Interested Article - Христофор Ликийский

Христофо́р (от греч. Χριστόφορος носящий Христа ) — мученик , почитаемый Католической и Православной церквями , живший в III веке (либо на рубеже III IV веков ).

Житие

Житие в восточной традиции

В годы правления императора Деция Траяна , человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной» ) был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике . Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum ) — подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был псоглавцем , как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре ) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность .

Образ Христофора как гиганта-людоеда с собачьей головой вызывал сомнения и вёл к спорам, рождая еретические мнения, по этой причине в Константинопольском синаксаре (X век) осуществлена попытка устранить эти странные и загадочные детали облика святого. В Синаксаре, говорится о том, что ужасный образ Христофора надо понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его в язычестве .

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона ), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом мучеником Вавилой .

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант — губернатору Антиохии ), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин- блудниц Каллиникию и Акилину , и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз .

Житие в западной традиции

Иероним Босх , « Св. Христофор » , 1504—1505, Музей Бойманса-ван Бёнингена

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев . Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero , и он родился в Ханаане . В основном католическая традиция основывается на « Золотой легенде » Иакова Ворагинского .

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус ), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона «Thesaurus anecdotorum novissimus» .

Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS» , и ещё один — в « Золотой легенде » . Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра) .

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, 1609 ) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, 1570 ). Как рассказывает «Acta SS» , в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия , а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.

Критика исторической достоверности

Икона Святого Христофора

Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в « Похвале глупости » . День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви).

Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую, с точки зрения критиков, для современного человека.

Первое, на чём, по мнению критиков, спотыкаются современные агиографы — это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация, по их мнению, должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела или даже ещё более странно — была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически . Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античности и средневековье начиная с Геродотовского описания Скифии

А рассматриваемая персона, как гласит житие, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (современная Ливия ), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени, считают критики, он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец, а различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами, — обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.

Наконец, критикуя утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом, заявляют, что Христофор не мог быть казнён на 4-м году правления императора Декия , так как тот правил только два года. Возможно, говорят критики, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем — Максимина Дазы , тогда смерть святого приходится на 308 год . Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря — более позднее измышление.

По мнению критиков, ни один из упомянутых фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя — просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» — частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus — это просто «отверженный, дурной» , так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же, утверждают критики, могилы святого Христофора не показывают нигде.

Эта критика в своих важнейших пунктах не принимает, однако, в расчёт тот факт, что наличие мощей «мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки» было письменно зафиксировано во второй половине XVII века (см. ниже).

Мощи

Изображение египетского божества Анубиса , заимствованного христианством для изображения с собачьей головой святого Христофора

Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского , который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в « чине омовения мощей ». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора , он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора :

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

Согласно католическому преданию, голова святого, хранившаяся некоторое время в Константинополе , затем была перевезена на остров Раб в Хорватии . Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб в 1075 году, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и вражеские корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого .

На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии .

«Гигантский зуб» святого Христофора

По легенде Христофор был огромного роста — 5 локтей (2,3 метра). В поздние Средние века огромный зуб, якобы принадлежащий святому Христофору, был доставлен монахами в город Верчелли , северная Италия . Паломники приходили посмотреть на этот зуб со всей Европы вплоть до конца XVIII века, когда осмотр натуралистом выявил, что зуб в действительности принадлежит гиппопотаму . С тех пор зуб убрали с алтаря и запретили поклоняться ему .

Иконография

Иконография в православии

Икона мученика Христофора. XVII век. Художественный музей, г. Череповец
Святой Христофор с волчьей головой, лубочная картинка
Икона Святого Христофора в Сретенской церкви (Ярославль)

В православии Христофор часто изображается псоглавым . При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником . Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI—VII веков македонского происхождения . На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века .

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора- кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

  1. от географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии )
  2. от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
  3. описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
  4. ещё один вариант: сравнение с символом верности собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного , приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.
  5. Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания шакалоголового Анубиса (см. также псоголовых коптских святых Ахракса и Аугани на иконе из Музея Коптского искусства в Каире ).

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени « псоглавцев » — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Египтолог Максимов считает, христианство заимствовало древний кинокефальный образ из египетской мифологии божества Анубиса , и приспособило его к новым условиям; древнеегипетское божество Анубис продолжило жить в христианском образе святого Христофора .

Неудавшаяся попытка запрета на «псоглавца»

Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Мученик Христофор.
Успенский монастырь города Свияжска , Татарстан

Святейший правительствующий синод разработал постановление 21 мая ( 1 июня ) 1722 года о запрещением икон Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами как «противные естеству, истории и самой истине». Согласно постановлению Святейшего правительствующего синода Правительствующий сенат должен был распубликовать (опубликовать и обнародовать) распоряжение Синода от 21 мая 1722 года о запрете изображений . Но Правительствующий сенат не одобрил решение Синода, объяснив, что эти изображения уже много лет пользуются народным почитанием. В отдельных случаях иконы Христофора исправляли . Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой . Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска , существует фреска в Макарьевском монастыре , а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), Вологодском музее-заповеднике , в Ростове , а также в Перми , . Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле ( Архангельский собор ), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее . Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери . Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Святой Христофор не единственный святой, изображаемый на иконах с собачьей головой; например, в Коптской православной церкви на иконе XVIII века святые Ахракас и Аугани, спутники великомученика Меркурия , также изображены с собачьими головами .

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений — фрески в монастыре Высокие Дечаны , в Старой Ладоге , мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

Дирк Боутс , « Святой Христофор », 1467—1468, Старая пинакотека , Мюнхен

В католицизме Святой Христофор изображается как великан (изредка также и как псоглавец), переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени — «несущий Христа» ) — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс , Иероним Босх , Мемлинг , Конрад Виц , Гирландайо , гравировали Дюрер и Кранах .

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана ( 527 565 ). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге , Вюртемберге и в Чехии . Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая , в католическом мартирологе 25 июля .

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году . Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

В Католической церкви Христофор — один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них имеется надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (исп.) (Если веруешь в Святого Христофора, не умрёшь в аварии). [ источник не указан 2302 дня ]

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики , наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор — патрон следующих географических пунктов: Баден , Барга , Брауншвейг , Мекленбург , о. Раб , Рурмонд (Нидерланды), Тозес (район Жироны ), Агринион , Вильнюс , Гавана .

В честь Святого Христофора названы несколько населённых пунктов , в основном в испаноязычных странах.

В Испании

Особенно чтится в Испании , где к его молитвам прибегают при заразных болезнях. Считается покровителем путешествующих (в том числе автомобилистов), паромщиков, мостостроителей, мореплавателей, переплётчиков, садовников.

Ручка дверей вильнюсской Ратуши

В Литве

Покровитель Вильнюса , изображён на гербе и флаге города. В 1957 году во дворе костёла Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке) «Святой Христофор, опекай наш город!» , созданная по просьбе прелата скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключён из членов Союза художников Литвы). В 1995 году имя покровителя города было присвоено основанному в 1994 году камерному симфоническому оркестру Вильнюсского самоуправления . Имя святого Христофора носит гимназия в Вильнюсе на улице Казлишкю ( Kazliškių g. 4 ) и прогимназия на улице Калварию ( Kalvarijų g. 87 ).

В июле — августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора — самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

В Латвии

Современная скульптура Большого Кристапа на набережной Даугавы в Риге

Мифологизированный образ святого Христофора Большо́й Кри́стап ( латыш. Lielais Kristaps ) располагается  на набережной Даугавы напротив Рижского замка в Риге . Подлинная восстановленная скульптура хранится в Музее истории Риги и мореходства .

Большой Кристап представляет собой деревянную скульптуру мужчины очень высокого роста с маленьким мальчиком на плече; в одной руке он держит весло, а в другой — небольшой светильник, посредством которого он, являясь перевозчиком, освещает себе путь по реке, через которую он, по условиям своего долговременного служения на благо людям, переправлял всех желающих. На протяжении долгого времени святой Христофор считался покровителем цехов лоцманов, плотовщиков, носильщиков и перевозчиков. Его традиционно почитали в ганзейской Риге как верховного попечителя всех переправ и мостов. Особенно благоговейным отношение к Христофору было со стороны носильщиков и плотовщиков [ источник не указан 1422 дня ] .

Примечания

  1. [Martyrologium Romanum (Libreria Editrice Vaticana, 2001 ISBN 978-88-209-7210-3 )]
  2. [Liturgische Konferenz (Hrsg.): Das Kirchenjahr. Evangelischer Sonn- und Feiertagskalender 2019/2020. Hamburg 2019, S. 34–39 (Namenkalender)]
  3. 16 сентября 2008 года. , Roman Catholic Diocese of Orange, 15 September 2008
  4. , p. 170—186.
  5. , с. 604.
  6. .
  7. Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. — Сб. 1. — М. : Наука , 1975. — С. 82. — 76-89 с.
  8. от 11 октября 2013 на Wayback Machine // The GOLDEN LEGEND or LIVES of the SAINTS. Compiled by Jacobus de Voragine, Archbishop of Genoa (англ.)
  9. от 14 августа 2017 на Wayback Machine Глава XV. Москва. — Чин омовения мощей в Великую пятницу. Чин плащаницы в Великую субботу.
  10. Желтов М. С. - от 5 августа 2017 на Wayback Machine «Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники», ред. А.М. Лидов. М.: « Прогресс-Традиция », 2006. 440 с. ISBN 5-89826-275-X
  11. . Дата обращения: 5 ноября 2016. 19 ноября 2016 года.
  12. от 27 сентября 2020 на Wayback Machine 14. ZAŠTITNIK RABA SV. KRISTOFOR
  13. от 24 января 2021 на Wayback Machine For centuries now, the relics of St. Christopher have been guarded in the Cathedral in Rab.
  14. от 27 сентября 2020 на Wayback Machine Svečeva lubanja dospjela je u Rab i čuva se u muzeju sv. Justine, kao dragocjena relikvija.
  15. от 1 июля 2007 на Wayback Machine SV. KRISTOFOR - SVETAC ZAŠTITNIK GRADA I OTOKA RABA
  16. от 7 ноября 2016 на Wayback Machine Već stoljećima se relikvije sv. Kristofora čuvaju u rapskoj katedrali.
  17. E. Molteni, M. Vergani, M. A. Riva (22 February 2019). . British Dental Journal . 226 (240). из оригинала 1 октября 2022 . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка )
  18. , с. 82.
  19. Дата обращения: 28 сентября 2007. Архивировано из 28 сентября 2007 года.
  20. Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. — Сб. 1. — М. : Наука , 1975. — С. 89. — 76-89 с.
  21. Дата обращения: 3 ноября 2016. 11 октября 2021 года.
  22. А. С. Зверев. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXIII : « Киево-Печерская лавра — Кипрская икона Божией Матери». — С. 568―570. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-037-0 .
  23. . Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано из 30 апреля 2013 года.
  24. от 2 апреля 2016 на Wayback Machine // Православный церковный календарь
  25. > от 6 сентября 2017 на Wayback Machine // Православие и мир , православный календарь, 2015 г.
  26. от 2 ноября 2016 на Wayback Machine // Православный церковный календарь
  27. от 12 апреля 2018 на Wayback Machine In Lycia sancti Christophori Martyris, qui, sub Decio, virgis ferreis attritus, et e flammae aestuantis incendio superna Christi virtute servatus, ad ultimum, sagittarum ictibus confossus, capitis obtruncatione martyrium complevit.
  28. от 30 сентября 2007 на Wayback Machine (англ.)
  29. (лит.) . Дата обращения: 14 октября 2008. 24 августа 2011 года.
  30. от 28 февраля 2019 на Wayback Machine // lsm.lv

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 9. — С. 289.
  • Липатова С. Н. . — М. : Православие.ру , 22.05.2007 г..
  • Гувакова Е.В . Святой песьеголовец - аберрация, дань православной традиции или иконографический курьёз?: Обзор икон св. мученика Христофора в собрании фонда Древнерусской живописи. С. 48 - 63, ил. // Сборник материалов Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. Забелинские научные чтения. ГИМ. М. 2004.
  • Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. — Сб. 1. — М. : Наука , 1975. — С. 82. — 76-89 с.
  • Найденова Д. В. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 473–482. ISSN 2312-2129.
  • Нестерова O. E. // Мифы народов мира . — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. II. — С. 604.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Въ двухъ томахъ. — М. : Изд-во П. П. Сойкина , 1913. — Т. II. — С. 2307. (Репринт: London: Variorum reprints, 1971, ISBN 0-902089-08-0 .)
  • Алексей Иванов. . — М. : , 2012. — С. 352. (Репринт:)
  • Woods, D. St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination (англ.) // (англ.) : journal. — 1994. — June ( vol. 48 , no. 2 ). — P. 170—186 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Христофор Ликийский