Пост в иудаи́зме
(
ивр.
צוֹם
цом
, также
תַּעֲנִית
тáанит
,
ענות נפש
áнот нéфеш
— «истязание души») — воздержание от принятия пищи и питья, добровольное или по предписанию закона.
В Библии
Пост упомянут уже в
Пятикнижии
(
Лев.
). Являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху
первого Храма
(
Ис.
по
Септуагинте
;
Иер.
; ср.
Иоил.
;
). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (
3Цар.
).
Назначение поста
В древности пост преследовал разные цели:
-
В знак траура. Смерть царя Саула была отмечена 1-дневным постом (
2Цар.
), а среди особо преданных ему людей — 7-дневным (
1Цар.
). Отказ царя Давида поститься после смерти сына (
2Цар.
) вызвал удивление придворных.
-
Для предотвращения или смягчения бедствия. Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена
Биньямина
(
Суд.
),
филистимлян
(
1Цар.
;
) и врагов в
Заиорданье
(
2Пар.
). Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (
Иоил.
;
,
). Пост также соблюдали в надежде отвратить угрозу истребления со стороны
вавилонян
(
Иер.
) и
персов
(
Есф.
) и вызвать спасительное вмешательство Бога (
1Цар.
), смягчить тяжесть иноземного ига (
Неем.
), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда
был обвинён в богохульстве —
3Цар.
).
-
Как акт, сопровождавший молитву. Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа,
Моисей
постился 40 дней (
Исх.
; согласно
Втор.
— дважды);
Саул
постился накануне встречи с духом
Самуила
(
1Цар.
);
Даниилу
в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (
Дан.
; ср.
). А также перед совершением особо важного акта представителями народа (
3Цар.
).
-
Пост рассматривали как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. В
Талмуде
пост сравнён с
жертвоприношением
; страдания человеческого тела рассматривают как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь
Давид
постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (
2Цар.
); Бог смягчил наказание
Ахаву
, потому что тот постился и унижал себя (
3Цар.
; см. также
Пс.
;
;
Езд.
).
В иудаизме
Наиболее известный в иудаизме день поста —
Йом Кипур
(День Искупления), когда
галаха
запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относят к праздничным. Этот пост, равно как и пост
Девятого Ава
(Тиша бе-Ав, в который также запрещены эти 5 вещей), продолжают от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Пост Девятого Ава предваряют 3 траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечают 3 Тишрея (
Пост Гедальи
),
10 Тевета
и
17 Тамуза
. Перед
Пуримом
отмечают
пост Эстер
в память о событиях, описанных в
книге Эстер
(
Есфири
), а перед
Песахом
существует так называемый «
пост первенцев
». Все эти посты продолжают от
рассвета
и до появления звёзд.
Существует также ряд необязательных постов, например в канун
новомесячий
, пост первенцев накануне Песаха, 3 дня по лунному календарю во второй день после Песаха и в пятый и через неделю во второй
в месяц после праздников
: Песах и Суккот.
Тору
читают публично в
синагоге
по понедельникам и четвергам (связано с постом). Также
сидур
содержит особые молитвы (
таханун
) на понедельник и четверг (связано с постом).
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например
постился 40 лет, чтобы
Иерусалим
не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней.
Примечания
-
Талмуд, Брахот 17а
-
По лунному календарю
-
Мишна Таанит 2; вавилонский Талмуд 12а; Шулхан-Арух Орах-Хаим 492
-
По лунному календарю пост во второй день (17 Нисана) после Песаха и Суккот, в пятый день (20 Нисана) после Песаха и Суккот, через неделю во второй день (24 Нисана) после Песаха и Суккот (Шулхан-Арух Орах-Хаим 492)
Источники
Ссылки