Interested Article - Гетеропатриархат

Гетеропатриарха́т (от гетеросексуальность и патриархат ), или цисгетеропатриарха́т (от цисгендерность и гетеропатриарха́т ) , — это социально-политическая система, при которой цисгендерные мужчины и гетеросексуальность имеют преимущество над другими гендерами и сексуальными ориентациями . Этот термин предполагает, что дискриминация , которой подвергаются женщины и ЛГБТ , имеет общую основу — сексистские принципы социальной организации . Гетеросексуальным мужчинам отдается верховенство над другими гендерами; они награждаются и поощряются гетеропатриархальным обществом .

С точки зрения феминизма , термин патриархат описывает иерархию семьи, при которой отец является главной властью, а женщина подчиняется. С развитием квир-теории в 1980-х-1990-х годах, и поднятием вопроса о гетеронормативности и гендерной бинарности , этот тип доминирования начал описываться не только в контексте пола и гендера (доминирование мужчин над женщинами, маскулинности над фемининностью ), но также и в контексте сексуальности ( гетеронормативность и гетеросексуальность над другими сексуальными ориентациями и цисгендерность над другими видами гендерной идентичности ) . Термин гетеропатриархат произошёл от предыдущего менее конкретного термина патриархат и подчеркивает, что формирование общества доминирования мужчин основано на культурных процессах сексизма/гетеросексизма . Позднее начал получать распространение термин цисгетеропатриархат ( англ. cisheteropatriarchy ) .

Гетеропатриархат — это система социального доминирования, при которой гетеросексуальные мужчины обладают привилегиями и регулярно награждаются за проявление маскулинных черт. Напротив, женщины и другие люди, проявляющие черты, считающиеся женственными, получают меньше социальных привилегий. Исторически это проявлялось, например, экономически — в неравной заработной плате, невозможности для женщин владеть землёй, и пр. .

Гетеропатриархат — это аспект популярного феминистского анализа, используемого для объяснения современной социальной структуры, основанной на иерархической системе взаимосвязанных сил власти и угнетения. В такой структуре мужчины занимают высшие позиции власти, а женщины испытывают большую часть социального угнетения . Эта организация общества подкрепляется гендерными стереотипами , которые приписывают женщинам и мужчинам черты женственности и мужественности .

Одним из строительных блоков этой системы является заявление нуклеарной семьи как типичной, «правильной» семейной единицы; такая модель диктует необходимость наличия для создания семьи двух гетеросексуальных родителей, имеющих возможность производить потомство . В рамках этой семейной структуры мужчины удерживают власть над женщинами, позиционируя себя как «кормильцев» и сохраняя контроль над богатством/ресурсами. Эта практика поддерживается такими институтами, как образование, нацеливающим мальчиков на такие уважаемые области, как точные науки, а девочек на более простые и менее уважаемые типы работы; работодателями, не допускающими женщин до высокопоставленных должностей; и религией.

Разделение гетеропатриархата и патриархата подчёркивает, что культура, в которой гетеросексуальные мужчины являются наиболее ценимыми членами общества невозможно без наличия в этом обществе сексизма и исключения из него негетеросексуальных членов.

Предполагается, что гетеропатриархат стал доминирующей идеологией в Древней Греции во времена войны, когда ценились агрессивность и грубая физическая сила. По мере того, как эти черты становились востребованными и популярными, женские черты одновременно осуждались. Эта идеология продвигалась путём колонизации и распространения европоцентрической культуры .

См. также

Примечания

  1. H. Samy Alim, Jooyoung Lee, Lauren Mason Carris, Quentin E. Williams. (англ.) . — Oxford University Press, 2020. — ISBN 978-0-1908-4599-5 . 18 октября 2021 года.
  2. (исп.) . Дата обращения: 6 августа 2018. 13 июля 2018 года.
  3. Ana Carvajal Monroy, Mónica (Mafer) Rodríguez Gaona. (исп.) . Дата обращения: 14 июля 2021. 14 июля 2021 года.
  4. Valdes, Francisco. (англ.) // Yale Journal of Law and Humanities : journal. — Vol. 8 . 18 декабря 2015 года.
  5. Jules Falquet. (исп.) . — Brecha Lésbica, 2006. — С. 83. — ISBN 978-958-9307-61-8 . 5 октября 2018 года.
  6. (исп.) . Дата обращения: 6 августа 2018. 30 мая 2020 года.
  7. Pierceson, Jason. Sexual Minorities And Politics (англ.) . — Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield , 2016. — P. 9. — ISBN 978-1-4422-2768-2 .
  8. Jeffreys, Sheila. (англ.) . — Spinifex Press , 1993. — P. 208. — ISBN 1-875559-17-5 . 2 августа 2017 года.
  9. Glick, Peter. (англ.) // American Psychologist : journal. — 2001. — February ( vol. 56 , no. 2 ). — P. 109—118 . — doi : . — . 3 апреля 2016 года.
  10. Kandiyoti, Deniz. Bargaining with Patriarchy // (англ.) / Carole R. McCann, Seung-kyung Kim, Emek Ergun (eds.). — 5th ed. — Routledge , 2020. — P. 98—106. — 532 p. — ISBN 978-0-3674-3080-1 . 11 июля 2021 года.
  11. Connell, Raewyn. The Social Organization of Masculinity // Feminist Theory Reader Local and Global Perspectives (англ.) . — Routledge , 2013. — P. 253—263.
  12. de Beauvoir, Simone . The Second Sex: Introduction // Feminist Theory Reader (англ.) . — Routledge , 2013. — P. 40—48.
  13. Maile Arvin, Eve Tuck, Angie Morrill. (англ.) // Feminist Formations . — 2013. — Vol. 25 , iss. 1 . — P. 8—34 . — doi : . 4 августа 2019 года.
Источник —

Same as Гетеропатриархат