Interested Article - Проторенессанс

Джотто , фреска « Поцелуй Иуды », Капелла Скровеньи

Проторенесса́нс (от др.-греч. πρῶτος — «первый» и фр. Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу , и приходящийся на дученто (1200-е годы ) и треченто (1300-е годы ). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения . Впервые термин ввёл швейцарский историк Якоб Буркхардт .

В итальянской культуре XIII—XIV веков на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Отсюда этот период его истории и назван проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме .

В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано , Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне .

Возникновение и характерные черты

Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья ), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения ).

Социальными предпосылками в 1200-е годы ( дученто ) явились развитие ремёсел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане ).

Появление признаков проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре XI—XIII веков в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю .

Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио .

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано .

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини ( Рим ); Джотто ( Флоренция ).

Данте и Петрарка (темпера, XV век)

Яркими представителями литературы этого периода являются Данте Алигьери , Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо . К этому же периоду относится поэзия школы « дольче стиль нуово ». Для литературы характерно чувственное усиление, реалистичность образов.

Традиции искусства проторенессанса были восприняты такими художниками Возрождения, как Брунеллески , Донателло , Мазаччо .

Искусство

Портрет

Список деятелей культуры

Художники

Скульпторы

Литераторы

Португалия

В португальской литературе к периоду Предвозрождения относятся сочинения с конца эпохи галисийско-португальских трубадуров ( 1354 год ) до творчества Жила Висенте , к которым принадлежат прозаические произведения (переводы рыцарских романов на португальский язык , книги родословных (например, « Общая хроника Испании 1344 года » Педру Афонсу ), хроники Фернана Лопеша , Гомеша де Азурара и других авторов), а также часть поэтических опусов из «Всеобщего песенника» ( Cancioneiro Geral , Лиссабон , 1516 ) галисийско-кастильской трубадурской школы.

См. также

Примечания

  1. (англ.) . Art History Teaching Resources (6 декабря 2014). Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
  2. . www.visual-arts-cork.com . Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
  3. , с. 395.
  4. , с. 20.

Литература

  • Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М. Л. , 1939.
  • Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. — Т. 1. «Искусство Проторенессанса». — М. , 1956.
  • Овчаренко О. А. Португальская литература. Историко-теоретические очерки. — М. : ИМЛИ РАН , 2005. — 365 с. — 500 экз. ISBN 5-9208-0224-3 .
  • Тертерян И. А. ] // История всемирной литературы. — АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 394—395.

Ссылки

Источник —

Same as Проторенессанс