Interested Article - Риторика

Аллегория риторики
гравюра Э. Делона , XVI в.

Рито́рика ( др.-греч. ἡ ῥητορικὴ «ораторское искусство» ← « оратор ») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи , правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие .

Первоначальное значение слова риторика — наука об ораторском искусстве — впоследствии расширилось до теории прозы, аргументации . Европейская риторика началась в Древней Греции, в школах софистов , практиковавших обучение красноречию и собиравших стилистические и грамматические правила. Риторика развивалась под влиянием Аристотеля , Цицерона и Квинтилиана . Расцвет христианского красноречия относится к IV−V векам. Западное красноречие было особенно сильным в Италии ( Бембо и Кастильоне ; XVI век), где, благодаря противостоянию латинского (научного) и итальянского (народного) языков получило развитие учение о трёх стилях . В России до Петра I существовало исключительно , которое преподавали в юго-западных духовных школах с XVII века на латыни и которое изучается гомилетикой . Первые русские научные труды по риторике были изданы М. Ломоносовым («Риторика», 1748; «Рассуждение о пользе книг церковных», 1757) .

В XX веке слово «риторика» стало пониматься в двух значениях :

  1. изучение античной филологии и её изводов с позиций истории
  2. устная ораторская практика.

История

Возникновение риторики ( V в. до н. э. )

По словам Диогена Лаэртского , Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу , сочинение которого неизвестно нам даже по названию. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу , любимцу сиракузского тирана Гиерона I , политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения ( др.-греч. πειθοῦς δημιουργός )». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление ( προοίμιον ), предложение ( κατάστασις ), изложение ( διήγησις ), доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного ( εἰκός ), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы . Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит . Ученик Коракса, Тисий , развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей .

Традиционно учеником Эмпедокла считается и Горгий , который, по словам Платона , «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения» .

Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» ( др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории , и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια ) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια ).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур : метафор , аллитерации , параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: , Фрасимах , Эвен Паросский , . К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик , а также знаменитый оратор Исократ , разработавший учение о периоде.

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика , имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета .

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства , указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле ), и о построении .

Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юмора , пафоса , о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение.

Эллинистическая и римская риторика

Труд Аристотеля оказался менее востребован, чем практические руководства ( др.-греч. τέχναι , их авторов называли «технографами») для ораторов. Первое такое руководство принадлежит Анаксимену Лампсакскому (около 340 г. до н. э.). После македонского завоевания исчезло политическое красноречие демосфеновского типа, пришло в упадок судебное красноречие, зато риторика процветала в школах, где обычным упражнением стало сочинение речей для вымышленных судебных дел.

В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э. . Древнейшей латинской риторикой считается анонимная « Риторика для Геренния » (80-е гг. до н. э.). Труды о риторике Цицерона — одна из самых значимых частей его наследия (7 трактактов, датированных между 85 и 44 гг. до н. э.). Трактат Дионисия Галикарнасского (жившего в Риме) «О соединении слов» (2-я половина I в. до н. э.) интересен рассмотрением риторики литературной в связи с риторикой музыкальной (в частности, автор проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой). Все эти труды основаны на греческих (эллинистических) образцах. Наиболее полное выражение римская риторика получила в масштабной работе Квинтилиана «Наставления оратору» в 12 книгах (около 95 года н. э.), автор которой видит в ораторе идеал человека. Красноречие для Квинтилиана стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.

Эллинистическая риторика (в Риме сложилась ко времени Цицерона) делилась на 5 частей:

  1. Инвенция (в латинской терминологии — inventio, букв. «нахождение», «обретение») — систематизация речи и используемых в ней аргументов. В классике инвенция означала не «креативность», то есть не создание предмета обсуждения «из воздуха», изобретение идеи per se, а работу над уже имеющимся предметом (например, судебным случаем) — в направлении отыскивания в этом предмете ключевых аргументов, тем, проблем и т. д.
  2. Диспозиция (dispositio, букв. расположение <материала>) — «план выступления». У римлян диспозиция стандартно представлялась состоящей из 6 частей: вступление (по-русски иногда «эксордий»), изложение, пропозиция (постулирование сущности, в отношении которой существует консенсус, и сущности, в отношении которой существует контроверза; из констатации противопоставления этих сущностей указанная часть диспозиции также называлась divisio, «деление»), доказательство (своего взгляда), опровержение (противного взгляда) и заключение. В латинской терминологии, соответственно, exordium, narratio, propositio, confirmatio, refutatio и conclusio.
  3. Словесное выражение (elocutio, букв. «красноречие») — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах — всего того, что формирует стиль речи.
  4. Запоминание (memoria, букв. «память»).
  5. Преподнесение (pronuntiatio, букв. «произнесение») — техника преподнесения материала, приёмы ораторской речи, придающие ей убедительность для слушателей.

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях : в зависимости от использования стилистических средств — о ( ), и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения.

После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм ( аттикизм , аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах , изобилующий сравнениями и метафорами .

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий , а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря .

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

С падением республики красноречие как таковое приходит в упадок (описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические приёмы проникают в поэзию. Пионером здесь выступил Овидий , добавляющий с помощью антитез остроумия своим стихам. Напротив, Сенека и Лукан стремятся достичь трагического эффекта нагнетанием пафоса.

Позднеантичная и средневековая риторика

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э. . Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст . В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона ) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем и проповедей . Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы : в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику , прочно забытую средневековой традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о котором может идти речь в литературном тексте? На сей счет высказывались самые разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление ( intellectio ) о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare ).

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

  • Инвенция ( лат. inventio ), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» ( лат. amplificatio ), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация понималась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и практике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее разработанный из них, описание ( лат. descriptio ), не раз подвергавшийся кодификации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа , сделавшись одной из главных его черт.
  • Диспозиция ( лат. dispositio ), предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная творческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с определёнными числовыми пропорциями: такая практика не вписывается в античную риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно музыки ( musica ).
  • ( лат. elocutio ), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством инвенции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена , украшению , ( лат. ornatus ), то есть преимущественно теории риторических фигур .

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920—1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус , полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы.

Византия

В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к азианизму , и в таком виде эта наука передаётся и Древней Руси , где художественные образцы её влияния мы можем видеть в произведениях митрополита Иллариона и Кирилла Туровского .

Риторика Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения и классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе . Литературные герои — яркие представители ораторского искусства. Из реальных персонажей эпохи Возрождения ораторов мало, настоящую яркую речь можно было услышать только в театре. Риторика, как вид искусства, в средние века не развивалась.

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой особенно в Италии , где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка , лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне , как стилисты . Законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии делла Круска , задача которой состоит в сохранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приёмам Горгия в антитезах , ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма .

Только в эпоху Возрождения заново становится известен Квинтилиан , чьё творчество было утрачено в Средние века.

Из Италии это направление передаётся Франции и другим европейским странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в Фенелона . Всякая речь , по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном , ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в течение всего XVIII века .

Риторика в XIX и XX веке

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования во всех европейских странах вплоть до XIX века . Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы , а остальные разделы потеряли практическое значение. Именно тогда слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин — (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман )

Риторика в России Нового времени

В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в Изборнике Святослава 1073 года и Изборнике 1076 года , трактат XVI века « » и Иоанникия Галятовского.

Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века , причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748 ), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём « », применяет к русскому языку созданную ещё в эллинистическое время теорию трёх стилей . Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой . По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского . Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века .

Обучение современной риторике в РФ и на Украине

Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской . Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению . В содержание школьной риторики включаются:

  • понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры , их структурные и стилевые особенности и т. д.)
  • инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);
  • умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
  • нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).

Также основы риторики изучают в вузах, в основном на философских, педагогических и других гуманитарных факультетах. Для тех же, кто нуждается в освоении техники публичных выступлений в более старшем возрасте, рынок образовательных услуг России и Украины предлагает большое количество тренинговых программ и курсов по риторике. Обучающие курсы по изучению приемов риторики могут быть государственными: Московский педагогический государственный университет (Москва); государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород); институт подготовки кадров-курсы публичных выступлений (Киев), а также коммерческими (университет риторики и ораторского мастерства, школа красноречия, школа жесткой риторики и т. д. Посещая подобного рода курсы и тренинги по риторике, возможно освоить основные правила и техники публичных выступлений, избавиться от страха перед аудиторией, качественно улучшить дикцию и произношение, отработать основные способы защиты от диверсий и приемов «черной» риторики. Также, на курсах и тренингах обучают аргументировать, убеждать и отстаивать свою позицию, контролировать своё невербальное сообщение, держать смысловые паузы, зажигать и вдохновлять слушателей и т. д.

Риторика и этика

Для известного в Античности ритора Горгия и его учеников главным было выиграть дело любым способом. Поэтому Платон устами Сократа , для которого было важным не грешить против справедливости и добра, противопоставляет риторике этику , ставя этику превыше риторики. В диалоге Платона « Горгий » Сократ остерегается, что он может пострадать от риторов — обвинителей на суде, если обвинителями Сократа окажутся люди непорядочные, «негодяи» .

Оценить действия ритора с позиций нравственности и морали позволяет понятие о риторической этике — поведении ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи [ уточнить (обс.) ] .

См. также

Примечания

  1. от 2 ноября 2013 на Wayback Machine // Грамота.ру
  2. от 6 августа 2020 на Wayback Machine // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Электронная версия, «Грамота.ру», 2010 год
  3. Суриков И. Е. от 8 февраля 2023 на Wayback Machine // Античный мир и археология. Вып. 18: По материалам V международной конференции "Слово и артефакт: междисциплинарные подходы к изучению античной истории", Саратов, 23-25 сентября 2016 г. — Саратов, 2017. — С. 24—36.
  4. Его знаменитейшее сочинение «Риторика» было переведено на русский Н. Платоновой (1894)
  5. Яцимирский А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. Бороздин А. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  8. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Под ред. В. И. Аннушкина . — 3. — М. : Флинта: Наука , 2004. — С. 56. — 512 с. — ISBN 5-89349-626-5 (Флинта) 5-02-002787-1 (Наука).
  9. см. диалог «Федр»
  10. Аристотель «Риторика», кн. 1, гл. 2.
  11. Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1896. (Т. CXIV.)
  12. . Дата обращения: 17 октября 2012. Архивировано из 18 сентября 2013 года.
  13. Рождественский Ю.В. Теория риторики / Под ред. Аннушкина В.И.. — 3. — М. : Флинта: Наука, 2004.. — С. 4-5. — 512 с. — ISBN 5-89349-626-5 (Флинта) 5-02-002787-1 (Наука).
  14. Платон. Горгий // Сочинения в трех томах. — М. , 1968. — Т. 1. — С. 255-366.
  15. Жеребило Т.В. . Словарь лингвистических терминов . Назрань: Пилигрим (2010).

Первоисточники

Литература

  • Аверинцев С. С. // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука , 1981. — С. 15-46
  • Белинский В. Г. [www.lib.ru/LITRA/BELINSKIJ/s_koshanskij.txt Общая риторика Н. Ф. Кошанского (Рецензия)] // Полн.собр.соч.: В 13 т. М.,
  • Москвин В. П. Риторика и теория аргументации. Учебник для вузов. 3-е изд., М.: Юрайт, 2019.
  • Риторика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 877—878. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • . — М.: , 1995.
  • Пешков И. В. . — М.: Лабиринт, 1996. — 176 с. ISBN 5-87604-106-8
  • . — М.: ИФ РАН , 1997. ISBN 5–201–01919–6
  • Рабинович Е. Г. Безымянные имена // Рабинович Е. Г. Риторика повседневности: Филологические очерки. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. — С. 60-78.
  • Салиева Л. К. Риторическая компетентность как базовая цель образования в эпоху информационной диктатуры // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2017. — № 8. — С. 93-96.
  • Античные теории языка и стиля / Под ред. О. М. Фрейденберг . М. — Л., 1936.
  • Lausberg Н. Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1—2, München, 1960.
  • Martin J. Antike Rhetorik. München, 1974.
  • Kennedy G.A. Classical rhetoric and its Christian and secular tradition from ancient to modern times. — Chapel Hill: University of North Carolina , 1980.
  • Vickers B. In defence of rhetoric. — Oxford: Oxford University Press , 1988.

Ссылки

Источник —

Same as Риторика