Interested Article - Афакии («белогорцы»)
- 2021-02-18
- 1
Афакия ( уйг. ئاپاقئييا, апақиййа) или белогорцы ( уйг. ئاقتاغلئقلار, ақтағлиқлар) — суфийское братство, существовавшие на территории Восточного Туркестана и имевшее значительное политическое и религиозное влияние в Кашгарии с начала XVII и до середины XVIII века, а также играло одну из ведущих ролей в национально-освободительном движении уйгуров с середины XVIII века и до конца первой половины XIX века.
История
Основание потомков Махдума Азама в Кашгарии
Основателем клана ходжей является Махдуми Азам Ахмад Касани — член суфийского ордена Накшбадия из Самарканда , потомки которого обосновались в Кашгаре и начиная с конца XVI века были сильно вовлечены в политические дела Могульского Ханства . Начиная с правления Мухаммад-хана начинает вырастать влияние Исхак Ходжи , мюридом которого являлся могульский хан и через его поддержку открыл огромное количество суфийских святынь по всему Таримскому бассейну .
По следам Исхак Ходжи другой потомок Махдума Азама — , прибыл в Кашгарию в 1620-м году чем вызвал недовольство со стороны последователей Исхак Ходжи. Последующие конфликты между партиями сторонников Юсуфа и Исхака превели к тому что Юсуф Ходжа был вынужден уйти в Комул где он и продолжил свою религиозную деятельность. В 1638-м году в он добился поддержки со стороны Йулбарс-хана правителя Кашгара и сына правящего хана Абдаллаха который являлся покровителем черногорцев .
Образование клана белогорских ходжей
Со временем орден потомков Махдуми Азама распался на две противоборствующие секции, первая "Исхакия" (каратаглики или черногорцы) которая была основана Исхак Ходжой в 1599 году, а вторая "Афакия" (актаглики или белогорцы) которая была создана Аппак Ходжой в 1694 году .
В 1668 году хан Абдаллах был свергнут и на его место взошёл на трон в Яркенде его сын — Йулбарс-хан который немедленно начал покровительствовать Аппак Ходже и его братству ( тарикат ) и даже после его смерти влияния Афакии во дворе правителей Яркенда не угасало, белогорский клан открывал святыни по всей стране параллельно соперничая с черногорцами за доминирование. Однако из за растущей экономической и политической мощи белогорцев, действующий хан Могульского ханство Исмаил-хан был вынужден отправить Аппак Ходжу и его сторонников в изгнание.
Находясь в изгнании Аппак Ходжа лично встретился с Далай Ламой V в Лхасе где в конце XVII века проживало исламское меньшинство. Согласно мусульманским хагиографиям Аппак Ходжа выиграл у Далай Ламы V в состязание по демонстрации чудес проходившее между ними, что вынудило второго написать письмо джунгарскому хану Галдану дабы помочь Аппак Ходже вернуться на свою родину. Согласно легендам описанных в Аппак Ходжа во времена скитаний по северо-западному Китаю с помощью своих чудес излечил китайского императора Канси и тот ему разрешил безопасно вернуться в Турфан .
Джунгары сделали Кульджу своей столицей в 1676 году и затем оккупировали Комул и Турфан в 1679 году и после заключения соглашения с Галданом и возможно в содействии с марионеточным ханом , Аппак Ходжа захватил Яркенд и Кашгар в 1680-м году с огромной армией состоящих из последователей Аппак Ходжи и монголов. Исмаил-хан был сослан в изгнание в Кульджу а Аппак Ходжа в обмен на обязательства выплаты дани джунгарам стал правителем Кашгарии .
Правление ходжей в Кашгарии или "исханат Аппак Ходжи"
В отличие от ханства и халифата , государство Аппак Ходжи может быть названо "исханатом" что является по своей сути политико-религиозным режим управляемым суфийским святым (исхан) согласно институтам, практикам и идеологии центрально-азиатских суфиев Накшбандия. Следуя этим институтам, Аппак Ходжа управлял своим исханатом из своей центральной ложи в Яркенде, пока его сын Яхья Ходжа находился в святом комплексе (тавафгах) в Кашгаре.
Аппак Ходжа умер в марте 1694 года и был похоронен в семейном кладбище в Кашгаре. Согласно устным сказаниям Яхья Ходжа наследовал своему отцу, но другой его сын Махди Ходжа рожденный от второй жены Аппак Ходжи которая происходила из ханской семьи туглуктимуридов , также претендовал на трон. Позже случилось убийство Яхья Ходжи вызванный возвращением на политическую схему яркендских ханов. В начале туглуктимуриды пользовались поддержкой киргизских племён и черногорцами, однако бывшие правители не смогли вернуть страну в свои руки. Власть перешла в руки правления черногорскому шейху Даньял Ходже пока молодые наследники Аппак Ходжи — Махди и его брат Хасан были сосланы в изгнание в Индию, что можно будет рассматривать как конец исханата .
После смерти Аппак Ходжи
Ахмад Ходжа — сын Яхья Ходжи и по совместительству наследник исханата Аппак Ходжи, представлял угрозу для правления джунгар в Таримском бассейн, и в следствии этого он был депортирован в Или, а Даньял Ходжа был поставлен на трон правления в Кашгарии в обмен на плату трибута джунгарским ханам.
С ослаблением Джунгарского ханства , черногорцы предпринимали попытки восстановить независимость Кашгарии, пока белогорские ходжи в лице Хасан Ходжи искали поддержки заграницей в Кашмире и Бухаре, с целью заполучить материальную и политическую поддержку дабы начать джихад против джунгарских захватчиков, свою поддержку ему также оказывал черногорец .
Восстание белогорцев
Перед завоеванием Восточного Туркестана Империей Цин, Кашгарией всё ещё правили черногорские ходжи, несмотря на то что страна была разделена на провинции в каждой из которых правили отдельные шейхи и их наследники до 1755 года. Вместе с территориальной раздробленностью черногорские ходжи также ощущали потерю доверия населения что в следствии вызвало возвращение белогорских ходжей и приход Империи Цин. В Или двое сыновей Ахмад Ходжи — Джахан Ходжа и Бурхан ал-Дин добились получения независимости. В то время Империя Цин разгромила джунгар в 1757 году и цинский двор оказывал поддержку для братьев, отводя им роль как посредников для управления мусульманским населением. В 1755–1756 годах Джахан захватил власть в Или, в то время как Бурхан ал-Дин стал править в Яркенде и Кашгаре. Однако независимость белогорских ходжей не просуществовала долго, бывшие союзники в лице Империи Цин объявили войну двум братьям и со временем они оба были убиты в Бадахшане .
Борьба за независимость и конец ордена
Даже после потери независимости наряду с черногорцами члены ордена Афакия продолжали оставаться активными в политической жизни Восточного Туркестана , периодически проводя массовые восстания населения против захватчиков, как например восстание Джахангир-ходжи и восстание семи ходжей во главе с Валихан-ходжой которые превели к созданию краткосрочных независимых образований на территории Кашгарии .
Клан был полностью нейтрализован в 1866-м году после изгнания последнего великого ходжи Бузруг-хара тюра и захвата власти Якуб-беком в период государства Йеттишар .
Известные белогорцы
- Аппак Ходжа
- Яхья Ходжа
- Ходжа Махди
- Ходжа Хасан
- Ходжа Ахмад
- Бурхан ал-Дин Ходжа
- Ходжа Джахан
- Сарымсак
- Джахангир-ходжа
- Зиял ал-Дин
- Вали-хан ходжа
- Бузург-хан тюра
Примечания
- ↑ Alexandre Papas. Khojas of Kashgar // Oxford Research Encyclopedia of Asian History. — 2017.
- Чокан Валиханов. Собрание Сочинений, том 2. — Алматы, 1985.
- Muḥammad Ṣadiq Kashghari, translated by David Brothy. IN REMEMBRANCE OF THE SAINTS, The Rise and Fall of an Inner Asian Sufi Dynasty. — New York: Columbia University Press, 2021.
- 2021-02-18
- 1