Interested Article - Гибель империи (телесериал)

«Гибель империи» — российский телесериал 2005 года о работе контрразведки Российской империи начала XX века.

Содержание

1 серия («Демон»)

События начинаются 14 июня 1914 года , незадолго до начала Первой мировой войны . В подчинение капитана Сергея Павловича Костина (актёр А. Балуев) — боевого офицера, участника русско-японской войны , а теперь сотрудника окружного отделения контрразведки Петербурга поступают подпоручик Иван Карлович Штольц (актёр М. Башаров) и унтер-офицер Николай Алексеевич Стрельников (актёр А. Краско). Им поручается первое дело. Некто Зеневич, служащий монтажной «кинофабрики Ренессанс», был задержан при попытке передать сотруднику германского посольства фрагменты киноплёнки. Находясь в тюрьме «Кресты» под арестом, заключённый совершает попытку повешения. Посмотрев кадры в аттракционе «Полёт Демона над Казбеком », контрразведчики понимают: если вывести их на план и наложить топографическую сетку, получится карта русских приграничных укреплений у границы с Турцией . Начинается расследование, в результате чего вскрывается сеть немецкой агентуры.

2 серия («Чёрный голубь»)

Действия происходят в июле 1914 года. Становится известно, что в Петербурге появился эсер Чарный. Стрельников и Штольц выезжают на задержание, но Чарный мёртв, а в его квартире следы обыска. Хозяйка квартиры Зайцева сообщает, что Чарный был женихом её племянницы Тани. Обнаруживается, что он приехал в Россию не для того, чтобы встретиться с Таней, а чтобы передать российскому правительству чертежи разработанной им модели подводной лодки . Чарный сообщил о своих планах старому знакомому — эсеру - провокатору Лозовскому. Лозовский решает завладеть чертежами с целью последующей их продажи германскому штабу.

3 серия («Пророк»)

Действия происходят в конце июля 1914 года. Началась Первая мировая война. Жена профессора Нестеровского (актёр С. Маковецкий) Ольга (актриса Ч. Хаматова), прогуливаясь с сыном Мишей и подругой Еленой Сабуровой (актриса М. Миронова), покупает книгу «Новая Илиада» автора Ивана Кассандрова. Ольга показывает книгу мужу — там написаны пророчества о предстоящей неудаче русской армии; Нестеровский запрещает ей читать ерунду и забирает брошюру. Получив назначение на фронт в разведку, перед отъездом он отдаёт «Новую Илиаду» Костину, предварительно сообщив ему, Штольцу и Стрельникову, что в книге есть особый смысл: если не заключить мир с немцами, Российская империя погибнет, как погибла Троя . Начинается разбирательство, кто допустил печать этой книги. А на фронте между тем начинают происходить события, описанные в пророчестве…

4 серия («Тёзка императора»)

Действие фильма начинается в 1915 году, во время наступления немцев в Прибалтике . В начале показана осада Ковенской крепости .

Несколько дней спустя в Вильно приезжает капитан Нестеровский и останавливается в гостинице, которую держит Франц Флейшман. Выясняется, что туда же за день до этого приехал начальник Ковенской крепости генерал , который оставил крепость накануне капитуляции. Нестеровский принимает решение арестовать генерала. Во время ареста генерал сообщает, что немцы били по крепости из «Большой Берты» — 420-мм мортиры , при этом, судя по попаданиям снарядов, у них была схема укреплений.

Одновременно с этим происходит инцидент в Литовском полку — во время полкового праздника немцы устроили атаку и перебили весь офицерский состав. Для расследования присылают капитана Костина.

Вскоре немецкий дирижабль уничтожает батарею русских тяжёлых орудий и опять, скорее всего, — по чьей-то наводке.

Костин с Нестеровским находят выжившего офицера Литовского полка, и у него узнают, что человека, который поставил вино для праздника из Вильно, один из офицеров называл «тёзкой императора», а также то, что немцы, скорее всего, были предупреждены о том, что офицеры находились в небоеспособном состоянии. Костин и Нестеровский предполагают, что шпион, давший наводку на офицеров полка, и тот, кто передал немцам карту Ковенской крепости, — одно и то же лицо. Офицеры начинают выяснять, кто из местных жителей, имеющих доступ к партиям вина, может быть «тёзкой императора». При этом они практически сразу начинают расследование по неверному пути, предполагая методом исключения, что шпионом может быть тёзка австрийского императора Франца Иосифа . Иосифа тоже отметают и начинают думать, кто из виленских Францев может быть шпионом. Неожиданно Нестеровский вспоминает, что хозяина гостиницы, где они живут, зовут Франц. Его пытаются арестовать. Франц перед арестом пишет жене письмо и передаёт его хозяину ресторана — поляку по имени Полек. Нестеровский внезапно вспоминает, что Полек — уменьшительный вариант имени Наполеон и пытается остановить хозяина ресторана, который пытается скрыться, оказывает сопротивление, но затем сдаётся. Выясняется, что шпионами были он и один из унтер-офицеров Литовского полка, незадолго до того убитый при попытке уйти к немцам.

Попутно выясняется, откуда у немцев оказалась схема укреплений Ковенской крепости — как оказалось, генерал Григорьев вместе с офицерами обсуждали план укреплений прямо в ресторане Полека, а тот запомнил детали, когда обслуживал офицеров. Однако Григорьев в своё оправдание заявляет, что немцам достаточно было стрелять по площадям, ибо от оружия новой войны нет защиты.

Фильм заканчивается вступлением немцев в Вильно, но общее наступление их выдохлось и целей не достигло — русские смогли отстоять Минск и оттеснить немцев в болота под Нарочью.

5 серия («Прорыв»)

Апрель 1916 года . У финской границы Стрельников и Штольц задерживают некоего господина Гроховского. У него обнаружены секретные документы с планом укреплений Юго-Западного фронта . Одновременно на Юго-Западном фронте патруль задерживает украинскую крестьянку Панашу. В её корзине на яйце обнаружена секретная шифровка. Нестеровскому не удаётся подобрать ключ к шифру. В это время русским командованием в условиях позиционной войны в обстановке секретности готовится прорыв фронта . А в ближайшем тылу действует австрийская агентура. Костин получает задание отправиться в Швейцарию под именем Гроховского и попробовать найти ключ к шифру. Нестеровский же ищет предателя на месте, в собственном окружении. Костин в Швейцарии знакомится с агентом австро-венгерской разведки Штольбергом, который предлагает ему передать сведения о состоянии Юго-Западного фронта русской армии. Костин попутно знакомится с женою австрийского профессора, знающего ключи к перехваченным шифрам. Он просит её съездить в Вену и добыть их. А на фронте происходит убийство заподозренного в шпионаже поручика Львова из Великолуцкого полка . Через расследование его смерти Нестеровский выходит на след шпиона. Костин добывает ключи, узнаёт, кто именно шпион, и сообщает об этом телеграммой в штаб 8 армии . Но по ошибке арестовывают невинного офицера. Костин прибывает на фронт и лично убеждается, что тот невиновен. Ночью на мельнице шпион, оказавшийся унтер-офицером, обслуживавшим телеграф генерала Духонина, при попытке передать сведения врагу схвачен Костиным, Нестеровским и освобождённым из-под ареста офицером. Русская армия переходит в победное наступление.

6 серия («Красные банты»)

Описываются революционные события февраля 1917 года в Петрограде. Костин, Штольц и Стрельников арестовывают коммерсанта Гибсона (актёр Г. Куценко), который оказывается связан с германским генштабом, и доставляют в « Кресты ». Несказанная удача; но результаты работы идут прахом. Начинаются волнения и революция. Город бурлит, нагнетается нестабильность, повсюду вооружённые солдаты. Революционная толпа врывается во двор «Крестов» и открывает все двери тюрьмы. Из камер выпускают всех без разбора, в том числе и Гибсона. Освобождённый шпион с револьвером в руке ведёт народ к зданию контрразведки: ему нужно уничтожить архивы и найти своё дело. Услышав нарастающий шум, Штольц и Стрельников забирают самые важные документы, в том числе и секретное досье на Гибсона, и пытаются смешаться с толпой и скрыться. В последний момент Штольц, уносящий дело Гибсона, оказывается обнаружен и застрелен Гибсоном. Стрельников под нажимом толпы не имеет возможности спасти документы. Убитого списали на революцию…

7 серия («Гроза»)

События марта-июля 1917 года в Петрограде. Окружную контрразведку возглавляет Борис Владимирович Никитин (актёр В. Галкин), лицо «Новой России», храбрый и ответственный офицер. Он вызывает Костина и даёт ему задание проверить агентурные сведения, согласно которым уже четыре месяца в Русско-Азиатский банк через подставные конторы переводятся крупные суммы денег из Стокгольма . Контрразведка определяет, что эти деньги идут на нужды германской агентуры в Петрограде. При этом ещё часть денег нелегально перевозится наличными через финскую границу. В Петрограде в среде солдат Кексгольмского полка и матросов появляются фальшивые деньги. Две купюры попадают к Елене, жене Костина. Революция существенно затрудняет следствие — даже банк отказывается предоставлять информацию контрразведке, ссылаясь на тайну вкладов, охраняемую законом. Получается так, что всё следствие ведут Костин и Никитин вдвоём. А революционная лавина всё нарастает. В итоге дело оборачивается июльским выступлением большевиков , подавленным благодаря изменениям настроений части гарнизона, выступившей на стороне правительства. Появляются определённые доказательства связи партии большевиков с германским Генштабом, которые берётся опубликовать в газетах один из эсеров, понявших угрозу революции. Ленину удаётся скрыться. Проводится обыск на его квартире.

8 серия («Молитва офицера»)

Июль 1917 года. Австрийская разведка переправляет на русскую территорию своего агента — завербованного в лагере для военнопленных русского прапорщика Стецевича. Ему приказывают доставить во фронтовой комитет Юго-Западного фронта подложную записку, в которой содержались сведения о том, что командующий фронтом генерал Деникин якобы сотрудничает с немцами и получает от них деньги. Замысел австрийцев состоит в том, чтобы Деникин был арестован, а фронт (или, при возможности, и вся русская армия) лишён командования.

Стецевич переходит фронт на участке, где позиции занимает часть капитана Нестеровского. При этом он устраивает провокацию и ранит Нестеровского. Бумага благополучно поступает во фронтовой комитет комиссару фронта Иорданскому . После этого Деникина арестовывают в Бердичеве и направляют в тюрьму в Старом Быхове , где уже содержится арестованный ранее генерал Корнилов , смещённый с поста Главковерха. Стецевича приказывают доставить в Петросовет для дачи показаний.

При фронтовом комитете находится и капитан Костин. Он раскрывает провокацию Стецевича и предлагает члену фронтового комитета поручику Яковлеву арестовать его и направить в контрразведку для допроса. Это им почти удаётся, но Стецевич устраивает побег на станции и убивает Яковлева, после чего садится на отходящий поезд и уезжает в Петроград.

Тем временем в Петрограде происходит Октябрьская революция . Главковерх Временного правительства генерал Духонин посылает с Костиным приказ об освобождении всех заключённых в Быховской тюрьме . Корнилов уходит на Дон .

Большевики направляют для ареста Духонина группу матросов во главе с собственным главнокомандующим Крыленко , в их числе оказывается и Стецевич. Они арестовывают генерала и находящегося в его ставке Нестеровского. Их сажают на поезд и везут для суда в Петроград. По дороге поезд останавливают вооружённые солдаты, которые требуют выдать Духонина им для расправы. Несмотря на противодействие Крыленко, который пытается спасти генерала, отдав солдатам его погоны, Духонина сбрасывают с поезда на солдатские штыки. Попытавшись защитить его, Нестеровский ввязывается в стычку с матросами и, получив удар, теряет сознание. Стецевич хочет добить его, но в итоге Нестеровский сам убивает его и прыгает с поезда.

9 серия («Лето в Киеве»)

Дело происходит в Киеве в начале июля 1918 года. Новочеркасск , Ростовская область, штаб А.Деникина. Генерал Деникин сильно озабочен: гетман Скоропадский запретил вербовку офицеров для Добровольческой армии . Большевики подписали мир с немцами 3 марта 1918 года, Юг же этот мир не признаёт. Кроме того, у армии Деникина проблема со снарядами, зато в Киеве их сотни тысяч — весь бывший запас Юго-Западного фронта. Немцам он ни к чему, так как не подходит для их орудий, и они поставляют снаряды красным. Необходимо заполучить боеприпасы с киевских складов любой ценой. Известно, что при Скоропадском есть надёжный человек, лояльный добровольцам — полковник Мороз, в прошлом также офицер русской армии. Деникин командирует в Киев капитана Костина, чтобы наладить связь с Морозом и добиться получения снарядов для Добровольческой армии. 17 июля 1918 года. Из Екатеринбурга приходит известие о расстреле семьи последнего российского императора Николая Александровича. Тем временем соперничающая с немцами австрийская разведка планирует привести к власти в Киеве ставленника Австро-Венгрии и через своего агента провоцирует украинских эсеров организовать покушение на гетмана. При вмешательстве Костина покушение срывается, но на его след выходит давний соперник русской контрразведки австрийский полковник Штольберг.

В то же время украинские эсеры приводят в действие решение взорвать артиллерийские склады в Киеве. Костин не знает, что сигнал к диверсии подаёт спасённая им от гибели в сорванном покушении и отпущенная по его просьбе на свободу эсерка Ковская. Штольберг застаёт Костина на складе и, держа на мушке, вызывает его на «последнее слово». Немецкий сообщник эсеров, спасая караульных, по телефону предупреждает о заложенной бомбе. Все бросаются к выходам. Костин и Мороз остаются живы, а Штольберг погибает при взрыве. Поставки снарядов красным прекращаются, но Костин и Мороз успевают отправить к Деникину лишь несколько грузовиков — операция фактически проваливается.

10 серия («Смута»)

Действие происходит в дни начала красного террора в Петрограде. 30 августа 1918 года Каннегисер убивает председателя петроградской ЧК Урицкого . В тот же день совершено покушение на Ленина . Большевики начинают мстить «врагам революции». 8 сентября чекисты арестовывают Нестеровского и как представителя буржуазии берут его в заложники. В тюремной камере в «Крестах» он знакомится с эсером Шиленко. Костин и Стрельников передают Нестеровскому оружие. Вскоре Нестеровского с Шиленко в качестве « военспецов » переводят в Москву, где Шиленко обезвреживает конвой и сбегает с Нестеровским.

В это же время Московский комитет партии социалистов-революционеров принимает решение взорвать и ограбить эшелон, перевозящий золото для Германии. Нестеровский оказывается впутан в эту историю. Товарищи по партии требуют от Шиленко убрать свидетеля и возможного провокатора, но тот, выведя Нестеровского в лес, отпускает его. Обманные выстрелы Шиленко провоцируют перестрелку эсеров с патрулём красных, и Нестеровский невольно становится причиной гибели патрульных. Но эсерам не суждено дождаться золота — эшелон остановлен «до дальнейших распоряжений», а затем возвращён в Москву согласно телеграмме о начавшейся в Германии революции . Вернувшийся в Петроград Нестеровский с Ольгой и сыном переходит финскую границу.

Костин пытается выехать из Петрограда на Юг, в расположение армии Деникина, забрав Елену из Петрограда. Оказавшись свидетелем того, как пятеро революционных солдат издеваются над бывшим генералом, он, вспоминая свои самурайские навыки, полученные во время плена в Японии, обезоруживает и избивает их всех, спасая честь генерала.

В финале Нестеровский, остановившийся с другими беженцами в Хельсинки , узнаёт новость о капитуляции Германии и окончании Первой мировой войны. Стрельников остался в Петрограде консультировать молодую советскую милицию. Костин, уже в чине подполковника, на Юге. Звучит марш «Песня славянина». Предстоит тяжёлая борьба, в которой мало шансов на успех…

В ролях

Сквозные персонажи сериала

Реальные исторические деятели, действующие в сериале

Прочие персонажи

Съёмочная группа

Рейтинги

По данным « TNS Gallup Media », сериал стартовал в эфире «Первого канала» с рейтингом 9,2 % и долей 23,8 %, проиграв шедшему в том же тайм-слоте сериалу «Всегда говори всегда» (рейтинг — 11,2 %, доля — 27,3 %) на « России », также «Гибель империи» уступила пальму первенства сериалам « Исцеление любовью » (рейтинг — 13,8 %, доля — 42,2 %), «Кармелита» (рейтинг — 13,1 %, доля — 48 %) на «России» и сериалу « Клон » (рейтинг — 9,7 %, доля — 26,5 %) на «Первом канале» . На второй неделе популярность сериала ещё снизилась (рейтинг — 8 %, доля — 22 %) , в итоге финальный эпизод прошёл с рейтингом 7,5 % и долей 21 %, заняв лишь восьмое место в топ-10 сериалов за период с 18 по 24 апреля 2005 года .

Генеральный продюсер «Первого канала» Александр Файфман так прокомментировал ситуацию с рейтингами сериала:

Высококачественный и сложный продукт в любом жанре массовый зритель пока принимает неохотно. Но, на мой взгляд, нельзя слепо идти за вкусами аудитории, надо двигаться ей навстречу. И где-то посередине пути в найденном компромиссе, я думаю, и есть залог зрительского успеха и респектабельного имиджа .

Критика

Валентина Львова, « Комсомольская правда »:

Если вы посмотрели «Гибель империи», попробуйте вспомнить хотя бы одного человека — я не говорю уж о положительных персонажах, — бескорыстно стоящего за «красных». Человека, идущего на смертный бой из-за убеждений. Верящего в революцию и свободу. Негусто, не так ли? <…> А эти немецкие деньги? Право слово, посмотрев «Гибель империи», я точно знаю, почему Германия проиграла в Первой мировой. У них просто все средства ушли на то, чтобы в России да на Украине мерзавцев скупать и революции устраивать. Я вообще удивляюсь, почему Антанта так долго с немцами возилась: фрицы ж поголовно были заняты сложнейшей проблемой — как Балуева с Маковецким перехитрить. Судя по картине Хотиненко, треть населения России торговала схемами укреплений или чертежами подводных лодок. Вторая треть учиняла диверсии, и всё это щедро оплачивалось из немецкого кармана. Здесь впору про программу « Однако » вспомнить, всё на том же «Первом канале», и то, как Михаил Леонтьев двух слов не может сказать без упоминания подстрекателей-американцев с пачкой долларов. А это, как вы понимаете, отнюдь не художественное осмысление реальности .

Александр Мельман, « Московский комсомолец »:

Эзопов язык на нашем ТВ заставил окончательно свихнуться даже самые светлые головы. <…> Сериал «Первого канала» «Гибель империи» — плевок Эрнста в лицо нынешнему « гэбэшному режиму », на который он вынужден работать. <…> Может, хватит уже выискивать смысл между строк .

Любовь Савицкая, « Правда.Ру »:

Чего же каналу надобно? Зачем всё это кино? <…> Читаем кратенькую аннотацию на сайте «Первого канала»: «В основе фильма — история появления и становления российской контрразведки…» <…> А вы думали — про что? При чём здесь история с Россией? Кто и зачем заказ оплачивает? В рамках намеченной компании по отмыванию до бела и укреплению репутации известного ведомства , создания легенды о прямой исторической преемственности от царской контрразведки как опоры государственности и единственной надежде России к современным спецслужбам, бодро преодолевшим «некоторые издержки» времён культа личности и теперь уже совершенно очистившимся от коммунистического наследства , вот в рамках этой легенды и выпускается новое полотно .

Арина Бородина, « Коммерсантъ »:

Канал не пошёл на поводу у большей части своей аудитории: сюжет, как это часто бывает у большинства сериалов, в «Гибели империи» не облегчённый, он требует постоянного и вдумчивого смотрения. Обычно у зрителей безоговорочно идут на ура сериальные проекты, когда герои вполне очевидно поделены по принципу «хороший — плохой». В случае с героями «Гибели империи» (здесь занята целая обойма известнейших актеров, среди которых выделяются Сергей Маковецкий и Марат Башаров) всё не так очевидно: образы более сложные и многообразные. И чем дальше развивается действие, тем больше сюжет отходит от непосредственно приключенческо-детективной линии (это как раз далеко не самая сильная сторона режиссёра Хотиненко) в сторону исторической и эпической драмы о Первой мировой войне (включая масштабные батальные сцены) — событии, о котором уже достаточно давно не снимали многосерийных телевизионных фильмов. Возможно, массовый зритель не до конца был готов к такому сериалу, поэтому «Гибель империи» и не дала «Первому каналу» рекордных рейтингов…

Лариса Хавкина, «Комсомольская правда»:

Сериалу могли позавидовать, пожалуй, и киношники — настолько грамотно было снято, настолько идеально подобраны актёры, безо всяких скидок на то, что «ну, вы же понимаете, это телесериал». Пропагандистская концовка слегка подпортила впечатление, но всё равно — «браво!»

Ирина Петровская , « Известия »:

…тенденция в том, что мало того, что создаётся качественное сериальное кино, но оно ещё обращается к хорошим художественным произведениям или к сценариям, которые позволяют создать нормальное кино. Мне кажется, в этом сезоне можно говорить об этом как о тенденции. И «Гибель империи», и « Штрафбат », и « Дети Арбата » — это всё было на основе просто хорошей литературно-драматургической основы .

Награды

  • В 2005 году сериал получил 3 премии ТЭФИ в номинациях «Режиссёр телевизионного художественного фильма/сериала» ( Владимир Хотиненко ), «Оператор телевизионного художественного фильма/сериала» ( Илья Дёмин ) и «Художник-постановщик» (Константин Мельников) .
  • В 2006 году сериал получил премию « Золотой орёл » в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)» и две премии ФСБ России в номинациях «Кино- и телефильмы» (Владимир Хотиненко) и «Актёрская работа» ( Александр Балуев ) .

Примечания

  1. Ольга Стерхова. (неопр.) . Московский комсомолец (31 марта 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 16 февраля 2011 года.
  2. Ксения Ларина . (неопр.) . Эхо Москвы (9 апреля 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 14 августа 2020 года.
  3. (неопр.) . Комсомольская правда (25 мая 2005).
  4. (неопр.) . Advertology.
  5. (неопр.) . Advertology.
  6. (неопр.) . Advertology. Дата обращения: 22 мая 2018. 9 мая 2018 года.
  7. (неопр.) . Известия (28 июля 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 21 августа 2019 года.
  8. (неопр.) . Комсомольская правда (20 апреля 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 21 апреля 2005 года.
  9. (неопр.) . Известия (18 мая 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 20 августа 2017 года.
  10. (неопр.) . Правда.Ру (11 апреля 2005). Дата обращения: 26 мая 2020. 23 сентября 2020 года.
  11. (неопр.) . Коммерсантъ (13 апреля 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 21 июня 2018 года.
  12. (неопр.) . Радио «Свобода» (27 июня 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 15 апреля 2021 года.
  13. (неопр.) . Известия (17 ноября 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 21 апреля 2019 года.
  14. (неопр.) . Российская газета (30 января 2006). Дата обращения: 25 мая 2020. 9 ноября 2011 года.
  15. (неопр.) . Федеральная служба безопасности . Дата обращения: 25 мая 2020. 19 января 2021 года.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»

Same as Гибель империи (телесериал)