Чимино (гора)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гора Нерукосечная» ( «Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный» ) — символическое изображение Богородицы .
Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора :
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
— Дан.
Этот рассказ в христианском богословии стал пониматься как пророческое указание на Боговоплощение : гора — Богородица, а камень, оторвавшийся от неё — Иисус Христос . Отдельные символические изображения на иконе заимствованы из других ветхозаветных сюжетов, истолкованных богословами, а также под влиянием акафиста Богородице и возникших под его влиянием различных гимнографических текстов.
Иконография Богородицы Горы Нерукосечной основана на тронном образе Одигитрии с Богомладенцем на левой руке. Мафорий Богородицы украшают символические изображения горы, радуги и лествицы. Все известные образы Горы Нерукосечной являются оригинальными работами, содержащими различные символические элементы, а их композиция перерабатывалась мастерами в целях подчеркнуть те или иные смысловые акценты. Композицию иногда сопровождают тексты, от которых икона получила своё наименование:
Древнейшим изображение Богородицы Горы Нерукосечной является икона из Соловецкого монастыря , хранящаяся в собрании музея-заповедника «Коломенское» . Её традиционно датируют 50-60-ми годами XVI века , а написание связывают с богословскими идеями и художественными поисками периода митрополита Макария . Существуют и альтернативные датировки иконы, так, в монастырской описи 1514 года упоминается образ « Одигитрии Облачной » (на соловецкой иконе Горы Нерукосечной мафорий украшен сложным волнообразным рисунком, трактуемым как облачный мотив). Кроме орнамента мафория, особенностями соловецкой иконы являются помещённые на челе и плечах Богородицы 3 лика, от которых исходят золотые лучи (их понимают как замену традиционных звёзд, которыми символизируют девство Марии; аналогичные диски-лики известны по иконографии Богоматери Аравийской и Неопалимой купины ). Позем на иконе представлен в виде травяного орнамента, изображающего рай. Растительным орнаментом украшен и трон Богородицы, а на его подлокотники помещены два горящих светильника.
Списком соловецкой иконы Богородицы Горы Нерукосечной (за исключением трав) является икона середины XVI века из А. С. Уварова , хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее .
С середины XVI века иконография Горы Нерукосечной усложнилась: начинают изображать ангела с орудиями Страстей Христовых (обязательный элемент иконографии для второй половины XVI — середины XVII веков). На четырёх строгановских иконах конца XVI — начала XVII веков к трём изначальным символам Богородицы (гора, радуга, лествица) добавляются руно и Неопалимая купина , а мафорий изображён без облачного орнамента. Другим дополнительным элементом иконографии на строгановских иконах является изображение Ветхого денми , из уст которого на Богородицу в виде голубя нисходит Святой Дух , подчёркивающий непорочность Девы Марии (возможно эта композиция возникла под влиянием Страстной иконы Божией Матери и « Устюжского Благовещения »).
В конце XVI века к символическим атрибутам Горы Нерукосечной добавляются заимствованные с Неопалимой купины изображения Царя-Христа в стенах града, древа и запечатанного источника. В XVII—XVIII веках композицию дополнили изображения облаков (образуют над Богородицей подобие арки), солнца и луны. На некоторых иконах появляются архангелы Михаил и Гавриил , предстоящие Богородице.
С XVII века начинает преобладать поясное изображение Богородицы Горы Нерукосечной. Наиболее часто в этой композиции изображали только главные символические атрибуты — гору, радугу и лествицу. Мафорий изображали облачным, на челе Богородицы помещали изображение солнца, а на правом плече — луны. Более поздние иконы, как правило, повторяют иконографию, сложившуюся в XVII веке.