Великан (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Велика́н — мифоэпический персонаж, существо человеческой внешности, но имеющие гигантский размер и большую силу . Фигурирует в мифах , легендах и сказках разных народов, а также в религиозной и художественной литературе.
В мифологии великаны составляют группу антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени творения . В более поздних преданиях образ гигантских человекоподобных существ претерпевает некоторые изменения — черты первосуществ утрачиваются, и великаны, такие как древнегреческие циклопы , выполняют лишь роль чудовищ, которых необходимо победить героям . Хотя иногда некоторые великаны, например титаны в древнегреческой мифологии, являются предками богов, в определённый момент они же вступают со своими прародителями в смертельную схватку. После победы божества устанавливают собственный пантеон .
В античной мифологии великанам приписывается создание кузнечного ремесла, устройство высоких стен вокруг города из огромных камней без применения цемента — так называемые « циклопические постройки ». Нередко в мифах и легендах встречается мотив столкновения великана с человеком нормального роста и сил, причём победа остаётся на стороне последнего (в Библии — Голиаф и Давид , у Гомера — Полифем и Одиссей и т. д.) .
Во многих, особенно ранних фольклорных произведениях все великаны злобны и глупы, их нередко наделяют чертами огров , в частности — склонностью к людоедству. Великаны с подобным описанием фигурируют, к примеру в сказках « Джек и бобовый стебель » и « Джек — покоритель великанов ». С другой стороны, общество великанов во второй части « Путешествий Гулливера » (1726) Джонатана Свифта описывается как вполне цивилизованное, а великан в книге Роальда Даля « Большой и добрый великан » (1982) заводит дружбу с ребёнком.
До развития науки за останки великанов часто принимали кости ископаемых животных .
В ветхозаветных преданиях рефаимы — древнейшие обитатели Ханаана , люди исполинского роста и огромной физической силы. В христианских апокрифах описываются как дети земных женщин и падших ангелов . Были покорены родственными евреям народами, такими как аммонитяне , а ко времени исхода из Египта их практически не осталось. Одним из рефаимов был легендарный Голиаф , сражённый молодым Давидом . Другим примером является царь амореев Ог , называемый в Библии последним из живых на момент повествования рефаимов ( Втор. ). Ог вместе со своей армией был сражён евреями под предводительством Моисея . По разным интерпретациям библейских текстов рост Ога оценивался в четыре метра и более — из-за неоднозначности использования термина локоть . Со временем исчезнувшие рефаимы стали ассоциироваться с подземными обитателями Шеола , в их «подземных судорогах» видели причину землетрясений .
Различные вариации образа великанов фигурируют в фольклоре культур по всему миру, поскольку они представляют собой относительно простую концепцию. Существа, которые выглядят подобно людям, но имеющие чудовищные размеры, великаны вызывают ужас и напоминают людям о хрупкости их собственных тел. Великанов часто изображают в качестве злобных монстров и антагонистов, но бывают и исключения — в некоторых сказках великаны дружелюбны к людям .
Одни из наиболее известных мифических великанов, гиганты из древнегреческой мифологии описывались как огромные человекоподобные существа недюжинной силы, настолько же агрессивные. Известны прежде всего как участники эпической битвы с олимпийскими богами — Гигантомахии . Наряду с другими чудовищными великанами — циклопами и причудливыми гекатонхейрами — гиганты были потомками Урана и Геи , они появились на свет из крови оскоплённого Кроносом Урана.
Некоторые изображения показывают гигантов как гоплитов , имеющих полностью человеческую форму тела, а также соответствующие доспехи и оружие. По другим источникам имеют змеев ( драконов ) вместо ног. Наряду с другими, мифологически более древними великанами, титанами , гиганты олицетворяют хтонические силы природы . В отличие от изгнанных в Тартар титанов, упоминалось, что гиганты были смертны. Всего в различных источниках насчитывалось до 150 имён гигантов, все они были повержены олимпийскими богами, знаменитый греческий герой Геракл помогал богам в их борьбе с гигантами .
Великаны скандинавской мифологии , ётуны или турсы, часто противопоставляются богам — асам и ванам , хотя в конечном счёте они оказываются побеждены богами под предводительством Одина . Согласно мифологическим преданиям, ётуны жили задолго до появления прочих существ и людей, и населяли такие земли как Йотунхейм . Нередко упоминаются в древнескандинавских текстах, также фигурируют в древнеанглийской поэме « Беовульф ». Использование термина эволюционирует таким образом, что образ ётунов становится всё менее впечатляющими и более негативными по мере того, как христианство распространяется в Скандинавии. В более позднем фольклоре некоторые черты ётунов, такие как превращение в камень при дневном свете и обитание вдали от населённых пунктов приписывается уже троллям .
Великан в славянской народной культуре, в том числе в славянской мифологии и фольклоре — мифоэпический персонаж, антропоморфное существо, отличающееся от человека большим ростом и силой. Часто связан с рельефом определённой местности . Славянские предания о великанах имеют связь со сменой мифологического времени на историческое . Великаны могут рассматриваться как первые люди, первопредки , участвовавшие в устройстве мироздания . Общеславянским сюжетом является гибель великанов, в том числе истребление их Богом или превращение в обычных людей за гордыню и вредоносность . Имеются славянские предания о великанах, которые являются аборигенами края или воинственными иноземцами . В славянских народных легендах могут отождествляться с «чужими» народами и воинственными противниками, такими как татары, турки, шведы .
В русском былинном эпосе, в сюжетах, в которых богатырь не представлен как великан или изображён в качестве великана рядом с человеком и обычного человека рядом с великаном, как в «Илья и идолище», в гибели богатырей воспроизведён мифологический сюжет гибели великанов. Аналогично нарты встречались с великаном, который превосходил их размерами. Русский эпос содержит также мотив великана-предка, которым выступает Святогор , обладающий некоторыми общими признаками с Ильёй Муромцем .
Наиболее известным великаном в русских сказках является Святогор . Во многих русских сюжетах великанов заменила нечистая сила или дьявол . Великанов, выступавших аналогами природных сил в европейском фольклоре, в русском фольклоре заменили такие персонажи как, например, Тугарин Змеевич или Жидовин .
В 1940-е годы немецкий антрополог Франц Вейденрейх после изучения находок из Китая и с острова Явы выдвинул гипотезу о происхождении человека от гигантских приматов. По мнению Вейденрейха, гигантопитек (гигантантроп) эволюционировал в мегантропа , а от мегантропа произошли питекантропы и более поздние гоминиды. Гипотеза была отвергнута другими антропологами . Советский антрополог В. В. Бунак (1959) писал:
Вопреки мнению Ф. Вейденрейха, следует признать, что в эволюции гоминид размеры тела скорее увеличивались, чем уменьшались. Гипотеза Ф. Вейденрейха столь же неприемлема, как и противоположная ей гипотеза И. Кольмана о карликовом типе ближайших предков современных гоминид .
В эзотерике , включая учение Елены Блаватской , и у ряда современных авторов эзотерической литературы , например, Эрнста Мулдашева , присутствует идея древней расы великанов, обладавших тайными знаниями. Идея популярна в различных псевдонаучных произведениях и в массовой культуре, в том числе отражена в телепередачах (например, псевдонаучный фильм «По следам тайны — города великанов», показанный на российском телеканале « Культура » , автор и режиссер Армен Петросян ). В качестве доказательств приводятся фотографии скелетов огромных размеров и идеальной сохранности на фоне обычных людей; свидетельства «очевидцев», якобы находивших огромные кости, которые позже были каким-либо образом утеряны; мегалитические постройки ( Стоунхендж и др.; утверждается, что обычные люди, имеющие только примитивные технологии не могли их соорудить); летописи, дневники средневековых путешественников; истории о найденных в XX веке останках гигантопитеков и мегантропов и др. Утверждается, что гигантские скелеты присвоили и скрыли « официальные учёные ». Фотографии гигантских скелетов представляют собой результат фотомонтажа (в ряде случаев известен их автор ). Ничем не подтверждённые рассказы «очевидцев» как прошлого, так и настоящего, не могут считаться доказательствами . Описаны и в ряде случаев экспериментально проверены технологии, использованные при создании мегалитических сооружений древности .