богом ( Быт. ), не может рассматриваться как реминисценция действительно существовавшего института человеческих жертвоприношений, а является мифологическим обоснованием ритуала посвящения божеству «первородных» сыновей, что было в свою очередь символической трансформации ещё более древнего ритуала инициации мальчиков. Связь обряд — миф отразилась также в обычае обрезания мальчиков. В книге Бытия введение этого древнего обычая, происхождение которого было забыто, объяснено прямым повелением Бога Аврааму ( Быт. , и др.) и представлено как знак заключения народом завета (договора) с Яхве . Этот обычай стал своего рода этноразличительным признаком. Мифологическое обоснование получил в Библии также древний скотоводческий обычай вкушения весной мяса ягнёнка. Его установление связано с рассказом об освобождении евреев от египетского рабства ( Исх. ). Рассказ о законодательстве Моисея, его встречах с Богом на горе Синай ( Исх. и др.) представляет собой мифологическое истолкование и кодификацию древних и более поздних обрядовых предписаний и запретов, которым следовали еврейские племена частью ещё в кочевой период, частью в ханаанскую эпоху .
История иудаизма делится на следующие большие периоды развития:
Также проводится периодизация по духовным лидерам:
Время деятельности зугот (пар) в истории иудаизма |
---|
Значительная часть сказаний Пятикнижия , относится к протоеврейским мифам. Даже став частью Торы , они продолжали оказывать влияние на формирование народных легенд, хотя этиологические элементы мифов были вытеснены в процессе развития нормативного иудаизма .
В ранний период в условиях кочевого быта Яхве воспринимался как племенной бог, идущий перед людьми племени в их странствиях и ведущий их войны. В эпоху Израильского царства культ Яхве локализуется в Иерусалиме , где для него строится Храм (X век до н. э.). В условиях, когда единое Израильское царство распадается (около 932—928 годов до н. э.), и позднее возрастает угроза со стороны Ассирии , а затем Нововавилонского царства , важнейшим фактом религиозной жизни становится пророческое движение. Пророки требовали отказа от языческих культовых традиций и почитания каких-либо богов, кроме Яхве .
В период Вавилонского пленения (597—539 года до н. э.), когда значительная часть еврейского населения Иудейского царства насильственно была переселена в Вавилонию , а Иерусалим и Храм разрушены, учение пророков становится наиболее последовательным. Катастрофа объясняется как кара, наложенная Яхве за неверность ему. Однако учение содержит и обещание тем большей награды в будущем, если верность будет проявлена. Государство, которое евреи стремятся возродить, мыслится как теократическое , а царь из рода Давида — как Мессия . Общая для всех деспотий Востока мифологизация царской власти трансформируется в теологию Царства Божьего . Вавилонский плен и последующее включение Палестины в состав персидской державы Ахеменидов (VI—V века до н. э.) сопровождается воздействием зороастризма , который в своей этике и в мессианских мотивах был сходен с библейской верой, в том числе зороастрийской мифологии — вероятно, в представлениях об ангелах и др.
Последующее развитие иудаизма происходит в условиях вхождения Палестины (с IV века до н. э.) в число земель эллинской цивилизации , сопровождавшегося отказом части еврейского общества от иудейских обычаев и принятием греческих культурных норм, и включения Иудеи в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). В еврейской мифологии возникают мотивы мученичества , требующего награды по воскресении мертвых , присутствующие уже в книге Даниила . Ессеи , к которым принадлежала Кумранская община, в безбрачии, аскезе и пустынножительстве искали духовную подготовку к близкой эсхатологической схватке мировых сил добра и зла . В результате неудачных попыток восстания против Римской империи в Первую Иудейскую войну Иерусалим и Второй храм (70 год) были разрушены. Еврейская диаспора , рассеянная по Римской и Сасанидской империям , прежде всего общины в Александрии , Риме и Месопотамии , лишилась объединяющего центра .
В послебиблейскую эпоху развитие еврейской мифологии происходило в трёх средах: в раввинистической учёности Талмуда и мидрашей, в полуортодоксальной и внеортодоксальной мистической среде и в народных поверьях. На периферии, вне рамок собственно религии иудаизма, еврейская мифология частично утрачивает свою специфику и сближается с традиционными мифологиями .
Еврейская мистическая традиция испытала влияние иранской и особенно гностической мифологии, а также греческой идеалистической философии ( пифагореизма , платонизма и неоплатонизма ) и внеконфессионального «тайноведения» ( астрологии , алхимии , физиогномики , наукообразной магии ) и находилась в тесной связи с апокалиптикой. Она воспринималась негативно сторонниками ортодоксии, но определяла представления, фольклорные мотивы, бытовые поверья, философскую мысль носителей еврейской традиции, возрождаясь в каббале и близких к ней направлениях .
Концепция широких устных контактов еврейской и греко-римской мифологий в эллинистическую и талмудическую эпохи является основой сравнительного подхода к изучению легенд, сохранившихся в апокрифах, псевдоэпиграфах , Талмуде и Мидраше .
Послебиблейские образы Мессии (Машиаха) и мессианского времени повлияли на исламские представления о Махди , сокрытом имаме шиитов и др. В Средние века, как и во времена Вавилонского пленения, понятие «изгнания» (галута), преодолеваемого в эсхатологической перспективе, становится центральной религиозно-мировоззренческой категорией. С талмудических времён циркулировали слухи о локализуемой в различных местах праведной стране, где на берегах реки Самбатион в независимости и древней чистоте веры и обычая живут потомки потерянных колен Израилевых . Эта страна предвосхищала мессианское время. Мифологизации подвергаются образы Земли Израильской и Иерусалима, становящиеся земными эквивалентами и соответствиями горнего мира славы .
В ветхозаветный период еврейская мифология почти не проявляла интереса к индивидуальной эсхатологии. Загробная участь представлялась как полунебытие в шеоле , без радостей и острых мучений (ср. Аид у Гомера ), в окончательной отлучённости от Бога ( Пс. 6, 6; 87/88, 11 и др.). В эллинистическую эпоху возникает представление, ещё долго вызывавшее споры иудейских теологов, о воскрешении мёртвых и суде над ними , в результате которого праведные будут приняты в царство Мессии , а грешные отвергнуты. Здесь, однако, речь шла не о рае или аде для отрешённой от тела души, а о преображении всего мира, блаженстве или погибели для души, воссоединившейся с телом. Впоследствии, под влиянием христианства и ислама внимание переносится на немедленную посмертную участь души, отходящей или к престолу Бога , или в ад, хотя представление о страшном суде в конце времён остаётся. Детализация системы наказаний в аду, совершенно чуждая Библии и слабо разработанная в талмудическо - мидрашистской литературе, была в полной мере развёрнута только в конце Средневековья («Розга наставления») .
Р. Зейнер, исследователь восточных религий, писал о прямом влиянии зороастризма на еврейские эсхатологические мифы, особенно на концепцию воскрешения мёртвых с наградой для праведников и наказанием для грешников. По мнению Джозефа Кэмпбелла , из зороастризма заимствована еврейская идея линейной истории. Согласно зороастризму, нынешний мир испорчен и должен быть улучшен действиями человека . Мирча Элиаде отмечал, что еврейская мифология рассматривает исторические события как эпизоды непрерывного Божественного откровения . Причём эти события не являются повторением друг друга. Каждое из них представляет собой новое деяние Бога . Элиаде считал, что евреи имели концепцию линейного времени ещё до их контакта с зороастризмом, но соглашался с Зейнером, что зороастризм повлиял на еврейскую эсхатологию. Согласно Элиаде, заимствованные элементы включают этический дуализм , миф о Мессии и «оптимистическую эсхатологию, провозглашающую конечный триумф добра» .