Interested Article - Русская православная старообрядческая церковь
- 2020-02-08
- 2
Ру́сская правосла́вная старообря́дческая це́рковь (сокращённо РПСЦ ) — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев - поповцев , принимающих окормление Белокриницкой иерархии . Современная иерархия РПСЦ возникла в 1846 году, когда было восстановлено епископское возглавление церковной иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической Русской православной церкви , существовавшей до реформ патриарха Никона ; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквями, за исключением Православной старообрядческой церкви в Румынии (24 октября 2023 года церковь в Румынии разорвала общение). Несмотря на снятие в 1971 году « клятв » со стороны Московского патриархата , последний не признаёт иерархию РПСЦ .
Название
Как указывает историк Виктор Боченков , юридически закреплённого наименования конфессии до 1988 года не существовало . « Окружное послание », подписанное старообрядческими епископами в 1862 году и сыгравшее в истории старообрядчества заметную роль полностью именуется: «Окружное послание единыя, святыя, соборныя, апостольския древлеправославнокафолическия церкве». Полное название другого классического труда старообрядческого книжника и писателя И. Г. Кабанова звучит так: «Кратчайшее начертанїе исторїи Вѣтковскїя церкви, вкупѣ же и краткое изложенїе догматовъ и преданїй, чиновъ же, и обрядовъ, и обычаевъ древлеправославно-каѳолическаго исповѣданїя единыя святыя соборныя, апостольскїя Древле-Греко-Россїйскїя Церкви<…>» . Сочинение другого старообрядческого автора Семёна Семёнова именуется: «Краткая история о существовании священства в християнской (староверческой) Церкви, содержащей древлеправославныя Греко-российския Церкви веру» . В России до революции также именовались «Австрийской иерархией» или «австрийским священством» в силу того, что Белая Криница находилась на территории Австрийской империи
В старообрядческой переписке XIX — начала XX столетия наиболее частым определением стали слова «Церковь Христова». На короткий период в заголовках официальных соборных постановлений 1920-х годов к словосочетанию «Церковь Христова» впереди добавляется прилагательное «Древлеправославная» . «Постановления Освящённого Собора боголюбивых епископов, священнослужителей и мирян святой Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию)» — так звучит название нескольких брошюр, которые удалось издать в середине и второй половине 1920-х годов старообрядцам, признающим Московскую архиепископию . Такое уточнение потребовалось в связи с тем, что в 1924 году поповцы, не признающие Белокриницкую иерархию, присоединили старообрядческого иерарха Николая (Позднева) , основав таким образом собственную иерархию . Уже в 1930-х годах определение, сложившееся в 1920-е годы, «потерялось», однако в 1990-е годы оно было популяризировано благодаря изданию «Старообрядчество: Лица события, предметы и символы» (1996), но как указывает Виктор Боченков: «за основу были взяты официальные документы 1920-х гг., а это лишь краткий отрезок, и такое наименование не может экстраполироваться на весь период церковной истории от Никона и дальше». Во второй половине 1940-х годов Московская архиепископия подготовила и передала в Совет по делам религиозных культов «Устав христианской русско-старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии». В церковных календарях, издававшихся до 1988 года указывалось, что они издаются «по благословению» Архиепископии Московской и всея Руси и конкретного правящего иерарха . Название «Древлеправославная Церковь Христова» в них не фигурировало .
История РПСЦ
Русская православная старообрядческая церковь полагает всю историю Русской церкви до 1653 года своей собственной историей.
Начало Белокриницкой иерархии
Одним из следствий богослужебной реформы , предпринятой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем , был раскол в Русской церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь рядом внешних и внутриполитических соображений, предприняли унификацию русских богослужебных текстов с греческими, что не было принято значительной частью Русской церкви.
Вследствие государственного преследования старообрядцы остались без епископата . В таких чрезвычайных условиях (священных лиц имеют право поставлять только епископы, те же клирики дораскольного поставления, которые не приняли реформ, не могли жить вечно) некоторые старообрядцы (которых стали называть беспоповцами ) отказались принимать в общение «никонианское» священство как еретическое, оставшись без священства полностью. В дальнейшем беспоповство разделилось на множество согласий и толков, подчас значительно отличающихся друг от друга своим учением. Некоторые беспоповские течения приобрели черты сект. Другая же часть старообрядцев ( поповцы ), исходя из канонической практики, существовавшей в Церкви со времени борьбы с арианством , настаивали на возможности и даже необходимости принятия в общение в сущем сане новообрядческих священнослужителей при условии их отречения от реформ Никона. В результате этого среди поповцев уже с конца XVII — начала XVIII века преобладала практика приёма священства от новообрядцев через миропомазание . На протяжении XVIII века старообрядцами было предпринято несколько попыток приёма в общение какого-нибудь архиерея, но все они успехом не увенчались.
C конца XVIII века в Русской православной церкви по почину отдельных архиереев стали появляться приходы, где служили по старым обрядам и книгам, для которых по старым книгам ставили клириков. В 1800 году данное движение было регламентировано, и стало официально называться единоверием . Однако в течение первых десятилетий XIX века в число перешедших в единоверие старообрядцев было невелико.
В царствование Николая I положение старообрядчества изменилось в худшую сторону: правительством были приняты меры по искоренению беглого старообрядческого священства. В ответ на гонения в старообрядческой среде родилась идея учреждения старообрядческой епископской кафедры за пределами России . В 1846 году находившийся в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница , относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия ), затем — к Румынии , с июня 1940 — в составе Украинской ССР , при этом митрополичья кафедра была перенесена в город Брэила в Румынии) бывший Босно-Сараевский митрополит грек Амвросий (Папагеоргопулос) ( 1791 — 1863 ; 12 сентября 1840 года был отозван в Константинополь Патриархом Анфимом IV ввиду опасений, вызванных жалобой митрополита на притеснения населения от местных турецких чиновников; ранее, в том же году, он поддержал восстание боснийцев против оттоманского правителя в Сараево) после переговоров со старообрядцами (иноками Павлом и Алимпием) согласился присоединиться к старообрядчеству по второму чину (чрез помазание миром) и совершил ряд хиротоний для беглопоповцев. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопоставленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Некоторые обвиняют Амвросия в единоличном рукоположении епископов, что противоречит букве закона 1-го апостольского правила, но примером совершения и одобрения такого действия в экстремальных обстоятельствах послужили многие святые, в числе которых Свт. Стефан Сурожский , Иоанн Златоуст и Афанасий Великий .
В 1853 году была основана Владимирская архиепископия; через десять лет (в 1863 году) она была преобразована в Московскую и всея Руси. Центр Белокриницкого согласия располагался в Москве вблизи Рогожского старообрядческого кладбища .
Правительством были предприняты меры к искоренению новой иерархии: священников и епископов заключали в тюрьмы (так, епископ Конон (Смирнов) провёл в Суздальской монастырской тюрьме 22 года: 1859 — 1881 ), алтари старообрядческих храмов запечатывали (алтари храмов Рогожской слободы в Москве простояли запечатанными в течение почти полувека: 1856 — 1905 ), старообрядцам запретили записываться в купеческое сословие и др. Гонения эти начали ослабевать только в царствование Александра III , но и при нём сохранялся запрет на служение старообрядческого священства.
В условиях усиления гонений после учреждения иерархии в среде старообрядцев-поповцев возникли новые разделения. Часть поповцев не признала Белокриницкой иерархии, продолжая окормляться «бегствующим священством» из Российской Синодальной Церкви . Этой группе, называвшейся в первой половине XIX века « беглопоповцами », удалось обрести свою иерархию только в 1923 году ; современное название этого согласия — Русская Древлеправославная Церковь , возглавляемая Патриархом (с 2002 ) Александром (Калининым) .
Неокружнический раскол и его преодоление
24 февраля 1862 года в ответ на многочисленные нападки со стороны беспоповцев и обвинения в еретичности было издано « Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии », подготовленное Владимирским, впоследствии Московским, архиепископом Антонием и начётчиком Иларионом Кабановым , пишущим под псевдонимом «Ксенос». В «Окружном послании», в частности, утверждалось, что новообрядцы, хотя и погрешают в вере, но веруют во Христа, что новобрядное написание «Иисус» не означает «иного бога», отличного от Исуса Христа, что четвероконечный образ Креста Христова также достоин поклонения, как и осьмиконечный, что христопреданное священство, таинства и бескровная Жертва будут существовать в Православной Церкви до скончания времён, что молитва за царя необходима, что время последнего Антихриста и конца света ещё не настало, что в Синодальной и Греческой Церквах священство истинное, следовательно, оно истинное и в РПСЦ, принявшей священство от Амвросия.
Большинство верующих Белокриницкого согласия приняло «Окружное послание» (таких христиан стали называть «окружниками»), однако нашлись и отвергнувшие его (« неокружники », или «противоокружники»). Положение осложнялось тем, что к неокружникам примкнули некоторые архиереи. Со стороны окружников в течение конца XIX — начала XX веков регулярно предпринимались попытки уврачевать неокружнический раскол, в связи с чем в целях церковной икономии «Окружное послание» неоднократно объявлялось «яко не бывшим» (при этом подчёркивалось, что послание вполне православно и не содержит ересей ). Примирение значительной части неокружников с Московской архиепископией состоялось в 1906 году .
Белокриницкая иерархия в конце XIX — начале XX века
Несмотря на ограничительный по отношению к старообрядцам характер российского законодательства, Белокриницкое согласие, с 1882 года возглавлявшееся в России архиепископом Московским Саватием (Лёвшиным) , постепенно укрепляло свои позиции.
В конце XIX века происходило упорядочение внутренней церковной жизни старообрядцев Белокриницкой иерархии на основе принципа соборности, в чём немалая заслуга принадлежала епископу Арсению (Швецову) . До 1898 году все важнейшие внутрицерковные вопросы решал Духовный совет при Московском архиепископе, куда входили немногочисленные доверенные лица предстоятеля. В марте 1898 года в Нижнем Новгороде состоялся собор с участием 7 епископов и 2 представителей от неприбывших архиереев, который уволил Саватия с Московской кафедры. Большинством голосов местоблюстительство архиепископского престола было поручено Уральскому епископу Арсению. В октябре того же года в Москве состоялся новый собор, который избрал на Московскую кафедру Донского епископа Иоанна (Картушина) , возведение его в архиепископы состоялось 16 октября. Собор упразднил Духовный совет и обязал архиепископа Иоанна созывать областные соборы епископов для рассмотрения жалоб на епископов и вообще для благоустройства дел церковных не менее одного раза в год. Собор также постановил, что епископы Белокриницкой иерархии в России, в том числе архиепископ Московский, должны быть подчинены этим соборам. В 1898—1912 годы было проведено 18 соборов, в их работе наряду со священнослужителями принимали участие миряне. Помимо соборов в жизни белокриницкого согласия в конце XIX — начале XX века большое значение имели ежегодные всероссийские съезды старообрядцев. Соборы являлись «верховными органами церковно-иерархического управления», а съезды — «органом церковно-гражданского единения старообрядцев», занимавшимися преимущественно вопросами хозяйственно-экономическими и общественно-политическими.
Большое значение для старообрядческой церкви имел высочайший указ « Об укреплении начал веротерпимости », опубликованный 17 апреля 1905 года, предоставлявший старообрядцам права. В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест». Старообрядцы получали право строить отдельно стоящие храмы, преподавать Закон Божий в школах, легализовалось издание старопечатных богослужебных книг. Старообрядческое духовенство, хотя и не было уравнено в правах даже с инославными священнослужителями, получало определённые льготы и привилегии.
По личной телеграмме императора, данной 16 апреля, представители московских властей сняли печати с алтарей старообрядческих храмов Рогожского кладбища .
21 февраля 1906 года делегация старообрядцев всех согласий в количестве 120 человек была принята Николаем II в Царском Селе .
В 1905—1917 годы, по оценке Ф. Е. Мельникова , было построено более тысячи новых старообрядческих храмов, к работе над которыми активно привлекались видные архитекторы того времени — Ф. О. Шехтель , И. Е. Бондаренко и другие. В эти годы открылись около 10 старообрядческих монастырей.
На 2-м Всероссийском съезде старообрядцев (1901) была создана училищная комиссия, перед которой стояла задача открытия общеобразовательной школы в каждом старообрядческом приходе. Этот процесс после 1905 года шёл довольно быстро. В августе 1905 года собор принял постановление об организации школ для изучения Закона Божия и церковного пения в приходах, о создании духовного училища в Нижнем Новгороде и об обучении юношей «чтению и пению и подготовлении их к служению св. Церкви» в Черемшанском Успенском мужском монастыре близ Хвалынска Саратовской губернии.
25 августа 1911 года постановлением Освящённого Собора старообрядческих епископов было решено учредить при Московской архиепископии , который бы, под управлением архиепископа Иоанна (Картушина) , занимался рассмотрением церковно-общественных дел и вопросов и разъяснением таковых .
В 1912 году на Рогожском кладбище был учреждён Старообрядческий богословско-учительский университет с шестилетним сроком обучения. Наряду со священниками это учебное заведение должно было готовить законоучителей, церковно-общественных деятелей и учителей общеобразовательных старообрядческих школ.
Советское время
Сразу после Октябрьской революции 1917 года в ходе массовой ликвидации домовых церквей закрылись домовые старообрядческие храмы (преимущественно в купеческих домах). В 1918 году были упразднены почти все старообрядческие монастыри, Богословско-учительский институт в Москве и все старообрядческие периодические издания. Во время гражданской войны случались расправы красноармейцев и чекистов со старообрядческими священнослужителями. Впрочем, в 1920-е годы с разрешения властей достраивались некоторые старообрядческие храмы, начатые до революции.
В 1923 году архиепископ Мелетий (Картушин) и епископ Геронтий (Лакомкин) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к пастве быть лояльными новой власти. В середине 1920-х годов белокриницкому согласию по разрешению ОГПУ удалось провести несколько соборов (в 1925, 1926, 1927), на которых рассматривались вопросы устроения церковной жизни в новых социальных условиях. Возобновилось издание (в частных издательствах) «Старообрядческих церковных календарей». Епископ Геронтий организовал в Петрограде братство св. священномученика Аввакума с пастырско-богословскими курсами при нём. К концу 1920-х годов старообрядческая Церковь Белокриницкой иерархии включала в себя 24 епархии, которыми управляли 18 епископов, несколько монастырей, существовавших после 1918 года под видом «трудовых артелей», и сотни священнослужителей.
Политика правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по « ликвидации кулачества как класса ». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», внутри которого наиболее крупным и организованным было белокриницкое согласие. В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри; многие области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. Часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай .
В ходе репрессий епископат был практически полностью уничтожен. Большинство архиереев было расстреляно, некоторые томились в тюрьмах и лишь двое (нижегородский епископ Иннокентий (Усов) и иркутский епископ Иосиф (Антипин) ) сумели скрыться за границей . К 1938 году на свободе остался один архиерей — епископ Калужско-Смоленский Савва (Ананьев) . Белокриницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году епископ Савва единолично рукоположил епископа своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию, однако Паисий вскоре скончался. Ареста не последовало, и в 1941 году епископ Савва по ходатайству рогожских старообрядцев возвёл вернувшегося из заключения епископа Самарского Иринарха (Парфёнова) в достоинство архиепископа .
В период Великой Отечественной войны архиепископ Иринарх призывал старообрядцев оказывать всяческое противодействие врагу на оккупированной территории в рядах партизан и доблестно служить в Красной армии . В 1942 году из заключения вернулся епископ Геронтий (Лакомкин) , ставший помощником архиепископа.
В 1944 году началось возрождение связей со старообрядческими приходами в других республиках СССР, возвращение их в подчинение Московскому архиепископу . В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжёлым. Большинство закрытых в 1930-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Во многих областях компактного проживания старообрядцев зачастую удавалось открыть лишь один приход. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище . Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год .
После Великой Отечественной войны удалось пополнить епископат. В 1945 году был рукоположён епископ Иосиф (Моржаков) , в 1946 году — епископ Вениамин (Агольцов) , а через два года — епископ Флавиан (Слесарев) .
В 1960-х — середине 1980-х годов церковная жизнь согласия характеризовалась застойными тенденциями: новые приходы практически не открывались, отдельные провинциальные храмы были закрыты из-за отсутствия не только священнослужителей, но и способных вести клиросную службу мирян. Широко распространилась практика окормления несколько приходов одним священником, в связи с чем многие богослужения совершались мирским чином. Священнослужители, пытавшиеся проявить какую-либо активность, нередко попадали под запрещение.
В 1986 году, после кончины архиепископа Никодима (Латышева) и местоблюстителя епископа Анастасия (Кононова) , архиепископом Московским и всея Руси был избран незадолго до того рукоположённый епископ Клинцовско-Новозыбковский Алимпий (Гусев) . Новый предстоятель начал активно посещать провинциальные приходы, включая те, где архиерейского служения не было несколько десятков лет.
На соборе 1988 года, в год празднования 1000-летия крещения Руси , Московская Архиепископия была преобразована в Митрополию. На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви — «Русская православная старообрядческая церковь» вместо прежнего «Древлеправославная церковь Христова» . 24 июля 1988 года в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан Митрополита Московского и всея Руси .
После распада СССР
В 1991 году Русская православная старообрядческая церковь возобновила официальное теоретическое и духовно-просветительское издание — журнал «Церковь» . При митрополите Алимпии были возрождены Ярославско-Костромская , Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская епархии . Впервые после 1917 года была возобновлена связь со старообрядческой поместной Церковью Румынии .
В 1995 году при художественно-реставрационном училище в Суздале было открыто старообрядческое отделение. В 1998 году состоялся первый выпуск. Среди девяти человек, получивших тогда свидетельства об окончании, все нашли себя в церковном служении. В 1999 году в силу финансовых и организационных проблем училище было закрыто . В 1996 году на Рогожском было создано Старообрядческое духовное училище , первый выпуск которого состоялся в 1998 году. Затем в деятельности училища последовал 6-летний перерыв .
В 2002 году был учреждён день почитания Всех священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову от безбожия в XX веке пострадавших (Новомучеников Российских) во второе воскресение по Пятидесятнице .
31 декабря 2003 года митрополит Алимпий скончался, и 12 февраля 2004 года митрополитом Московским и всея Руси стал епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов) . С его именем связана активизация деятельности РПСЦ по многим направлениям, а также политика открытости внешнему миру. 1 сентября 2004 года возобновило свою работу Московское старообрядческое духовное училище. В октябре 2004 года территории бывших Калужско-Смоленской и Клинцовско-Новозыбковской епархий вошли во вновь образованную Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию . Митрополит Андриан пробыл на митрополичьей кафедре полтора года; сумел установить тесные связи с Московским правительством , благодаря чему в распоряжение Церкви были переданы два храма, была переименована улица Войтовича в Старообрядческую , предоставлено финансирование для восстановления духовно-административного центра в Рогожской слободе . Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года в возрасте 54 лет от сердечного приступа.
19 октября 2005 года новым предстоятелем РПСЦ был избран епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) . Возведение на престол нового старообрядческого митрополита состоялось в Москве 23 октября в духовном центре староверов, расположенном в Рогожской слободе. Его первые шаги на посту предстоятеля РПСЦ вызвали критику со стороны изоляционистской части верующих и клириков, усмотревших в его политике малое внимание к вопросам внутренней жизни РПСЦ, во взглядах — экуменизм , а затем и предательство идеалов РПСЦ и старообрядчества в целом. В преддверии Освященного собора РПСЦ 2007 года появилось «Открытое письмо духовенства, иночествующих и мирян Освященному Собору РПСЦ по поводу развития ереси экуменизма в старообрядческой среде» . Ряд клириков и мирян РПСЦ потребовали от собора извергнуть из сана митрополита Корнилия. По мнению бывшего пресс-секретаря Московской митрополии , его частые встречи с представителями Московского Патриархата «вызывают опасение, что конечной целью их станет слияние РПСЦ с РПЦ» . На соборе митрополит Корнилий согласился на упорядочение в будущем своих внешних контактов в соответствии с существующими правилами и традициями; принято определение, что, несмотря на отдельные ошибки Митрополита, он не совершил ничего, влекущего канонических прещений . Собор подтвердил, что «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его» и напомнил «христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина» . Тем не менее радикалы в РПСЦ расценили эти решения как недостаточно жёсткие и покинули собор. 18 октября они объявили о разрыве молитвенного общения с РПСЦ. 9 ноября 2007 года о разрыве молитвенного общения с РПСЦ объявил и епископ Герман (Савельев) . 13 ноября под давлением комиссии РПСЦ, посетившей Хабаровск, он объявил о возвращении в РПСЦ, но 20 ноября в Москве он объявил о прерывании молитвенного общения с митрополитом Корнилием и возглавил новую юрисдикцию — Древлеправославную церковь Христову Белокриницкой иерархии . Подобные споры продолжились и на Освящённом соборе в октябре 2008 года . Митрополит Корнилий вышел из этой борьбы победителем: собор не поддержал группу лиц, выступавших против контактов с Московским Патриархатом и с обществом , а Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии в скором времени раздробилась и маргинализировалась . Несмотря пережитые нестроения, по оценкам наблюдателей и самих старообрядцев, в 2000-е годы происходил существенный приток в старообрядчество, особенно РПСЦ, новых последователей, чему способствовала политика большей открытости по отношению к широкой общественности. В то же время приток новых членов обострял проблемы преемственности, сохранения традиций и внутренней интеграции .
26 декабря 2012 года в Московской Митрополии на Рогожском состоялась встреча Митрополита Корнилия с предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви патриархом Александром (Калининым) .
В мае 2013 года в РПСЦ была принята православная община из Уганды во главе со священником Иоакимом Киимбой, отделившаяся от Александрийского патриархата по причине перехода его на новый стиль . Однако, по некоторым данным , эта община присоединилась не из православного Александрийского Патриархата, а от греческих старостильников , прежде поменяв несколько неканонических юрисдикций. После кончины 10 января 2015 года протопресвитера Иоакима Киимбы новым настоятелем был назначен священник Иоаким Валусимби. 20 сентября 2015 года в Москве состоялась его иерейская хиротония, которую совершил митрополит Корнилий . По состоянию на сентябрь 2015 года у общины имелся один действующий храм в пригороде столицы Уганды Кампалы и ещё два строящихся (число прихожан составляло около 200 человек) .
4 февраля 2015 году Советом Митрополии РПСЦ было принято решение о создании комиссии по вопросу о возможности признания Московским Патриархатом законности Белокриницкой иерархии. 31 марта того же года при участии митрополита Корнилия состоялась первая встреча комиссии с рабочей группой Московского Патриархата .
В результате переговоров с малочисленным старообрядческим объединением Древлеправославная архиепископия , отколовшегося в 1999 году от РДЦ , 18 октября 2017 года митрополит Корнилий (Титов) и епископ Никодим (Елякин) подписали «Мирный акт», установивший евхаристическое общение между РПСЦ и Древлеправославной архиепископией . Между тем, Белокриницкая митрополия ( Древлеправославная старообрядческая церковь Румынии ) отказывалась признать достоинство иерархии Древлеправославной архиепископии. Митрополит Леонтий (Изот) неоднократно и письменно, и устно обращался к митрополиту Корнилию (Титову) с просьбой остановить процесс сближения с Древлеправославной архиепископией и, особенно, не допустить совместных богослужений. Обращались к руководству митрополии РПСЦ и представители российского духовенства. 24 октября 2023 года Освящённый собор Древлеправославной старообрядческой церкви Румынии постановил «Прекратить полное молитвенное общение с Русской Православной старообрядческой Церкви, Московской Митрополии на неопределенное время» .
3 апреля 2022 года в связи с вторжением Российской Федерации на Украину , духовенство архиепископии Киевской и всея Украины осудило поддержку агрессии духовенства Московской митрополии и обратилось к предстоятелям Московской и Белокриницкой митрополий с просьбой о предоставлении архиепископии автокефалии . Осенью 2022 года в связи с боевыми действиями на Украине Киевская и всея Украины епархия была преобразована в Древлеправославную церковь Украины ; 1 ноября это название было официально зарегистрировано украинскими государственными органами.
Особенности вероучения и богослужения
Как значится на официально сайте РПСЦ: «Истинная православная Церковь — старообрядческая, хранящая полноту и чистоту апостольской веры в современном падшем мире. Все остальные Церкви и религиозные течения — либо ереси, отколовшиеся от православия, либо антихристианские движения. Единственная возможность спасения — только в древлеправославной Церкви, через искреннюю веру во Христа» .
Русская православная старообрядческая церковь исповедует учение о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев , любое священнодействие и чинопоследование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Согласно их учению, во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: « Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть » ( Иоанн Златоуст ) [ источник не указан 613 дней ] .
Имеет общие с прочими старообрядческими течениями обрядовые особенности в сравнении с каноническими (новообрядными) православными Церквами : совершение крестного знамения двумя, а не тремя перстами, крестный ход по часовой стрелке, а не против, произношение и написание «Исус», а не «Иисус», строгое соблюдение трёхпогружательного крещения и прочее. Новообрядцев РПСЦ признаёт еретиками и принимает в общение первым (через Крещение — в случае совершенного ранее обливательного крещения ) или вторым чином (через миропомазание — крещённых трёхпогружательным крещением) [ источник не указан 613 дней ] .
По словам предстоятеля РПСЦ, «наша церковь не старообрядческая, а православная в первую очередь. Хотя действительно нас называют старообрядцами после раскола в XVII веке. Основное в названии Русская православная старообрядческая церковь — это православная. Ну а староверами нас называют, чтобы отличить от других церковных деноминаций» .
Современное состояние
Высший орган управления — Освящённый собор Русской православной старообрядческой церкви. Собирается ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян .
Церковное священноначалие состоит из десяти архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси .
По некоторым оценкам , в настоящее время Русской православной старообрядческой церковью окормляется около миллиона человек, в том числе около 500 тысяч — в России. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье , Центральная Россия (один из центров — подмосковная местность Гуслицы ), Урал , Поморье и Сибирь ; в меньшей степени — Дальний Восток , Кавказ и Дон . Ещё 300 тысяч человек — в СНГ , 200 тысяч — в Румынии , 15 тысяч — во всём остальном мире . На 2005 год насчитывалось 260 зарегистрированных общин .
По словам митрополита Корнилия (Титова), на 2017 год РПСЦ насчитывала «примерно 200 приходов в России, 50 на Украине, около 30 в Молдавии. Много приходов в дальнем зарубежье» .
Русской православной старообрядческой церкви в настоящее время принадлежит женский Николо-Улейминский монастырь близ Углича . В Хвалынском районе Саратовской области возрождается мужской Черемшанский монастырь .
В 1996 году было открыто Старообрядческое духовное училище . После первого выпуска в 1998 году в его деятельности последовал перерыв до 2004 года. С тех пор училище больше не закрывалось. В настоящее время ведётся работа по воссозданию Старообрядческого богословского института как высшего учебного заведения под названием Православный старообрядческий гуманитарный институт имени протопопа Аввакума. Его планируют открыть в историческом здании на Смирновской улице, находящемся в стадии реконструкции .
Издаются журнал «Церковь» и приложение к нему «Во время оно…».
С 2015 года существует старообрядческое интернет-радио «Голос веры» и проводятся старообрядческие онлайн-лекции .
В связи с принятием в РПСЦ общин в Уганде и Пакистане , где никто не владеет русским языком, появилась нужда в переводе богослужебной и иной литературы на иные языки, в первую очередь — на английский . В 2018 году, в приходах Москвы и Костромы, по благословению правящих архиереев, с участием христиан, знающих английский, состоялись богослужения, на которых чтение и пение частично было совершено на английском языке
Смотри также: Список архиереев Русской православной старообрядческой церкви .
Епархии
Предстоятели
- Антоний (Шутов) (3 февраля 1853 — 8 ноября 1881)
- Саватий (Лёвшин) (10 октября 1882 — 19 марта 1898)
- Арсений (Швецов) (19 марта — 16 октября 1898) местоблюститель, еп. Уральский
- Иоанн (Картушин) (16 октября 1898 — 24 апреля 1915)
- Александр (Богатенко) (28 апреля — 30 августа 1915) местоблюститель, еп. Рязанский
- Мелетий (Картушин) (30 августа 1915 — 4 июня 1934)
- Викентий (Никитин) (февраль 1935 — 13 апреля 1938) местоблюститель, еп. Кавказский
- Савва (Ананьев) (1938—1941) местоблюститель, еп. Калужско-Смоленский
- Иринарх (Парфёнов) (апрель 1941 — 7 марта 1952)
- Флавиан (Слесарев) (16 марта 1952 — 25 декабря 1960)
- Иосиф (Моржаков) (19 февраля 1961 — 3 ноября 1970) местоблюститель с декабря 1960
- Никодим (Латышев) (24 октября 1971 — 11 февраля 1986)
- Анастасий (Кононов) (14 февраля — 9 апреля 1986) местоблюститель, еп. Донской
- Алимпий (Гусев) (6 июля 1986 — 31 декабря 2003) с 13 апреля 1986 года — местоблюститель
- Иоанн (Витушкин) (3 января — 12 февраля 2004) местоблюститель
- Андриан (Четвергов) (12 февраля 2004 — 10 августа 2005)
- Иоанн (Витушкин) (11 августа — 23 октября 2005) местоблюститель
- Корнилий (Титов) (с 23 октября 2005)
Примечания
- см. Список архиереев Русской православной старообрядческой церкви
- . Дата обращения: 25 июня 2017. 15 июня 2017 года.
- от 18 марта 2014 на Wayback Machine NEWSru , 18 марта 2014.
- , с. 4, 6.
- Боченков В. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXIX : « К — Каменац ». — С. 15-19. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7 .
- ↑ , с. 5.
- Э. П. Р., Крахмальников А. П., Панкратов А. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 542-556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
- Белобородов С. А. от 24 октября 2020 на Wayback Machine // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. — Екатеринбург, 2000. — С. 136—172.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. V. — С. 221—227.
- , с. 5—6.
- , с. 6.
- Боченков В. В. // Старообрядчество: История, культура, современность. — М. , 2015. — Вып. 15 . — С. 11—16 .
- Ввиду сомнений в законности епископства Амвросия, в течение половины XIX — начала XX века в Константинополь и Энос (родина Амвросия) снаряжались посольства староверов для выяснения прежде всего 2 вопросов: 1) был ли Амвросий крещён троекратным погружением или обливанием; 2) не состоял ли он под запрещением на момент его пребывания в Белой Кринице в 1846 году. На оба вопроса были получены не вполне однозначные ответы; в частности, российский Святейший Синод толковал официальный ответ Патриархии от 1875 года как указание на его статус «самоотлучённого», что было несколько вольным переводом греческого αὐτοκαθαίρετος (см. Л. А. Герд . Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878—1898) . — М. , 2006. — С. 418 и далее; также: Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви . — Барнаул, 1999. — С. 437—438.
- от 31 октября 2010 на Wayback Machine Житие прпмч. Никона
- от 31 октября 2010 на Wayback Machine Память мученик в Персиде
- от 13 июня 2013 на Wayback Machine Стефана Сурожского
- . Дата обращения: 8 сентября 2010. Архивировано из 10 декабря 2008 года.
- Памятники древней Христианской Церкви
- . Дата обращения: 26 апреля 2013. 8 июня 2013 года.
- Солдатов А. . Российские власти на государственном уровне празднуют 400-летие «главного раскольника» в истории России — протопопа Аввакума . novayagazeta.ru . АНО «Редакционно-издательский дом „ Новая газета “» (3 октября 2020). Дата обращения: 26 декабря 2020. 26 декабря 2020 года.
- . Дата обращения: 10 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
- ↑ Дата обращения: 19 мая 2012. 3 февраля 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 апреля 2012. 9 августа 2013 года.
- от 27 апреля 2010 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 1 ноября 2023 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 29 сентября 2020 года.
- Чибисов А. В. от 1 ноября 2023 на Wayback Machine . — Иваново: ИвГУ, 2012. — 27 с.
- Урушев Д. от 1 ноября 2023 на Wayback Machine // Независимая газета. — 2006. — 18 января.
- от 25 февраля 2015 на Wayback Machine // religare . ru
- Н. Г. Денисов, Д. Н. Канаев. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 19—20. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- . Дата обращения: 8 ноября 2014. 26 июня 2018 года.
- Дата обращения: 22 декабря 2020. 16 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2013. 28 апреля 2013 года.
- ↑ Бочков П. , свящ. // Elpis. Том 23. — 2021. — С. 63—67 .
- Павел Коробов. . kommersant.ru (15 октября 2007).
- от 9 ноября 2014 на Wayback Machine // Интерфакс.ru 16 октября 2007 года
- от 29 октября 2007 на Wayback Machine // 17 октября 2007 г.
- от 9 ноября 2014 на Wayback Machine // 18 октября 2007 г.
- от 23 апреля 2013 на Wayback Machine на официальном сайте Митрополии Русской православной старообрядческой церкви
- . Патриархия.ru (17 октября 2008).
- // Новейшая история России. — 2017. — № 2 (19) . — С. 199—200 . 24 января 2022 года.
- . Русская православная старообрядческая Церковь (26 декабря 2012). Дата обращения: 12 апреля 2015. 29 ноября 2014 года.
- . Дата обращения: 22 мая 2013. 8 декабря 2013 года.
- от 28 марта 2022 на Wayback Machine (рус.)
- от 30 марта 2022 на Wayback Machine (рус.)
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 24 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 23 ноября 2016. 23 ноября 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 23 ноября 2016. 23 ноября 2016 года.
- . Русская православная старообрядческая Церковь (31 марта 2015). Дата обращения: 12 апреля 2015. 11 июля 2015 года.
- . rpsc.ru . Русская православная старообрядческая Церковь (19 октября 2017). Дата обращения: 20 октября 2017. 19 октября 2017 года.
- ruvera.ru . Русская вера (26 октября 2023).
- духовенство архиепископии. . Релігійнo-Інформаційна Служба України повідомляє про сучасне релігійне життя в Україні . РІСУ (08 апреля, 19:30). Дата обращения: 18 июня 2022. 4 июля 2022 года.
- . Русская православная старообрядческая Церковь (28 октября 2018).
- . www.kommersant.ru (7 августа 2017). Дата обращения: 24 октября 2017. 24 октября 2017 года.
- Дата обращения: 10 октября 2015. 25 октября 2016 года.
- . GZT.RU . Дата обращения: 23 февраля 2007. 23 февраля 2007 года.
- от 24 декабря 2022 на Wayback Machine ISBN 978-9949-776-79-5 .
- от 9 ноября 2014 на Wayback Machine .
- от 23 августа 2017 на Wayback Machine // Благовест-Инфо .
- от 22 октября 2020 на Wayback Machine // Сайт Русской православной старообрядческой церкви
- от 30 декабря 2019 на Wayback Machine Русская православная старообрядческая церковь.
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 4 августа 2020 года.
- от 30 апреля 2016 на Wayback Machine .
- Даниил Ермохин. . rpsc.ru . Русская православная старообрядческая Церковь (22 августа 2018). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2018. 22 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 9 августа 2023. 10 августа 2023 года.
- . Дата обращения: 8 ноября 2014. Архивировано из 3 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 2 декабря 2015. 5 декабря 2015 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 10 октября 2018 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1891. — Т. V. — С. 221—227.
- Мельников Ф. Е. . — Барнаул: Лествица, 1999. — 570 с.
- Э. П. Р., А. П. Крахмальников, А. В. Панкратов. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 542-556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
- Селезнёв Ф. А. // Отечественная история. — 2005. — № 5. — С. 78—90.
- Селезнёв Ф. А. // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2008. — № 1. — С. 130—140.
- , игумен. // Вестник Костромского государственного университета. — 2011. — № 3 . — С. 258—262 .
- Крахмальников А. П. Сочинения староверов белокриницкого согласия (1846—1862 гг.). — М. : Индрик, 2012. — 296 с. — ISBN 978-5-91674-199-5 .
- Верняев И. И. // Новейшая история России. 2017. — № 2 (19). — С. 192—208.
- Мануил (Чибисов), игумен. Белокриницкая иерархия в 1846—1988 гг.: Этапы истории. — Кострома: ДиАр, 2017. — 464 с. — ISBN 978-5-93645-069-3 .
- Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи: Епископы Русской православной старообрядческой церкви. — М. : Вече, 2019. — 320 с. — (Историческая литература). — ISBN 978-5-4484-0925-7 .
- Боченков В. В. «Дать ответ с кротостью…» : начетчики, апологеты и писатели Русской Православной старообрядческой церкви (XIX—XX вв.). — Калуга : Фридгельм, 2023. — 639 с. — ISBN 978-5-905756-73-3 . — 500 экз.
Ссылки
- — официальный сайт Русской православной старообрядческой церкви при Митрополии Московской и всея Руси
- 2020-02-08
- 2