Interested Article - Натан из Газы

Натан из Газы ( ивр. נתן העזתי ‎, Натан Ха-Азати ; 1644 , Иерусалим 12 января 1680 , Скопье ) — каббалист , объявивший в 1665 году Шабтая Цви Мессией и богословски обосновавший движение саббатианства .

Биография

Натан был сыном Элиша Хаима бен Яакова Ашкенази — еврея-ашкеназа, переселившегося в Иерусалим из Европы. В молодости получил религиозное ортодоксально-иудейское воспитание под руководством Якова Хагиза. В 1663 году переселился из Иерусалима в Газу , где женился на дочери богатого португальского еврея и занялся изучением Лурианской каббалы . Натан практиковал лечение от психических болезней, прописывая тиккун , под которым он понимал особый вид медитации.

Сподвижник Сабтая

О нём узнал Шабтай Цви , страдавший тяжёлыми депрессиями, и на его обратном пути из Каира Натан сблизился с ним, уверил его, что у него нет психической болезни, и что тот — Мессия. После этого Натан стал его горячим приверженцем. Последователи Шабтая Цви сообщают, что Натан вырыл из земли часть старинного сочинения, в котором была предсказана мессианская роль их учителя. 20-летний Натан стал ревностно распространять славу Шабтая Цви.

Объявив себя пророком Илией , который призван расчистить путь для Мессии, Натан из Газы весной 1665 года пророчествовал, что около середины следующего года Мессия явится во всей своей славе, заберёт в плен султана и утвердит власть Израиля над всеми народами земли. Ему лично будет поручено владеть Турцией , между тем как Шабтай Цви станет побеждать другие народы.

Видя, что иерусалимские раввины настроены к саббатианскому движению враждебно, Натан из Газы объявил, что отныне Иерусалим более не является святым городом, а что эта роль перешла к Газе . Между тем он продолжал рассылать послания о величии Мессии в главнейшие европейские общины и посетил ряд городов в Европе, Африке и Индии.

Натан из Газы сохранил верность Шабтаю Цви и после отступничества последнего 6 февраля 1666 года в Стамбуле . В послании к евреям Алеппо он старался сохранить их веру в Мессию, доказывая, что его ренегатство является глубокой тайной, смысл которой вскоре выяснится. Благодаря ему вера в Саббатая опять окрепла.

Опасаясь за свою жизнь ввиду наступившего в Палестине разочарования, Натан бежал из Газы и весной 1667 переселился в Смирну ( Измир ), где уже имел сторонников, хотя 9 декабря 1666 года раввины города наложили херем на всех саббатианцев, особо упомянув Натана из Газы.

Европейские скитания

В конце апреля того же года Натан направился в Адрианополь ( Эдирне ), где, несмотря на письменное обещание оставаться спокойным, продолжал агитацию, побуждая местных саббатианцев объявить о своей верности руководителю движения. Он заставил местных саббатианцев возвестить свою приверженность к Саббатаю упразднением постов 17 таммуза и Девятого ава . В Адрианополе на него был также наложен херем , и Натан отправился с немногими приверженцами в Салоники , где, однако, не имел успеха. Больше сочувствия он встретил на островах Хиосе и Корфу . Затем он отправился в Венецию (март 1668 года). Венецианские раввины и совет общины заставили Натана из Газы письменно объявить, что все его пророчества — продукт воображения. Эта исповедь была опубликована, вследствие чего Абрахам Яхини , инициатор саббатианского движения, отправил Натану письмо, в котором выразил ему соболезнование по поводу преследований, а венецианскому раввинату — негодование по поводу его отношения к Натану.

Венецианские евреи убеждали Натана отправиться в Ливорно , еврейское население которого было известно своей враждебностью к саббатианству. Они дали ему эскорт, как бы для почёта, но в действительности, чтобы Натан не мог отправиться в другое место. Натан, однако, понял мотивы, почему его посылают в Ливорно , и, бежав от сопровождавших его, посетил Болонью и Флоренцию . В июне 1668 года он прибыл в Рим , откуда был изгнан. Тогда он отправился в Ливорно (по другой версии — в Анкону ), где даже завербовал несколько приверженцев. Оттуда он вернулся в Адрианополь.

Последние годы своей жизни он провёл, по-видимому, в странствиях. Умер в Македонии ( Скопье ) или в Болгарии ( София ).

Учение

Учение Натана является развитием каббалистического учения Ари с особым вниманием на роли мессии в процессе исправления ( тиккун ), а также на происхождении зла ( клипот ). Зло глубоко укореняется в Боге и возводится к бездумным светам решимо , отказавшимся подчиняться процессу божественного сжатия ( цимцум ). Оставшись в образовавшейся пустоте, решимо образуют мир клипот, которые у Натана также именуются драконами ( ивр. תַּנִּינִם ‎, танниним — термин упомянутый в Торе , в русском переводе «большие рыбы» Быт. ). Главным инструментом божественного спасения оказывается Мессия , который обладает безгрешной душой. Мессия должен спасти все клипот, отсюда он приобретает обозначение Святого Дракона (аналогичного нехуштану Моисея). Однако Мессия для начала должен опуститься в мир зла и принять грехи мира, посему Натан считал, что Мессия имеет право на поступки, запретные с точки зрения обычной религии, в том числе и вероотступничество ( марранизм ) .

Сочинения

  • «Седер [или Сефер] хафсака гдола» («Порядок большого [шестидневного] поста»; частично издано в 1732 г.) с дополнением «Тиккуней тшува» («Установления о покаянии»);
  • «Друш ха-танниним» («Трактат о драконах», 1666 ) — сохранившаяся часть серии его сочинений о сотворении мира.
  • «Сефер ха-бриа» («Книга о Творении», 1670 ).
  • «Змир-‘арицим» («Торжество властелинов»), другое название «Друш ха-менора» («Толкование о светоче»), содержит, в частности, апологетику ряда поступков Шабтая Цви.

Три пиюта Натана из Газы включены в анонимное сочинение XVIII века «Хемдат ямим» («Услада дней») ( Константинополь , 1735) ο морали, ритуальных обрядах и молитвах в будние и праздничные дни, которое (вместе с рядом приложений) приписывалось ему целиком. Ко второй части приложена статья «Адрат Кодеш» — каббалистические примечания к книге Бытия . Его «Оцар нехмад» состоит из выдержек и дополнений к упомянутому сочинению ( Венеция , 1758).

Натан из Газы написал также «При Эц адар» — молитву на 15 швата ( Венеция , 1753) и «Тиккун кри`a», сочинение об аскетизме в духе саббатианского учения ( Амстердам , 1666). Сохранилась часть переписки Натана из Газы. Учениками Натана из Газы составлены сборники его высказываний и его жизнеописания.

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 февраля 2011. 21 марта 2011 года.
  2. . Дата обращения: 19 февраля 2011. 8 ноября 2011 года.
  3. . Дата обращения: 19 февраля 2011. 7 ноября 2010 года.

Источники

Ссылки

  • / Гнезда Драконов
  • Евгений Торчинов и Авраам Элькайям,
Источник —

Same as Натан из Газы