Клавиши управления курсором
- 1 year ago
- 0
- 0
Санта-Мария-делле-Карчери ( итал. Basilica di Santa Maria delle Carceri — Базилика Святой Марии Тюрьмы) — римско-католическая церковь . Расположена на одноимённой площади в центре города Прато ( Тоскана ), в 30 км к северо-западу от Флоренции . Построена по проекту архитектора Джулиано да Сангалло в 1484—1495 годах. Памятник архитектуры итальянского Возрождения .
Согласно легенде, 6 июля 1484 года заболевший мальчик Якопино Белкари увидел на стене камеры общественной тюрьмы в Прато ожившее изображение Мадонны с Младенцем и чудесным образом исцелился. Слух об этом быстро распространился в народе и было решено построить на месте тюрьмы базилику .
Герцог Лоренцо Медичи Великолепный из многих предложенных проектов выбрал тот, который составил по его указанию его любимый архитектор Джулиано да Сангалло. Верхняя часть западного фасада была возведена позднее, в 1884—1887 годах, по проекту архитекторов Фортунато Рокки и Джузеппе Баччи при участии известного архитектора, историка искусства и теоретика реставрации памятников Камилло Бойто на основе рисунков самого Сангалло. Колокольня в неоклассическом стиле построена также позднее, в 1777—1780 годах, Джузеппе и Франческо Валентини.
В феврале 1939 года Папа Пий XI присвоил церкви статус малой базилики .
Церковь выстроена на основе центрического плана в виде так называемого греческого креста . Считается, что проект архитектора Сангалло сложился под влиянием творчества Филиппо Брунеллески : его любимых круглых окон, «аркад по колоннам» и шатровых покрытий, как, например, в Капелле Пацци во Флоренции, а также проектов Л. Б. Альберти . Действительно, сходство церкви «Карчери» с Капеллой Пацци очевидно .
Кроме того известно, что архитектор Донато Браманте и Леонардо да Винчи в 1482—1499 годах встречались в Милане , где, по-видимому, обсуждали достоинства византийских крестово-купольных храмов и возможность их использования в итальянской архитектуре . Помимо круглых храмов типа ротонды итальянские архитекторы разрабатывали планы типа квадрифолия , или «четырёхлистника», тетраконха («с четырьмя конхами»). Браманте построил Темпьетто — круглый храм в Риме на Яникульском холме (1502), который считают прообразом первого проекта собора Св. Петра в Ватикане крестово-купольного типа (позднее собор был существенно перестроен). К сходному типу относятся церковь Санта-Мария делла Консолационе в городе Тоди (Умбрия, 1508—1607), а также церковь Сан-Бьяджо в Монтепульчано (Тоскана), построенная по проекту брата Джулиано да Сангалло — Антонио да Сангалло Старшего в 1518—1544 годах. Схожую композиционную схему имеет церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи , построенная по проекту Рафаэля Санти (1509) .
Облицовка фасада церкви выполнена двуцветной: белым камнем альберезе (( итал. alberese — известняк) и «зелёным мрамором Прато» в геометрическом стиле, типичном для романского стиля Тосканы. Однако эта работа была прервана в 1506 году и удалось облицевать только нижнюю часть фасада. Шатёр, круглые окна барабана и фонарь , венчающий храм, копируют архитектуру Брунеллески.
Интерьер церкви в Прато также сходен с интерьером Капеллы Пацци во Флоренции архитектора Брунеллески. Целостное симметричное пространство образовано «греческим крестом», «рукава» которого перекрыты цилиндрическими сводами . Средокрестие венчает купольное перекрытие, разделённое на двенадцать сегментов. Светлая штукатурка стен контрастирует с ордерными элементами , выделенными цветом матово-серого песчаника пьетра-серена («светлый камень»).
Художественная достопримечательность храма — фриз с гирляндами и геральдическими лилиями Тосканы из бело-голубой майолики мастерской Андреа делла Роббиа . В парусах — четыре тондо , также из майолики делла Роббиа, с рельефными изображениями четырёх евангелистов (1491). Четыре витража по рисункам Доменико Гирландайо (1491) украшают люнеты торцовых стен.
Главный алтарь, спроектированный Джулиано да Сангалло (1492), выполнен в 1515 году. Он представляет собой эдикулу из белого мрамора в виде роскошного «античного» портика , обрамлённого двумя колоннами коринфского ордера . Пышный орнаментированный антаблемент завершён лучковым фронтоном . Внутри — алтарная фреска: «Мадонна с Младенцем между святыми Леонардо и Стефаном» (Антонио Марини, 1330—1340).
Пресбитерий ограждён мраморной балюстрадой с причудливыми гербами и эмблемами , созданной флорентийским скульптором Бернардо Буонталенти (1588).
В сакристии имеется фреска с образом Мадонны Смирения (Madonna dell’Umiltà) работы Пьетро Миниати (около 1420 г.). Под полом сакристии сохранились подвальные помещения древней тюрьмы.
Среди произведений, когда-то находившихся в церкви, стоит упомянуть скульптуру Иоанна Крестителя работы Франческо да Сангалло, единственную работу художника, выполненную из бронзы, первоначально помещённую над крестильной купелью (fonte). Исчезнувшая из церкви в конце XIX века, в 1902 году скульптура была заменена копией. Оригинал находится в коллекции Фрик в Нью-Йорке .
Базилика Санта-Мария-делле-Карчери также известна астрономическим феноменом. 15 июля, или 6 июля по юлианскому календарю, в 15 часов 18 минут (14 часов 03 минуты по солнечному времени) солнечный луч проникает внутрь церкви, через фонарь купола, освещая на несколько мгновений точно в полдень диск, помещённый над главным алтарем храма, в память о явлении Девы Марии мальчику в тюремной камере 6 июля 1484 года по юлианскому календарю, которое послужило причиной создания храма. В день летнего солнцестояния, 21 июня, когда азимут солнца равен главной оси церкви (221°), луч света проникает через окна фонаря и создаёт на несколько минут «солнечный диск» в центре фрески с изображением Девы Марии .