Список глав правительства Кубы
- 1 year ago
- 0
- 0
Культура Кубы , островного государства в Латинской Америке, в Карибском бассейне, имеет свои основные корни в Испании и Западной Африке , но со временем на неё повлияли различные жанры из разных стран, среди них выделяются Франция и её колонии в Латинской Америке и США.
Кубинцы — народ смешанного происхождения. К моменту появления здесь испанцев Кубу населяли племена сибонеев, индейцев аравакской группы, гуанаханабеев и индейцев, переселившихся с Гаити. Но в результате испанской колонизации индейцы в большинстве были истреблены.
Сейчас язык населения — кубинский вариант испанского .
Музыка Кубы очень интересна и самобытна, она впитала в себя много местных мотивов и классическую аранжировку . Благодаря своему глубокому духовному богатству и вкладу в мировую культуру, можно утверждать, что за всю свою историю с XVI века , с появлением хабанера , и до наших дней Куба стала одной из стран с наибольшим количеством музыкальных жанров и одной из стран, которая оказала наибольшее музыкальное влияние в мире. Кубинская музыка также оказала значительное влияние на другие страны.
Народная кубинская музыка сформировалась на основе европейской, в первую очередь испанской , и африканской (музыка индейцев не сохранилась). Со временем на кубинская музыку повлияли различные жанры из разных стран, среди них выделяются Франция и её колонии в Латинской Америке и США. Кубинская традиционная (народная) музыка включает в себя: румбу , сон , дансон , сальсу , гуарача, болеро , конга , нуэва трова .
Развитие академической музыки на острове началось в XIX веке. В 1812 году началось издание музыкального журнала «El filarmónica mensual», в 1814 году в Гаване открыта «Академия музыки».
В 1840-х годах возникла хабанера , как вялая вокальная песня с ритмом контраданзы.
В 1885 году в Гаване была открыта консерватория .
Первую оперу , сочинённую на острове — La hija de Jefté — написал Лауреано Фуэнтес (1825—1898).
В XIX веке в Сантьяго-де-Куба возникло движение странствующих музыкантов, называемых ( , « трубадуры »), которые обычно переезжали из одного места в другое с целью заработать себе на жизнь пением и аккомпанировать себе на гитаре, как композиторы и исполнители, и их песни были адаптированы ко многим другим жанрам кубинской музыки. Первым и одним из старейших был (1867—1968). Он был выдающимся композитором, внёсшим множество песен в репертуар Trova, и большинство из них были спеты и записаны много раз.
Композитор Росендо Руис (1885—1983) был ещё одним трубадуром-долгожителем и автором известного руководства по обучению игре на гитаре. Трубадуры часто выступали в дуэтах и трио , например Compay Segundo , прозвище которого отсылает к роли «второго голоса» в трио «Los Compadres». Позже многие из них объединились в более крупные группировки, такие как секстеты и септеты . Знаменитое «Трио Матаморос» (Чиро, Куэто и Мигеля), которые работали вместе большую часть своей жизни; Мигель Матаморос считается одним из величайших представителей Трова. Гарай, Руис, Вильялон и Корона известны как «великая четвёрка Трова». Эль Гуаяберо, Фаустино Орамас (1911—2007)? традиционно известен как последний из трубадуров.
В 1922 году в Гаване было организован симфонический оркестр . В области оркестрового исполнительства весомый вклад внёс Филармонический оркестр Гаваны , созданный в 1924 году Педро Санхуаном ; одной из центральных фигур этого коллектива был один из ведущих довоенных кубинских композиторов Амадео Рольдан . В 1934 году было организовано «Общество музыкального обновления».
Гуантанамера («девушка из Гуантанамо») — одна из самых известных кубинских песен, написана на основе первых строк одноименной поэмы Хосе Марти 1891 года. Считается, что музыка к песне была написана кубинским музыкантом Хосе Фернандесом Диасом («Хосеито») предположительно в 1929 году.
Один из наиболее известных кубинских музыкальных стилей — пачанги , хотя вопрос о происхождении его до сих пор не ясен: считается, что она возникла в 1955 году как результат смешения ритмов меренге и конги («мереконга») на Кубе, однако есть противники этого мнения. Несмотря на то, что наиболее распространена версия о кубинском происхождении пачанги, на самой Кубе этот стиль никогда не был очень популярен, в то время как восточное побережье США в начале 1960-х годов испытало настоящий бум пачанги.
После
кубинской революции
1959 года на сцену вышло новое поколение классических музыкантов. Самым известным из них, несомненно, является гитарист
Лео Брауэр
, который внёс выдающийся вклад в технику и репертуар современной классической гитары и был директором Национального симфонического оркестра Кубы.
Одним из величайших кубинских композиторов-пианистов XX века был
Эрнесто Лекуона
(1895—1963). Лекуона сочинил более 600 пьес, в основном в кубинском стиле.
Гонсало Роиг
(1890—1970) стал важной творческой силой в первой половине XX века. Композитор и дирижёр, , в 1922 году он был одним из основателей Национального симфонического оркестра, которым он руководил. В 1927 году был назначен директором Гаванской музыкальной школы. Как композитор он специализировался на
сарсуэле
, очень популярной форме музыкального театра до Второй мировой войны.
Другими важными композиторами первых лет постреволюционного периода, начавшегося в 1959 году, были
Карлос Фариньяс
и Хуан Бланко, пионеры
конкретной музыки
и
электроакустической музыки
на Кубе.
Заметным явлением в новейшей музыкальной жизни Кубы стало возникшее в 1970-е годы движение « Новая трова » ( Nueva Trova , наследовавшее движению Трова), и представлявшее собой одно из движений латиноамериканской авторской «новой песни». Его крупнейшим представителем был Синдо Гарай; гитарист Лео Брауэр, будучи директором группы звуковых экспериментов ICAIC в 70-х годах, был важным элементом в формировании и консолидации движения.
Европейское влияние на более позднюю кубинскую музыку представлено дансоном ( Danzón ), элегантной музыкальной формой, которая когда-то была более популярной на Кубе, чем сон . Это потомок креольской кубинской контраданзы . Данзон знаменует собой переход от группового танца конца 18 века к современному парному танцу. Стимулом для этого изменения стал успех некогда скандального вальса , где пары танцевали друг напротив друга, независимо от других пар и не являясь частью заранее определённой структуры. Дансон был первым кубинским танцем, в котором использовались эти методы, хотя между этими двумя танцами есть разница: вальс — это бальный танец, в котором пары движутся по кругу против часовой стрелки, а дансон — танец с «носовым платком», в котором пары остаются в пределах ограниченной площади комнаты.
Сапатео (цапатеадо) — стиль испанского народного танца, выстукивание музыкального ритма стопами ног. Алехо Карпентье упоминает в своей книге «Музыка на Кубе», цитируя Буэнавентуру Паскуаля Феррера, что в начале XIX века в Гаване давалось до пятидесяти танцев в день, где наряду с другими модными танцами играли и пели знаменитую ( ) — жанр быстрого темпа и комической или пикантной лирики. Этот жанр возник в конце XVIII века, а в начале XX века его часто исполняли в публичных домах и других местах Гаваны. Его тексты были полны популярных фразы и часто упоминаемые события, которые появлялись в газетах того времени. Ритмика гуарача демонстрирует серию ритмических комбинаций, таких как 6/8 с 2/4.
По крайней мере, с XVIII века до наших дней в музыкальных театрах использовались различные формы музыки и танца. Многие известные композиторы и музыканты заявили о себе через эту театральную среду, и многие важные произведения были представлены на сцене.
Литература на испанском языке появилась на территории острова Куба с началом испанской колонизации: конкистадоров сопровождали хронисты, записывавшие и комментировавшие важнейшие события конкисты .
Первое литературное произведение было написано на Кубе в 1608 году , им стала историко-эпическая поэма « » Сильвестра де Бальбоа-и-Троя де Кесада (1563—1647), в которой повествовалось о похищении епископа-монаха пиратом. Следом в XVII веке на Кубе были написаны и изданы ещё несколько произведений.
В XVIII веке берёт начало кубинская драматургия : в 1739 году в Севилье состоялась премьера первой кубинской пьесы -комедии «Принц-садовник и притворщик Клоридано» Сантьяго Питы. В конце XVIII века зарождается национальная кубинская поэтическая традиция. Для неоклассицизма в кубинской литературе (1790—1820), наряду с историями античных богов , характерна демонстрация особой роли природы, в чём заключалось отличие от аналогичного течения в испанской литературе .
Франсиско Победа-и-Арментерос (1796—1881) — поэт, чьё творчество представляет собой промежуточный этап между «высоким стилем» и «народной культурой» и чей стиль стал одним из первых, начавших процесс «кубанизации» поэзии на острове. В это же время, писатель и литературный критик заложил основы «кубанизации» местной прозы. У истоков национальной кубинской литературы стоял Хосе Мария Эредиа (1803—1839), автор любовных, философских и гражданско-патриотических стихов. Его популярный до сих пор на Кубе «Гимн изгнанника» (1825), пронизанный горечью и скорбью об угнетаемой тиранами родине, завершается предвидением её неминуемого освобождения. Также он основал, вместе с Клаудио Линати и Флоренсио Галли, литературный журнал «Ирис» (1826), единственный в своем роде, а следом ещё два больших журнала — «Смесь» (1829—1832) и «Минерва» (1834).
Писательница Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814—1873) стала одной из основательниц жанра латиноамериканского романа . Творчество Хуана Клементе Сенеи (1832—1871), Луисы Перес де Самбраны (1837—1922) и Мерседес Матаморос (1851—1906) заложило основы модернизма — кубинской поэтической традиции, которой некоторое время не хватало универсальности. Эта проблема была блестяще решена выдающимся кубинским поэтом, патриотом, «апостолом» кубинской революции Хосе Марти (1853—1895). В XIX веке на Кубе получила развитие философская и историческая литература , которая подготовила поколение патриотов. Были написаны романы против рабства . Известными кубинскими писателями XIX века, описавшими в своих произведениях национальные обычаи и культуру, были Хосе Викториано Бетанкур (1813—1875) и Хосе Мария де Карденас-и-Родригес (1812—1882).
После Первой мировой войны на фоне роста патриотических настроений в 1920—1930-е годы о себе заявило «второе республиканское поколение» кубинских поэтов и прозаиков, объединившее в себе самые разные литературные течения . В романе «Весна священная» (1978) Алехо Карпентьера — одного из известных прозаиков этого поколения — дана широкая картина революционных изменений в мире на протяжении десятков лет двадцатого столетия .
После Кубинской революции интимность в поэзии уступила место эстетике социалистического реализма , пропагандировавшейся печатным изданием «Лунес де Револусьон» ( Lunes de Revolución ).
Самостоятельная кубинская живопись возникла лишь в конце XIX века. В 1930-е годы художники, побывавшие в Европе, познакомились там с современными художественными течениями и принесли их на Кубу. Так, использовал кубизм для создания изображений на темы, связанные с бедностью кубинского народа. Наиболее известный кубинский художник, Вифредо Лам , писал в сюрреалистическом стиле. На большое влияние оказало творчество мексиканских монументалистов. Хорхе Арче известен своими портретами, по стилю похожими на произведения других латиноамериканских художников 1930-х годов.
Образование на Кубе высокоразвито уже на протяжении многих лет: за последние 40 лет оно было одним из главных приоритетов в политике кубинского правительства и достижения кубинцев, в условиях слаборазвитой экономики и долгосрочной непрерывной торговой блокады , выглядят ещё более впечатляющими. После победы кубинской революции 1959 года правительство Кастро национализировало все учебные заведения и создало единую государственную систему образования, образование стало бесплатным на всех ступенях (с начальных классов до высших учебных заведений), это закреплено в Конституции страны. Девятиклассное образование является обязательным (средним является 12-классное образование). Школьники бесплатно обеспечиваются школьными принадлежностями и формой. Куба выделяет на государственные расходы в области образования в два раз больше денег, чем её более богатые соседи (порядка 10 % своего госбюджета).
До революции, в 1951 году неграмотными являлись 22 % взрослого населения . В 1961 году началась массированная кампания по ликвидации неграмотности и в итоге в 1980 году число неграмотных составляло лишь 2 %, а в 1990 году Куба стала страной сплошной грамотности; в 1995 году уровень грамотности на Кубе составлял 96 %. Была создана общедоступная средняя и высшая школа. В течение 60-х годов число учащихся выросло вдвое, при росте населения на 1—2 % в год. Всего, считая все стадии образования, число людей, охваченных ими, выросло в три раза. При этом, в современном кубинском образовании присутствует сильный идеологический элемент и, согласно Конституции, образовательная и культурная политика государства основываются на марксистской идеологии .
Высшее образование на Кубе дают университеты, высшие институты, высшие педагогические институты, центры высшего образования и высшие политехнические институты (все высшие учебные заведения страны являются государственными). В стране около 700 тыс. лиц, имеющих высшее образование (из них, около 630 тысяч человек окончили кубинские ВУЗы в период после 1959 года). Из каждых семи кубинских трудящихся один имеет диплом высшего учебного заведения. Министерство высшего образования ( Ministerio de Educación Superior , MES) отвечает за политику государства в области вузовского и послевузовского образования. По состоянию на начало 2006 года, на Кубе действовали (создана в 1962 году), 4 университета и 47 образовательных учреждений высшего и среднеспециального образования. Гаванский университет , старейший университет страны, основан в 1728 году.
Страной ассигнуются значительные средства на научные исследования , в частности, связанные со здоровьем человека, в сфере биотехнологии и генной инженерии , производства вакцин и многочисленных медикаментов; результаты этих исследований получили всеобщее признание. На Кубе действует более 170 научно-исследовательских институтов .
На Кубе церковь отделена от государства . Конституция страны гарантирует населению свободу вероисповедания.
Самая распространённая религия — католическая . Католические церкви существуют по всей стране, ежедневно служатся мессы и проводятся торжественные службы в дни национальных или местных религиозных праздников. Членам кубинской коммунистической партии не запрещается посещать церкви. В стране также 96 тыс. членов религиозной организации Свидетелей Иеговы .
С прибытием на остров чернокожих рабов распространились различные верования африканского происхождения. Со временем из них сформировались основные течения, существующие и популярные до сих пор. Это — Ла-Регла-де-Оча-Ифа ( исп. La Regla de Ocha-Ifá ) или Сантерия ( исп. Santería Cubana ), ( исп. Regla Palo Monte ) и (исп. La Sociedad Secreta Abakuá) , а также иные течения, которые в настоящее время исчезли либо находятся на грани исчезновения, например, Ла-Регла-Ийесса ( исп. La Regla Iyessá ) и ( исп. La Regla Arará ) . В результате исторического процесса также образовалась смесь из католических догм и африканских культов. Например, считается католиками покровительницей Кубы. В Сантерии она носит имя Очун .
В последние годы стали появляться протестантские церкви, особенно в провинциях. Официально признанные протестантские деноминации объединяет Совет церквей Кубы (основан в 1941, совр. назв. с 1995).
От 16 до 47 % не причисляют себя ни к одной конфессии .
В Гаване действуют по одному приходу Русской православной церкви и Константинопольской православной церкви . 19 октября 2008 года в Гаване освящён первый на Кубе храм РПЦ — собор Казанской иконы Божией Матери .
Ислам: см Ислам на Кубе
Кубинское информационное агентство Пренса Латина ( исп. Prensa Latina ).
Ежедневная газета «
Granma
», носит название
одноимённой яхты
, на которой группа революционеров во главе с
Фиделем Кастро
высадилась на Кубу для осуществления партизанской борьбы с режимом Батисты. Газета является официальным проводником и популяризатором политики, проводимой
Коммунистической партией Кубы
(КПК).
Раз в неделю на английском языке выходит «Granma Internacional».
В числе других крупных газет — « Juventud Rebelde » и « Трабахадорес » ( Trabajadores ).
Также выходят журналы (« Bohemia », «Opciones» и др.).
Единственный государственный вещатель на Кубе и единственный вещатель Кубы вообще — ( Instituto Cubano de Radio y Televisión — «Кубинский институт радио и телевидения»), создан 24 мая 1962 года. Включает в себя:
Ранее также существовали радиостанции и RHC-Cadena Azul (запущена в 1939 году).
Спорт
на Кубе доступен всем (rаждый год на Кубе проводятся школьные спортивные соревнования для учащихся; лучшие спортсмены в возрасте от 11 до 16 лет приглашаются на тестирование в Школы спортивной подготовки (EIDE), а лучшие выпускники школы поступают в одну из нескольких школ высшего спортивного мастерства, ESPA) и эта его массовость позволяет постоянно пополнять
по различным видам спорта, которые принесли маленькому карибскому острову важные мировые и
олимпийские
награды.
Куба — родина всемирно известных спортсменов:
Теофило Стивенсон
(бокс),
Хосе Рауль Капабланка
(шахматы) и др.
Бейсбол — самый популярный вид спорта (так, Фидель Кастро любил и играл в бейсбол). Представленная американскими докерами в Гаване в XIX веке, игра сыграла роль в обретении Кубой независимости от Испании: запрещенные в 1895 году испанцами и ставшими подпольными игры финансировали восстание Хосе Марти . Кубинские пелотеро ( peloteros ) высоко ценятся на международном уровне, и некоторые из них перебрались в Главную бейсбольную лигу США . Сборная Кубы по бейсболу заняла второе место в первом чемпионате мира по бейсболу против сборной Японии. По состоянию на 18 августа 2016 года сборная Кубы завоевала в бейсболе больше всех медалей за всё время.
Бокс также весьма популярен на Кубе. Среди прочих популярных видов спорта выделяются лёгкая атлетика , волейбол , баскетбол и регби .
В отличие от большей части Латинской Америки (но, как и во многих странах Карибского бассейна и некоторых странах Центральной Америки) — футбол на Кубе не является основной игрой, но становится все более популярным. Сборная Кубы играла на Чемпионата мира 1938 года и дошла до четвертьфинала: кубинцы вышли из отборочной группы с Колумбией, США, Мексикой, Коста-Рикой, Сальвадором и Голландской Гвианой, которые все снялись с отборочного турнира, и в 1/8 сыграли с Румынией: 3:3 в первом матче и 2:1 — в переигровке; далее она встретилась со Швецией и проиграла 0:8 (это самое крупное поражение в истории плей-офф чемпионатов мира по футболу) .
Блюда: ахиако (самая популярная еда на столах кубинцев, жареное на гриле или тушёное мясо с овощами), caldosa ( рагу ), ропа вьеха (в переводе означает «старая одежда» — говядина (телятина) с овощами), лапша с тушеным мясом, lechon (жареная свинина), пикадильо ( , говяжий фарш с томатным соусом) нескольких сортов, кубинский сэндвич , супы ахиако и potaje (см. ), блюда из фасоли: («Восточный конгри»/Конгри ( Congrí ), «Морос и Кристианос» (в переводе — «мавры и христиане»), fufu — разнообразные блюда с бананами, включая жареный плантан и тостонес (жареные бананы).
Напитки: ром , пиво, (напиток из сахарного тростника ); коктейли ( дайкири , мохито — традиционный коктейль кубинской кухни и кубинской культуры, Куба либре ), batidos (фруктовые/молочные коктейли типа смузи ), лимонад с соком лайма, кофе (очень крепкий).
Символ Кубы — цветок марипо́са ( Hedychium coronarium ).