Чемпионат мира по крикету 2023
- 1 year ago
- 0
- 0
Ми́лость ми́ра — комбинированное песнопение центральной части полной православной Литургии , во время пения которого происходит Евхаристический канон (Анафора).
Песнопение «Ми́лость ми́ра» несколько раз прерывается возгласами священнослужителей и сопровождается их тайными молитвами . Все части этого песнопения традиционно поются только одним хором и на одну мелодию, избираемую в этот день из множества других.
Возникновение песнопения связано с распространением практики тайного чтения евхаристических молитв, которая возникла примерно в V веке и окончательно закрепилась в VII—VIII веках .
Песнопение претерпело ряд изменений. Александр Голубцов считал, что в древнем чинопоследовании литургии апостола Иакова следует читать не «милость» ( греч. έλεος ), а «елей» ( греч. έλαιον ) . Песнопение «Достойно и праведно» первоначально произносилось без дальнейших слов, что сохраняется и в современных греческих церквях. В русских печатных служебниках до 1655 года это дополнение также отсутствует. Соответствующая евхаристическая молитва ограничивалась словами «Достойно и праведно». До XVII века песнь « Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» ограничивалась словами «Свят, свят, свят». Песнопение «Тебе поем», предположительно, является поздним искусственным добавлением, поскольку не имеет связи с евхаристической молитвой .
После пения с народом Символа веры , диакон , а в его отсутствие — священник , возглашает:
Ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом, во́нмем, свято́е возноше́ние в ми́ре приноси́ти .
Лик ( народ , чаще хор или клирос ) отвечает пением:
«Ми́лость ми́ра, / же́ртву хвале́ния.» |
---|
Архиерей
принимает от
иподиаконов
дикирий и трикирий
, поворачивается на запад, выходит через открытые
царские врата
на
амвон
, и, осеняя свещами народ, произносит:
Этот возглас , по благословению архиерея, может произноситься служащим священником из алтаря. При этом священник оборачивается на запад и, несмотря на закрытые царские врата, благословляет молящийся в храме народ. |
«И со ду́хом твои́м.» |
---|
Архиерей на амвоне, повернувшись вполоборота к молящимся на южной стороне храма, осеняет их дикирием и трикирием со словами:
Если Литургию возглавляет священник, то он перед тем, как произнести эти слова, снова поворачивается на восток к престолу и широко воздевает свои руки вверх. |
«И́мамы ко Го́споду.» |
---|
Архиерей поворачивается лицом теперь на северо-запад, и в третий раз осеняет дикирием и трикирием молящихся в храме со словами:
После этого поворачивается на восток, ещё раз осеняет молящихся, теперь уже в алтаре, куда и входит через царские врата к престолу, и отдаёт иподиаконам трикирий и дикирий.
|
«Досто́йно и пра́ведно есть / покланя́тися Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, / Тро́ице единосу́щней и неразде́льней.» |
---|
Последние слова этой фразы певчие могут повторять, если архиереи и священники не успевают вполголоса прочитать
тайную молитву
:
Эта молитва Литургии Иоанна Златоуста . На Литургии Василия Великого архиереи и священники произносят другую молитву:
Затем архиерей/священник возглашает:
При этом он сам, или служащий диакон, звездицей крестообразно осеняет, по очереди касаясь четырьмя её краями дискоса с Агнцем . |
«Свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, / испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, / оса́нна в вы́шних.» |
---|
В это время священник молится:
Диакон, держа орарь тремя пальцами правой руки, указывает на дискос, а архиерей, или священник, возглашает:
На Литургии Василия Великого:
и возглашает:
|
«Ами́нь.» |
---|
Затем диакон показывает на чашу, а священник возглашает:
На Литургии Василия Великого:
|
«Ами́нь.» |
---|
Священник молится:
Диакон перекладывает свои руки крестообразно и приподнимает дискос и потир над престолом, и после возгласа архиерея ли священника ставит священные сосуды на прежнее место, кланяется и отходит в сторону. На Литургии Василия Великого:
Возглашение:
|
«Тебе́ пое́м, / Тебе́ благослови́м, / Тебе́ благодари́м, Го́споди, / и мо́лим Ти ся, Бо́же наш.» |
---|
Священник молится:
и, воздевая вверх свои руки, продолжает:
Диакон стих Псалма 50 :
Оба крестятся и кланяются. Священник повторяет:
Диакон стих:
Священник в третий раз:
Приклонив главу, и указуя орарем на Агнец, диакон говорит тихим голосом:
Священник, знаменует святый хлеб, говоря:
Диакон:
Священник благословляя глаголет:
Диакон:
Священник же, благословляя обоя́ Святая, глаголет:
Диакон:
Священник же глаголет:
Диакон же рек:
Священник же молится:
И прием кадило, священник возглашает:
И кадит пред святою трапезою трижды. Диакон же кадит святую трапезу окрест и поминает если хочет живых и умерших. |
Лик поет: « Достойно есть …» или задостойник .
В современной приходской практике Русской православной церкви « Милость мира …» поётся различными мелодиями, например: