Талыши
- 1 year ago
- 0
- 0
Кадисены ( арм. Katišk ) — античное восточно-иранское или гунно - эфталитское племя, жившее в Гарчистане ещё до появления хионитов .
Лексикограф Уильям Смит считал, что называние кадусиев ( Qādūsīāns ) происходит от имени Кавада ( Qavades ) . Хронист Иешу Стилит заявлял, что близ города Низибия располагалось племя «кудишайе», которое, находясь под властью сасанидского шаха Кавада, в 492—493 годах, восстало против него и попыталось захватить город и «поставить там царя из своих» . В этом историки видят попытку укрепить своё положение, так как, захватив такой большой город как Низибия и посадив своего царька, «кудишайе» могли занять относительно самостоятельное положение. Однако, после возвращения Кавада с гуннским войском, они подчинились ему. Историк Рауф Меликов считает вероятным, что племя кудишайе можно связать с кадусиями , по крайней мере, их стремление к самостоятельности сильно напоминает действия кадусиев по отношению к ахеменидским царям. Этноним кудишайе также близок к восстанавливаемому этнониму кадусиев . Называние «Кадис» был титулом ранних правителей города Герата / Эфталиты — народ, являвшийся, судя по всему, наследником упомянутых Аммианом Марцеллином хионитов . В сасанидской армии эфталиты служили в качестве легкой кавалерии . Кадисины, проживавшие в Южном Прикаспии, упоминаются ещё Птолемеем под именем «кадусиев». В персидском войске кадисины наряду с самими персами формировали отряды тяжеловооруженной конницы . Также этноним кадисенов почти полностью совпадает с этнонимом кадусиев. Помимо этого они обитали приблизительно на той же самой территории .
По свидетельству Агафия именно через их землю прошел Сасан , имя которого дало название всей династии Сасанидов . По словам Пигулевской Н. В. , « В хронике Захарии Митиленского упомянуты двое византийских подданных, из которых один, по имени Евсевий, играл роль военного атташе при Перозе , второй Евстафий, „лукавый, апамейский купец“, был главным советником у эфталитов. Подробный рассказ о войне Пероза с гуннами Прокопия Кесарийского вкратце имеется у Иоанна Антиохийского . Последний сообщает, что Пероз погиб в войне с гуннами , что его сын и наследник Кавад был заключен в темницу по проискам неких людей из власть имущих и бежал к „кадисенам, называемым гуннами“. Кадисены — очевидно, гунны - эфталиты , о которых сообщает Иешу Стилит различные подробности.» Когда Юстин младший правил Ромейской империей , персидский царь покорил город, называемый Дара . И вот по воле царя жители Дары стали обитателями этого укрепления. Жили там и кадасины, одно из варварских племен Мидии , а равно и другие, которым выпало на долю испытать тяжелую судьбу, и всему этому стечению несчастных людей крепость давала приют. Кадисены также нападали в сражение при Даре на римского генерала Вуза .
При Хосрове Анушерване в 573 г. в Даре было захвачено большое количество пленных, которые были заточены в персидской крепости, известной под именем «замка забвения», о чём подробно рассказал Прокопий Кесарийский . Относительно местонахождения этой крепости существуют расхождения: Симокатта называет Гилигерд в области Бизак, недалеко от города Бендосабейра, в котором, следует видеть несколько видоизмененную транскрипцию Гундешабора. Оснований относить «замок забвения» к «Nahr-Tire» мало. Наиболее* вероятно, что Гилигерд Феофилакта расположен в 10 милях от Шуштара , где находится одноимённое селение и в настоящее время. В этой крепости, кроме ромеев, были ещё кадисеи, которых Феофилакт определяет как кудишитов. Это известные кудишайе сирийских хроник. Общее несчастье сблизило ромеев с кадисеями. Услыхав о приближении византийских войск, они соединенными усилиями перебили стражу и вырвались из крепости.
Венгерский лингвист Янош Харматта в своих трудах писал:
Соответственно, как и гелы , кадисены (кадис) также могли быть восточно-иранским племенем, жившим в Гарчистане . Возможно, топоним Кадис ( арм . катешан, сирийский кадисастан), упомянутый Аль-Балазури , Табари и Бакри, может указывать на центр их древней территории. Как было установлено более ранними исследованиями, часть кадисенов, вероятно, была заселена на пограничные территории Шапуром II после сасанидо-римских войн на западной границе Персии. Согласно информации, сохраненной Аль-Балазури , другая часть из них была переведена Перозом , по всей вероятности, снова в качестве пограничников в окрестности Герата . Очевидно, это событие могло произойти только после победы Пероза над кидаритами в 467 году. Однако после сокрушительного поражения Пероза от эфталитов , кадисы, по-видимому, взяли Герат с Пушангом и стали хозяевами страны . Следовательно, из числа «враждебных народов» вторым племенем были кадисены, хорошо известные в греко-римских и восточных источниках. Позднее кадисены были отнесены к эфталитам , и они сыграли важную роль в событиях VI века нашей эры. Однако часть из них засвидетельствована уже около 440 года нашей эры, когда они поселились в районе Сингара и Нисибис и, возможно, в ещё более ранняя дата относится к свидетельству Ибн Хордадбеха , согласно которому именно Ардашир I присвоил титул «Шах» Тазиян-шаху, Кадис-шаху и Барджан-шаху. Подлинность этого свидетельства относительно Тазиян-шаха и Барджан-шаха уже было признано более ранними исследованиями, поскольку Тазиян-шах отождествлялся с арабским царем Хиры , в то время как Барджан-шах сравнивался с Варучан-шахом из манихейских текстов , который, возможно, был правителем страны Варачан , принадлежащий Кушану . Также называния «euseni», «cuseni» идендифицируются с называнием кушанов .
Прокопий Кесарийский , описывая сражение при Даре , упоминает кадисенов в рядах иранского войска: « Кадисены, которые сражались в этот момент под командованием Питиахша , внезапно устремились в большом количестве, разбили своего врага и, сильно теснившись, убили многих из них. Когда это заметили люди под командованием Суникаса и Айгана(оба массагеты ( гунны ) по происхождению ), они бросились на них на полной скорости. Но сначала триста герули под командованием Фараса с высоты вошли в тыл врага и совершили замечательную демонстрацию доблести против всех них, и особенно против кадисенов. И персы, увидев, что войска Суникаса уже наступают на них с фланга, обратились в поспешный бегство. И разгром стал полным, потому что здесь римляне объединили свои силы друг с другом, и варвары устроили великую резню. На правом крыле персов погибло не менее трех тысяч человек, а остальные с трудом ушли в фалангу и были спасены. И римляне не продолжили преследование, но обе стороны встали лицом друг к другу в линию. Таков был ход этих событий.»
Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Амударьи , арабо и персоязычными авторами под именем хайтал ( Табари , Масуди , Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян , идал или хайтал . У Вардапета есть термин хайлан . Лазарь Парпский употребляет для их обозначения термин Хептал ; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал и тедалтзи . Маркварт отметил также армянский термин к атиск — кадусии , как одно из названий эфталитов .
Необходимо указать на то, что с белыми гуннами Маркварт связывает и неоднократно поминаемых кадисеев — «катиск» армянских источников (Под катиском или катишком скрываются дейлемиты ). Эти кадусии , или кадисеи, заняли персидскую провинцию Герат . Первоначально Маркварт сомневался в том, считать ли их хионитами или эфталитами , но в последующих работах он считал их эфталитами . Сирийский писатель Исаак Антиохийский , писавший около 400 г., говорит, что кудишайе жили около Низибии . Нельдеке считал их родственниками курдов , с которыми, по его мнению, у них имелось много общих черт. В сохранившихся фрагментах Иоанна Антиохийского имеется указание, что кадусии причислялись к гуннам . Эти свидетельства дают основание полагать, что кадусии принадлежали к белым гуннам . На Северном Кавказе источники упоминают гуннов- сабиров . Некоторые исследователи были склонны считать их также белыми гуннами, что может быть подтверждено приведенным выше свидетельством жития Петра Ивера о белых гуннах, как о соседях иверов . Маркварт , на основании сведений истории Суй шу , составленной между 581—618 гг. и использованных смог установить новые данные о белых гуннах. Ряд династий, принадлежавших к их родам, вышел из племени ун, которое носило также название хуна и кун. Эти династии белых гуннов были ещё известны и в VII в. Не лишено оснований и высказанное Марквартом предположение, что с середины IV в. белые гунны с архаичным именем хион стали наемниками в кушанских войсках, чтобы потом самим занять выдающееся положение. Они были главной опорой дряхлеющей державы кушан . В племенном наименовании кун Везендонк, на основании последних исследований, видит имя тотема росомахи, с которым были связаны роды, а затем и племена белых гуннов . Имя кун (у китайцев хоа ), как племенное наименование, сменилось именем ета , и ета-и-ли-то , превратившееся у западных писателей в эфталитов , со всеми видоизменениями и производными этого имени. Ряд источников, греческих и китайских, видит в последнем имя царя Эфталана (Феофан Византийский), а история Лян говорит, что Е-та-и-ли-то было имя царя хоа, пославшего в 516 г. посольство в Китай. Это свидетельство имеется и в Тан-шу , где ета — родовое имя царей, которое было присвоено государству. Если говорить о последовательности народов, сменявшихся на северо-восточной границе Ирана, то дольше всего держалось имя государства кушан , юечжи китайских историков, как об этом уже сказано выше. Среди разноплеменных гуннских орд хиониты , известные Аммиану Марцеллину , были группой белых гуннов , этнически отличной от гуннов тюркско-монгольского типа. Скудные известия об эфталитах в китайских источниках относятся к V и VI вв.; из них следует,.что ета, или етаилито родственны великим юйчжи, но не хунну (гуннам). Иначе говоря, этнически эфталитов можно сблизить с кушанами , но не с гуннами . Это подтверждает и китайское свидетельство, приведенное выше, о своеобразии их языка.
Белыми гуннами латинские и сирийские источники называли хионитов , кидаритов ( кушаны ) и эфталитов . К ним же относили проживающих в Нисибии кадусиев -кудишайе. Учитывая тождество каспиев с кадусиями , Нисибинских кадусиев, как и хионитов и эфталитов, можно считать преемниками гирканских кадусиев или каспиев. Следы гирканцев прослеживаются в анахронизме у Н. Гянджеви , который в « Искендер-наме » описывает нашествие русов «из страны алан и герков», что соответствует «аланам и сарирцам » или же «аланам и русам» у Мунаджим-башы. Так, «кавказских хонов», которых не смешивают с гуннами и отождествляют с « маскутами » или « масаха-хуннами », можно соотнести с гирканцами, которые имели отношение к военно-торговым колониям на Кавказе.
После разгрома тюрками эфталитского государства и укрепления восточных границ сасанидской державы область Герата сохранила известную независимость от шаханшаха (монеты последних Сасанидов, чеканенные в Герате , весьма редки). Она управлялась династией, происходившей из эфталитского племени кадишей. Правители Герата носили титул «варазан» (баразан). Такой же титул присваивался и правителям Бадгиса.
Иранская группа этносов: персы, парфяне , хиониты , аланы , эфталиты — все они постоянно воевали с хуннами и тюркютами, что, разумеется, их не располагало друг к другу. Исключение составляли враги сарматов — скифы , у которых хунны заимствовали знаменитый « звериный стиль » — изображение хищных зверей на охоте за травоядными, что наглядно показано открытиями П. К. Козлова и С. И. Руденко . Но, увы, детали истории столь древнего периода неизвестны. В VI в. союзниками и искренними друзьями тюркютов стали хазары , но падение Западного тюркютского каганата и переворот в Хазарии не позволили хазарам реализовать благоприятную ситуацию — победу над персами и хионитами, благодаря чему и те и другие успели оправиться. И тем не менее влияние персидской культуры на Великую степь имело место. Зороастризм — религия не прозелитическая, она только для благородных персов и парфян. Но манихейство, гонимое в Иране, Римской и Китайской империях и в раннехристианских общинах, нашло приют у кочевых уйгуров и оставило следы на Алтае и в Забайкалье. Высшее божество сохранило свое имя — Хормуста (отнюдь не Агурамазда), что в сочетании с другими деталями указывает на конгениальность древних иранцев и древних тюрок. Победа арабов-мусульман сменила цвет времени, но до XI в. иранские этносы ( дейлемиты , саки и таджики ) отстаивали свою культуру и традиции от тюркского нажима. Погибли они героически, ничем не запятнав своей древней славы; арабы и тюрки сохранили к персам глубокое уважение, поэтому счесть тюрко-персидскую комплиментарность отрицательной нет ни повода, ни основания.