Interested Article - Тебальдео, Антонио
- 2021-08-06
- 1
Антонио Тебальдео ( итал. Antonio Tebaldeo ; 5 ноября 1463, Феррара , Эмилия-Романья — 2 ноября 1537, Рим ) — итальянский поэт .
Биография
Антонио от рождения носил фамилию Тебальди ( Tebaldi ), но впоследствии изменил её на латинский манер в традициях итальянских писателей- гуманистов .
Служил при мантуанском дворе учителем поэзии; в 1504 году состоял секретарём при Лукреции Борджиа в Ферраре ; в 1505 году принял священнический сан. Около 1513 года переехал в Рим, где познакомился с Пьетро Бембо , Бальдассаре Кастильоне и Рафаэлем , изобразившем его на фреске «Парнас» в Ватикане (по свидетельству Дж. Вазари . Тебальдео вверху справа — человек с бородой, спускающийся с холма. Впрочем, есть версии, что это Бальдассаре Кастильоне или Микеланджело .) Пользовался покровительством папы Льва X . В 1527 году, при разграблении Рима императорскими войсками , потерял все своё имущество, вследствие чего стал непримиримым врагом Карла V . Остаток жизни провёл в стеснённых обстоятельствах. Похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата .
Творчество
В своих «Сонетах», прославляющих какую-то Флавию, Тебальдео является основоположником так называемого сечентизма ( итал. secentismo , или маринизма ) — литературного направления, распространённого во второй половине XVI и в начале XVII века. Хотя это направление замечается иногда и у последователей Петрарки , например, , но наиболее сильным его выразителем, основавшим целую школу, был Тебальдео.
Сущность сечентизма состоит в чрезмерном преувеличении образа; поэты вместо того, чтобы сравнивать абстрактное с конкретным, отождествляют первое с последним, приписывают ему материальные эффекты вместо духовных. Любовь, огонь духовный, сжигающий душу, у Тебальдео — огонь реальный: он дымится, и от него вспыхивают одежды. Сравнивая конкретное с конкретным, Тебальдео отождествляет вещь с её гиперболическим образом и придает ей его свойства; слезы поэта, например, становятся потоком: куда бы он ни пошел, они до такой степени делают почву влажной, что Амур узнает его следы и находит его в самых уединенных местах; Франческо Гонзага столько пролил слез, что они образовали озеро около Мантуи ; в третьей эпистоле Тебальдео пишет своей возлюбленной, что его вздохи заставляют лодку летать как перышко и чуть не причинили кораблекрушения, так как сила их сломала реи.
Тебальдео охотно занимается мелочами и незначительными событиями, касающимися дамы; один сонет посвящён благоуханной рубашке его красавицы, три он сочинил по поводу пожара, случившегося в её доме: пожар этот было трудно погасить, потому что вид красавицы воспламенял всех и каждый употреблял для самого себя приносимую воду. Большей простотой отличаются три любовные письма (« эпистолы ») и четыре эклоги , но этим произведениям недостает глубины и теплоты, форма небрежна, стих прозаичен, в языке много диалектизмов.
Для своих политических стихотворений Тебальдео находит более мужественный и более серьёзный тон, так как его близко затрагивали политические вопросы. Сюда относятся, например, четвёртое «capitolо» с жалобами на анархию и на войну, с увещеванием к папе собрать народы под святым знаменем против неверных; сонет 219, исполненный негодованием по поводу позора, оскверняющего Италию, и т. п. Хотя эти стихотворения и не отличаются особой красотой формы, но они интересны не вымышленным, а действительным чувством.
Тебальдео приписывается также редакция пьесы Полициано «Орфей» с целью привести текст в соответствие с принципами классической композиции.
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- TEBALDI, Antonio // (итал.) — 1960. — Vol. 95.
- 2021-08-06
- 1