Ворона (альбом)
- 1 year ago
- 0
- 0
Трёхлапая ворона — мифическое существо, встречающееся в мифах Азии и Северной Африки . Обычно в азиатских странах трёхлапая ворона была символом Солнца .
Трёхлапая ворона впервые встречается в монументальной живописи Древнего Египта , ликийских и памфилийских монетах .
В китайской мифологии трёхлапая ворона носит имя «саньцзуу» ( кит. трад. 三足烏 , упр. 三足乌 , пиньинь sānzúwū ; иер. трад. 三足烏 , ютпхин : saam1zuk1wu1 , йель : saam1juk1wu1 , кант.-рус. : са:мчукву ; шанхайский : sae tsoh u) и присутствует во многих мифах; встречается в Шань хай цзин . Самое раннее изображение трёхлапой вороны относится периоду неолита , оно нанесено на керамику культуры Яншао . Саньцзуу входила в число 12 медальонов, которыми украшали одежду древнекитайских императоров .
Самый популярный вариант легенды с трёхлапой вороной описывает ворону янъу ( кит. трад. 陽烏 , пиньинь yángwū — во́рона- ян ; также цзиньу, кит. трад. 金烏 , пиньинь jīnwū , золотого ворона). Обычно изображения янъу окрашивали в красный цвет вместо чёрного .
В китайских легендах трёхлапая ворона олицетворяла Солнце , и это отразилось в существующем в современном китайском языке чэнъюе «золотая ворона и нефритовый заяц» ( кит. упр. 金乌玉兔 , палл. цзинь у юй ту ), образно обозначающем Солнце и Луну . Его самое раннее использование отмечено у сунского поэта в стихотворении в жанре цы «Аромат сердцевины осеннего цветка» ( кит. упр. 《秋蕊香》 ) .
Согласно легендам, существовало десять солнечных воронов, поселившихся на десяти солнцах. Они уселись на шелковицу «Фусан» ( кит. трад. 扶桑 , пиньинь fúsāng , буквально «стелющаяся шелковица») на холме в Солнечной долине. На ветвях той шелковицы было много ртов . Каждый день один из воронов облетал мир в карете , которой управляла богиня Сихэ . Согласно Шань хай цзин , солнечные вороны ели два сорта волшебной травы: «дижи» ( кит. трад. 地日 , пиньинь dìrì , «земляное солнце»), и «чуньшэн» ( кит. трад. 春生 , пиньинь chūnshēng , «весенние всходы»). Небесные вороны часто спускались на землю и вкушали травы, но это не нравилось Сихэ, поэтому она закрыла им глаза .
Кроме того, по легенде, около 2170 года до н. э. все десять воронов выехали вместе, и мир загорелся; стрелок Хоу И спас мир, попав в девять воронов, этому событию посвящён Праздник середины осени .
В китайской мифологии феникс обычно изображается двухлапым, но иногда встречаются варианты с дополнительной конечностью .
Си Ванму (верховная богиня) имела в распоряжении птиц ( кит. трад. 青鳥 , пиньинь qīngniǎo ), которые приносили ей еду; в религиозном искусстве в правление династии Хань они изображались трёхлапыми . В захоронении Юнтай времён династии Тан нефритовые птицы также изображены трёхлапыми .
В японской мифологии аналогичный ворон называется ятагарасу ( яп. 八咫烏 , «ворона на восемь ладоней»; «та» — расстояние от кончика большого до кончика среднего пальца) , появление этой птицы является знаком воли Неба .
Хотя ятагарасу упоминается в синтоистских писаниях несколько раз, основная масса изображений находится на ксилогравюрах периода Эдо . Трёхлапую ворону изображали как символ обновления, восстановления после трагедии.
Ятагарасу известен как проводник императора Дзимму из южных земель в Кумано на территорию современной провинции Ямато . Обычно считается, что ятагарасу — воплощение божества , однако ни в одном из сохранившихся ранних документов этого факта не упоминается . «Карасу тэнгу », тэнгу-ворон, вероятно, является аналогичным семитскому богу .
Ятагарасу несколько раз упоминается как трёхлапый в Кодзики .
На эмблемах Японской футбольной ассоциации и управляемых ею команд, в частности, национальной сборной , находится изображение ятагарасу .
В трёхлапая ворона известна как самджого ( кор. 삼족오 ? , 三足烏 ? ). В царстве Когурё самджого была символом власти, более важным, чем китайский дракон и корейский феникс .
Трёхлапая ворона могла заменить феникса на государственной печати во время её обновления в 2008 году .