Аниме и манга в жанре пародия
- 1 year ago
- 0
- 0
Паро́дия ( от др.-греч. «возле, кроме, против» и др.-греч. «песня» ) — вид комической стилизации , целью которой является высмеивание имитируемого объекта, которым может быть и произведение искусства , и творчество какого-либо автора, и жанр , а также манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте). Говоря иначе, пародия — «это комический образ художественного произведения, стиля, жанра» , «комическое подражание художественному произведению или группе произведений» .
В некоторых словарях и монографиях пародия определяется как жанр , что противоречит её природе, ведь пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе — в литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и др. К тому же «элементы пародии могут включаться в большие произведения, в том числе и в качестве вставных пародийных текстов» , как, например, в произведениях А. С. Пушкина (« Руслан и Людмила », « Евгений Онегин », « Капитанская дочка »), Ф. М. Достоевского (« Бедные люди », « Бесы »), Льюиса Кэрролла (« Алиса в Стране чудес », « Алиса в Зазеркалье »), А. П. Чехова («Драма»), Ильи Ильфа и Евгения Петрова (« Двенадцать стульев », « Золотой телёнок ») В. В. Набокова (« Дар », « Лолита ») и многих других авторов.
Пародия была известна в античной литературе . Первый известный образец жанра — Батрахомиомахия (« Война мышей и лягушек »), где пародируется высокий поэтический стиль « Илиады » Гомера.
Литературовед А. А. Морозов выделяет три основные разновидности жанра литературной пародии :
Тихая звездная ночь.
Друг мой, чего я хочу?
Сладки в сметане грибы
В тихую звездную ночь.
Друг мой, тебя я люблю,
Чем же мне горю помочь?
Будем играть в "дурачки"
В тихую звездную ночь.
Друг мой! Умен я всегда,
Днем я — от смысла не прочь.
Лезет в меня ерунда
В теплую звездную ночь.— Дмитрий Минаев , Лирические песни без гражданского отлива, 1863
Пародия является неотъемлемой частью литературной жизни , часто выступая и средством борьбы враждующих школ и группировок, и видом литературной критики . По мнению Л. Гроссмана , «пародия на литературное произведение всегда является его оценкой. Выделяя и гипертрофируя те или иные комические, странные или своеобразные черты оригинала, пародия тем самым характеризует данный текст, отражает его в своем „кривом зеркале“ под определенным углом зрения… В основе ее — углубленное изучение пародируемых авторов, тонкая наблюдательность, чутье живой и меткой оценки» . «В свою очередь, отечественная критика нередко шла в одной упряжке с пародией: относительно самостоятельные пародии внедрялись в тексты журнальных статей, рецензий и обзоров, самые разнообразные жанры включали в себя пародийные намеки и пассажи. Это можно наблюдать в литературной работе Н. А. Полевого, Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, создателей Козьмы Пруткова и Н. А. Добролюбова, Д. Д. Минаева и В. С. Курочкина…» .
Осмеивая то или иное литературное явление, пародист «может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приемы поэзии , так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности» .
В то же время пародия может свидетельствовать о значимости и популярности пародируемого явления. Наряду с сатирическими существуют и доброжелательные пародии, не лишенные иронического оттенка, но в целом не столько разоблачающие свой объект, сколько «гиперболически демонстрирующие» его неповторимое своеобразие . Таковы, например, пародии Ю. Д. Левитанского из его цикла «Сюжет с вариантами», в котором детский стишок «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» изложен от лица ведущих советских поэтов, причем автор цикла в первую очередь «стремился схватить особенности их интонации, лексики, творческой манеры, стиля». Также, одним самых известных советских пародистов поэзии можно назвать А. Иванова (также бессменный ведущий телепередачи «Вокруг смеха»). Пародия может быть и не на конкретное литературное произведение, а собирательной, высмеивающий определенный литературный стиль или штампы , например известная песня Владимира Высоцкого « Пародия на плохой детектив ».
История музыки дает немало примеров того, как объектом пародии становились и популярные произведения, и жанры , и творческие манеры композиторов, и музыкальные шаблоны. Мастерами музыкальных пародий были такие композиторы, как Моцарт (его дивертисмент Ein musikalischer Spaß («Музыкальная шутка», K. 522) считается пародией на бесталанных композиторов, воспроизводивших общие места своего времени) и Жак Оффенбах , высмеивавший в своих буффонадах сочинения именитых современников, авторов «серьезной музыки»: Гектора Берлиоза , Рихарда Вагнера , К. В. Глюка , Джакомо Мейербера и др.; его оперетта «Орфей в аду» (либр. Э. Кремьё и Л. Галеви, 1858) представляет собой остроумной пародию на оперу традиционного типа и одновременно — едкую сатиру на буржуазно-аристократическое общество Второй империи .
Наиболее часто пародируемым музыкальным жанром считается песня .
Песни-пародии могут представлять собой оригинальные произведения, комично обыгрывающие тематику и формальные особенности пародируемого сочинения. Примерами таких пародий являются: песня « Back in the U.S.S.R. » из « Белого альбома » (1968) группы The Beatles , пародирующая песню Чака Берри «Back in the U.S.A.», а также сочиненные Нилом Иннесом песни-пародии на композиции «The Beatles», прозвучавшие в псевдодокументальном фильме The Rutles: «All You Need Is Cash» (Всё, что тебе нужно — это бабло, 1978). В 80-х и 90-х самый, наверное, известный пародист в США — Странный Эл Янкович . В СССР/России — Сергей Минаев .
Пародии другого рода представляют собой «подтекстовку» популярных песен , когда сохраняется мелодия, но изменяются слова исходного произведения. Некоторые пародии на песни считаются народными и ходят во многих вариантах, другие созданы авторами, специализирующимися на музыкальной пародии, такими как, например, коллективы «Фабрика Переделок», « Красная Плесень », « Пятая Бригада », ОСП-Студия , « Б2 » и « Мурзилки International ». Песенные пародии популярны во многих странах мира.
Известно существование пародии на гимн царской эпохи « Боже, Царя храни! », который приписывали Пушкину . Версия об авторстве Пушкина возникла после того, как декабрист А. В. Поджио сознался на допросе, что на встрече на квартире у И. И. Пущина обсуждалось сочинение песен «наподобие „Боже, спаси царя“ Пушкина». Авторство также приписывалось А. А. Дельвигу .
Среди пародий на гимн Российской Федерации известна песня Юлия Кима :
Россия родная, страна дорогая,
Ну что ж ты, Россия, стоишь и поёшь
Всё снова и снова стихи Михалкова,
А там что ни слово —
Дежурная ложь?— Юлий Ким, Гимн России (мой вариант)
Кинопародии — комедийные фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино. Кинопародии известны достаточно давно. Наиболее удачные пародии, как правило, делаются на фильмы, отличающиеся либо огромным количеством заезженных штампов , либо неумеренным пафосом .
К кинопародиям часто относят и фильмов. В России в качестве примеров такого творчества можно назвать переозвучки голливудских блокбастеров , выполненные Дмитрием Пучковым (Гоблином) — в них сюжет фильма, несмотря на сохранение видеоряда, полностью изменяется за счёт замены оригинальной звуковой дорожки на новую. Сам Гоблин утверждает, что объектом пародирования являлись не сами фильмы, а склонность большого числа российских переводчиков вместо адекватного перевода делать практически произвольный пересказ, часто резко искажающий смысл того, что на самом деле говорится героями фильма. По отношению же к оригинальному фильму смешной перевод в подавляющем большинстве случаев является не пародией, а производным произведением .
На
телевидении
жанр пародии очень востребован. Сюда можно отнести пародии на популярных деятелей (политиков, певцов, телеведущих и т. д.), без которых не обходится практически ни одна юмористическая передача. В 2008 году на российском телевидении появилась передача, целиком состоящая из пародий — «
Большая разница
» (также,
Большая разница в Одессе
).
Пример иностранной пародии на распространённые
клише
детских образовательных передач 1980-х годов — цикл видеороликов «
Тоффи и горилла
» (Израиль, 2007 год), некоторые ролики которой многие посмотревшие принимали за оригинал.
Сайт-пародия — веб-сайт , пародирующий черты другого, обычно широко известного веб-сайта. Пародироваться может как идея, так и элементы внешнего оформления. Продолжительность жизни пародийных сайтов неодинакова. Некоторые из них функционировали очень недолго. Примеры:
Сатирические новости же зачастую пародируют новостные заметки как жанр.
До 2008 года правовой статус пародии в Российской Федерации определён не был. 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть ГК РФ , где 3 пункт статьи 1274 в явном виде разрешает пародию:
Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
При этом, согласно пункту 2 статьи 1266, пародия не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию автора оригинального произведения:
Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.
В США действует прецедентная судебная система , поэтому и правовой статус пародии там определился после прецедента. Таковым стало в 1994 году дело Campbell против лейблы , в котором авторы пародии были оправданы, после чего пародия стала легальной.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|