Interested Article - Санта-Мария-Маджоре
- 2020-04-27
- 1
Награды |
---|
Са́нта-Мари́я-Маджо́ре ( итал. Basilica Papale di Santa Maria Maggiore , лат. Basilica Sanctae Mariae Maioris ) — католическая церковь на Эсквилинском холме в Риме , одна из четырёх папских базилик (Basilica Papale), имеющая титул Великой базилики (Papal Major Basilica). Посвящена Деве Марии Снежной . Входит в список семи римских паломнических базилик .
История
С основанием этой церкви связана легенда XIII века. В IV веке трём людям: папе Либерию , римскому патрицию Иоанну (Джованни) и его жене, явилась во сне Дева Мария . Патриций и его жена были бездетны, и много лет молились о рождении ребёнка. Дева Мария во сне сказала патрицию, что ниспошлёт ему долгожданное дитя, если он выстроит церковь на холме Эсквилин , на том месте, где на следующий день обнаружит снег. Наутро патриций поделился сном с женой, и оказалось, что она видела тот же сон. Вместе патриций и его супруга отправились к папе, и тогда выяснилось, что Дева Мария явилась и ему, и сказала во сне о необходимости строительства новой церкви и об указующем место снеге. Было 5 августа 352 года (или 358 года), жаркое римское лето, когда папа Либерий, патриций Иоанн и его супруга в сопровождении процессии духовенства отправились на Эсквилин . На холме, среди зелени, лежал чистый белый снег. Немедленно была на этом месте заложена церковь. Само событие получило название «чудо о снеге», и в честь него церковь (а позднее и множество других в других странах) была названа в честь Девы Марии Снежной ( итал. Madonna della Neve ) .
По преданию, план базилики на Эсквилинском холме прямо по выпавшему снегу начертил папа Либерий, отсюда ещё одно название: Либериева базилика. На самом деле строительство осуществлялось в 432—440 годах при папе Сиксте III , спустя год после Эфесского собора , осудившего учение Нестория , архиепископа Константинопольского (428—431), утверждавшего, что Деву Марию не следует называть Богородицей, поскольку у Бога не может быть матери. Поэтому церковь была посвящена Богоматери и последующие донаторы (дарители), главным образом в лице римских пап, «вкладывали значительные средства в произведения искусства, прославляющие Деву Марию как мать Иисуса Христа. Отсюда триумфальный смысл, который со временем обрело название „Санта Мария Маджоре“» . Согласно Пространному житию равноапостольного Кирилла IX века, папа римский принял «книги славянские, освятил и положил их в церкви святой Марии, называемой Фатан», то есть в храме Санта Мария Маджоре , что означало одобрение римской курией созданного для славян письма .
В XII веке при Евгении III был значительно перестроен портик юго-восточного фасада церкви. Затем последовали перестройки и расширения храма в XVI в. при Григории XIII и в XVIII в. при Бенедикте XIV . Кампанила (колокольня), самая высокая в Риме (75 м), была возведена в 1377 году повелением папы Григория XI . В XVII—XVIII веках при Клименте X и Клименте XI была значительно перестроена апсида .
Архитектура
Базилика Санта-Мария-Маджоре занимает уникальное место в градостроительной концепции папского Рима. От неё лучами расходятся главные осевые магистрали города: на северо-запад через «Улицу четырёх фонтанов» вплоть до церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти и холма Пинчо , на юго-восток до церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме и южнее — к Латеранской базилике . В свою очередь, с противоположных концов города через улицы, проложенные согласно плану Павла III (1534—1549) и его преемников, виднеется колонна на Площади Санта-Мария-Маджоре перед церковью, служащая своеобразным ориентиром для паломников . В течение первого года понтификата Сикста V (1585—1590) архитектор Доменико Фонтана проложил от базилики Санта-Мария-Маджоре прямую улицу Феличе (по имени Папы: Феличе Перетти ди Монтальто) до церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти (сейчас Виа Систина). В следующем году возникли сквозные перспективы: Сантиссима-Тринита-дей-Монти — Пьяцца дель Пополо — Сан-Джованни-ин-Латерано — Санта-Мария-Маджоре.
В центре площади Санта-Мария-Маджоре в 1613 году повелением папы Павла V по проекту Карло Мадерна на высоком постаменте установлена высокая каннелированная колонна коринфского ордера высотой 14, 5 м (вместе с постаментом). На её вершину поместили бронзовую статую Мадонны с Младенцем (работа скульптора Ж. Бертело, 1614). Это единственная сохранившаяся из восьми колонн базилики Максенция-Константина на Римском форуме (начало IV в.) .
Базилика Святой Марии сохранила раннехристианскую ориентацию: главный вход расположен с востока, а алтарная часть находится в западной оконечности нефа . В 1743—1761 годах Фердинандо Фуга перестраивал главный фасад базилики в стиле позднего римского барокко . Он встроил между двумя симметричными корпусами двухъярусную беломраморную лоджию , нижний ярус которой по итальянской традиции называют портиком . На внутренней стене верхнего яруса, представляющей собой старый фасад церкви, он сохранил мозаики XIII—XIV в., которые частично видны с площади через огромные арочные проёмы. Лоджия некоторое время, до возведения базилики Святого Петра и перенесения папской резиденции из Латерана в Ватикан , выполняла функцию «Лоджии Благословений» (Loggia delle Benedizioni), аналогично той, что имеется в соборе Святого Петра в Ватикане, с которой Папа произносит апостолические послания «Urbi et Orbi» (Городу и Миру) . Ныне на лоджию можно подняться по ступенькам боковой лестницы. Мозаики лоджии делятся на два регистра. В верхнем представлены Христос Пантократор на троне с четырьмя ангелами (мозаика Ф. Русути по оригиналу П. Каваллини , 1290), ниже изображена история «Девы Марии Снежной».
-
Дж. П. Панини. Площадь и базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1744. Холст, масло. Квиринальский дворец, Рим
-
Вид базилики и площади Санта-Мария-Маджоре в 1860—1875 годах
-
Статуи юго-восточного фасада
-
Лоджия. 1761. Архитектор Ф. Фуга
-
Христос Пантократор. Мозаика лоджии юго-восточного фасада. 1290
-
Обелиск на Эсквилинской площади. Северо-западный фасад базилики (1673—1680. Архитектор К. Райнальди)
Северо-западный фасад базилики оформлен по проекту Карло Райнальди в 1673—1680-х годах. Он представляет собой совсем иную архитектуру «классицизирующего барокко», контрастирующую с юго-восточным фасадом. В центре Эсквилинской площади, перед апсидой базилики, по проекту архитектора Доменико Фонтана (1588) установлен египетский обелиск высотой 14 м, взятый с Марсова поля (в древности два обелиска оформляли вход в Мавзолей Августа . Второй обелиск использовали при создании Фонтана диоскуров перед Квиринальским дворцом ) .
Интерьер
Интерьер церкви несмотря на многочисленные перестройки в целом сохранил вид раннехристианской базилики. Он имеет нартекс , три нефа и трансепт , максимально приближенный к апсиде.
Триумфальная арка и апсида
Вход в апсиду предваряется Триумфальной аркой, оформленной уникальными мозаиками, созданными после Эфесского собора 431 года при римском папе Сиксте III (432—440). Сюжеты мозаик: Благовещение Марии и Благовестие Иосифу , Сретение , Поклонение волхвов , Волхвы у царя Ирода, Избиение вифлеемских младенцев , Бегство в Египет (апокрифическая сцена встречи Святого Семейства правителем египетского города Сотина) . Внизу арки изображены два города: Вифлеем слева и Иерусалим справа .
Апсида сохранила свой облик IV—V веков. Она имеет 6 м в глубину и 35 м в ширину. Её также украшают мозаики. В конхе изображена сцена Коронования Девы Марии , а под ней, по периметру апсиды, изображены самые важные события Её жизни . Эти мозаики созданы позднее других, в 1295 году Якопо Торрити , когда он по указанию папы Николая IV перестраивал апсиду V века .
Неф
Главный неф имеет 86,5 м в длину и 36 м в ширину. Из боковых нефов открываются проходы в капеллы храма. Нефы разделяет внушительная колоннада: два ряда из тридцати шести мраморных и четырёх гранитных колонн ионического ордера , взятых из античных построек. «Они установлены в пятом веке при папе Сиксте III, и перекрыты, что не обычно, не аркадами по римскому обычаю, а по греческой традиции горизонтальным архитравом» . Верхняя часть стен разделена пилястрами с каннелюрами, между ними находятся ценнейшие мозаики IV века, столь же древние, как в мавзолее Санта-Костанца , в церкви Санта-Пуденциана или в Латеранском баптистерии . На мозаиках изображены сцены из Ветхого Завета . Всего сохранилось 27 из 42 мозаичных панелей, причём некоторые дошли в поврежденном состоянии .
В средокрестии над престолом возвышается огромный киворий (балдахин) на четырёх порфировых колоннах с деталями из позолоченной бронзы. Проект архитектора Ф. Фуга (1747). Позолоченные бронзовые пальмовые ветви колонн выполнил Джузеппе Валадье в 1823 году .
Уникальный мозаичный пол создан мастерами семьи Космати в XIII веке. Обновлялся в последующие века. Деревянный резной кессонированный потолок считается работой Джулиано да Сангалло , хотя в источниках указана дата: 1450 год . Для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света, которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы .
-
Интерьер храма
-
Мозаики главного нефа
-
Мозаичный пол «косматеско»
-
Киворий над алтарём и спуск в крипту
-
Крипта
Капеллы
Две главные, симметрично расположенные капеллы базилики (Сикстинская и Паолина) выделяются снаружи двумя восьмигранными башнями с куполами в северо-западной оконечности здания.
Сикстинская капелла расположена справа от главного алтаря. Представляет собой памятник архитектуры и скульптуры римского барокко . Папа Сикст V , один из главных преобразователей города Рима в конце XVI века, выбрал базилику Санта-Мария-Маджоре в качестве места захоронения для себя, своей семьи и своего «великого защитника» папы Пия V. С этой целью он, ещё будучи кардиналом Монтальто, поручил архитектору Доменико Фонтана построить в церкви капеллу Рождества (Cappella del Presepio). В 1585 году он стал папой и назначил Фонтана главным архитектором папской курии .
Капелла перекрыта собственным куполом со «световым барабаном». Для украшения капеллы, среди прочего, использованы полихромные мраморы и колонны из Септизониума , разрушенного по приказу папы Сикста в 1588—1589 годах. В центре капеллы находится монументальный алтарь, увенчанный архитектоническим бронзовым киворием в виде октогона (восьмигранного в плане храма), который несут четыре ангела из позолоченной бронзы (скульптор Себастьяно Торриджани). В капелле похоронены папы Сикст V и Пий V . Их надгробные памятники украшены барельефами . Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо .
Капелла Паолина (Капелла Павла) расположена напротив, по левую сторону от главного нефа. Она огорожена монументальной кованной решёткой. Капелла создана распоряжением папы Павла V , происходившего из семейства Боргезе , отсюда второе название: «Капелла Боргезе». Строительство было поручено архитектору Фламинио Понцио вскоре после избрания папы 16 мая 1605 года. Её план идентичен плану расположенной напротив капеллы Сикста V работы Доменико Фонтана. Капелла была построена для размещения знаменитой иконы «Спасение народа римского» ( Salus Populi Romani ) и с расчётом на захоронение самого папы. В капелле похоронены папы Климент VIII и Павел V .
Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта , возможно, по проекту Микеланджело .
По правой стороне от входа в главный неф расположен Баптистерий , также имеющий многие произведения искусства. Создан по проекту архитектора Фламинио Понцио . На выходе из Баптистерия снаружи здания имеется спуск в цокольный этаж, в котором с 2002 года действует «Музей произведений искусства базилики Санта-Мария-Маджоре»..
-
Киворий алтаря Сикстинской капеллы
-
Купол Сикстинской капеллы
-
Икона «Salus Populi Romani» в алтаре капеллы Паолина
-
Баптистерий. Статуя Иоанна Крестителя работы Л. Валадье (1825). На дальнем плане рельеф «Ассунта» (Вознесение Мадонны) работы Пьетро Бернини. 1606
Святыни
- Икона Божией Матери «Спасение народа римского» ( Salus Populi Romani ). Это наиболее почитаемый в Риме образ Девы Марии . Выставлена в капелле Паолина.
- В главном алтаре находятся мощи апостола Матфия .
- Под главным алтарём в крипте покоятся мощи блаженного Иеронима Стридонского.
- В крипте под престолом в драгоценном ковчеге находится «Sacra Culla» ( лат. Sanctа Сunabula — Святая колыбель) — пять деревянных планок, по преданию, оставшихся от яслей Иисуса Христа в Вифлееме. Реликварий из хрусталя и серебра с частичной позолотой изготовлен Джузеппе Валадье в 1802 году . В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленопреклонённого папы Пия IX работы Альберто Джакометти .
Орган
Орган базилики помещается на двух торцах трансепта и принадлежит работе семьи Машони (Mascioni). Создан в 1955 году по заказу Папы Пия XII взамен старого органа, располагавшегося над правыми хорами трансепта, построенного в 1716 году Чезаре Катариноцци (Cesare Catarinozzi) и в XIX веке реконструированного. Старый орган не был разрушен, но перенесен в приходскую церковь Алифорни, где находится по сей день.
Места захоронений
В базилике похоронены: Пий V , Климент VIII , Климент IX , Павел V , Сикст V , Полина Бонапарт . Справа от кивория без всякого монумента — захоронение одного из наиболее выдающихся архитекторов и скульпторов римского барокко Джованни Лоренцо Бернини , содержащее две мраморных ступени. В плите пола имеется семейный герб, а на нижней ступени латинская надпись: « Ioannes Laurentius Bernini — Decus Artium et Urbis — Hic Humiliter Quiescit » ( Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно ) .
Архипресвитеры базилики
…
- Паоло Сколари ( 1176 — ?);
…
- Пьетро Капоччи (1225 — ?);
- Оттобоне Фиески (21 мая 1259 — 11 июля 1276), избран папой римским под именем Адриан V;
- (1278 — 10 мая 1297);
- ( 1297 — 1312 );
…
- Никколо Капоччи (1351 — ?);
…
- Пьер Роже де Бофор (1368 — 30 декабря 1370), избран папой римским под именем Григорий XI;
…
…
- (октябрь 1427 — 26 декабря 1427 );
- (март 1437 — 2 апреля 1439 );
- Джованни Вителлески ( 1439 — 2 апреля 1440 );
- Блаженный Николо Альбергати ( 1440 — 1443 );
- Джулиано делла Ровере (август 1477 — 11 августа 1483 ), избран папой римским под именем Юлий II;
- Родриго де Борха-и-Борха (11 августа 1483 — 11 августа 1492), избран папой римским под именем Александр VI;
- (сентябрь 1492 — 19 сентября 1498 );
- , великий магистр Ордена госпитальеров (сентябрь 1498 — 22 февраля 1502 );
- Джулиано Чезарини ( 5 марта 1503 — 1 мая 1510 );
- ( 4 октября 1511 — декабрь 1511 );
- ( 1511 — 5 февраля 1518 );
- (февраль 1518 — 17 сентября 1520 );
- ( 1520 — 1535 );
- Алессандро Фарнезе ( 1535 — 1549 );
-
Джованни Доменико Де Купис
(
1549
—
10 декабря
1553
);
- вакантно (1553—1564);
- Карло Борромео (октябрь 1564 — 3 ноября 1584 );
- (ноябрь 1584 — 9 июня 1586 );
- (июнь 1586 — 9 октября 1587 );
- (октябрь 1587 — 9 августа 1611 );
- (август 1611 — 21 апреля 1622 );
- (апрель 1622 — 3 ноября 1627 );
- (ноябрь 1627 — 2 октября 1629 );
- Франческо Барберини Старший (октябрь 1629 — 1630 );
- Антонио Барберини ( 1630 — 3 августа 1671 );
- (август 1671 — 2 февраля 1684 );
- (1686—1688);
- Филипп Томас Говард O.P. ( 1 января 1689 — 17 июня 1694 );
- Бенедетто Памфили , великий приор ордена Святого Иоанна Иерусалимского ( 1 ноября 1694 — 20 апреля 1699 );
- Джакопо Антонио Мориджа ( 20 апреля — 28 октября 1699 );
- Пьетро Оттобони (1702—1730);
-
Лодовико Пико делла Мирандола
(1730—1731);
- вакантно (1731—1743);
- Джироламо Колонна ди Шарра (1743—1763);
- Маркантонио Колонна младший (1763—1793);
- Джованни Франческо Альбани (1793—1803);
- Антонио Деспуг-и-Дамето (28 декабря 1803 — 2 мая 1813);
- Джованни Филиппо Галларати Скотти ( 1814 — 6 октября 1819 );
- Антонио Дориа Памфили ( 10 октября 1819 — 31 января 1821 );
- Аннибале делла Дженга ( 10 февраля 1821 — 28 сентября 1823 ), избран папой римским под именем Лев XII;
- Бенедетто Наро (1 января 1824 — 6 октября 1832);
-
Карло Одескальки
(22 декабря 1832 — 21 ноября 1834);
- вакантно (1834—1838);
- Джузеппе Антонио Сала ( 11 декабря 1838 — 23 июня 1839 );
- Луиджи дель Драго ( 29 августа 1839 — 18 апреля 1845 );
- Константино Патрици Наро ( 24 апреля 1845 — 21 сентября 1867 );
- Луиджи Амат ди Сан Филиппо и Сорсо ( 21 сентября 1867 — 30 марта 1878 );
- Густав Адольф фон Гогенлоэ-Шиллингсфюрст ( 15 июля 1878 — 30 октября 1896 );
- Винченцо Ваннутелли ( 16 декабря 1896 — 9 июля 1930 );
- Бонавентура Черретти ( 16 июля 1930 — 8 мая 1933 );
- Анджело Мария Дольчи ( 22 мая 1933 — 13 сентября 1939 );
- Алессандро Верде ( 11 октября 1939 — 29 марта 1958 );
- Карло Конфалоньери ( 16 ноября 1959 — 1 августа 1986 );
- Луиджи Дадальо ( 15 декабря 1986 — 22 августа 1990 );
- Уго Полетти ( 17 января 1991 — 25 февраля 1997 );
- Карло Фурно ( 29 сентября 1997 — 27 мая 2004 );
- Бернард Лоу ( 27 мая 2004 — 21 ноября 2011 );
- Сантос Абриль-и-Кастельо ( 21 ноября 2011 — 28 декабря 2016 );
- Станислав Рылко (с 28 декабря 2016).
Примечания
- Дата обращения: 4 июля 2022. 26 декабря 2015 года.
- . www.sacred-destinations.com. Дата обращения: 24 апреля 2020. 18 декабря 2020 года.
- Власов В. Г. Санта Мария Маджоре // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 540—541
- Santa Maria Maggiore. Basilica Patriarcale. In: Le Basiliche Patriarcali di Roma. — Vol. 3. — Roma: Trento, 1989. — P. 6
- . Дата обращения: 2 сентября 2019. 2 сентября 2019 года.
- Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 186-225. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-039-4 .
- Фёдорова Е. В. Знаменитые города Италии. Рим. Флоренция. Венеция. Памятники истории и культуры. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 185—186
- Власов В. Г. Санта Мария Маджоре. — С. 542
- ↑ Santa Maria Maggiore. Basilica Patriarcale, 1989. — P. 12
- Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 196
- Власов В. Г. Обелиск // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 362
- . Православная Жизнь. Дата обращения: 24 апреля 2020. 4 сентября 2019 года.
- . www.icon-art.info. Дата обращения: 24 апреля 2020. 17 июня 2021 года.
- ↑ . www.vatican.va. Дата обращения: 24 апреля 2020. 16 февраля 2020 года.
- (англ.) . Italian Ways (26 сентября 2016). Дата обращения: 24 апреля 2020. 14 августа 2020 года.
- ↑ Власов В. Г. Санта Мария Маджоре. — С. 541.
- Margaret R. Miles. // The Harvard Theological Review. — 1993. — Т. 86 , вып. 2 . — С. 155–175 . — ISSN . 10 апреля 2022 года.
- Joseph N. Tylenda. The Pilgrim's Guide to Rome's Principal Churches. — 1993. — P. 46.
- . от 18 октября 2021 на Wayback Machine .
- Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 198
- . от 16 февраля 2016 на Wayback Machine . Христианство в искусстве.
- Santa Maria Maggiore. Basilica Patriarcale. — Roma: Trento, 1983. — Р. 16. № 28
- . от 4 мая 2021 на Wayback Machine . Русская Православная Церковь в Италии
- . Дата обращения: 10 июня 2020. 10 июня 2020 года.
- Santa Maria Maggiore. Basilica Patriarcale. Roma: Trento. — P. 37
Ссылки
- 2020-04-27
- 1