Билич, Славен
- 1 year ago
- 0
- 0
Гимны России |
---|
1. Гром победы, раздавайся! (неофициальный) (1791—1816) |
2. (неофициальный) (1794—1816) |
3.
Молитва русских
(1816—1833) [[|100px|noicon|right]] |
4.
Боже, Царя храни!
(1833—1917) |
5.
Рабочая Марсельеза
(1917—1918) |
6.
(1918—1920) |
7.
Интернационал
(1918—1944) |
8.
Государственный гимн СССР
(1944—1991) |
9.
Патриотическая песня
(1990—2000) |
10.
Государственный гимн РФ
(с 2000 года) |
«Коль славен наш Господь в Сионе» — гимн , написанный весной 1794 года композитором Дмитрием Бортнянским на стихи Михаила Хераскова .
«Коль славен наш Господь в Сионе » широко использовался как неофициальный государственный гимн Российской империи с конца XVIII века до момента утверждения композиции « Боже, Царя храни! » в 1830-х годах ; в нотных изданиях XIX века сопровождался отметкой «национальный русский гимн». С 1856 года по октябрь 1917 года часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали мелодию «Коль славен» наряду с « Преображенским маршем ». Гимн использовался также на территориях, занятых белыми во время Гражданской войны 1918−1923 годов и в эмиграции . Текст гимна насыщен христианской символикой и основан на , а музыкально написанный в трёхдольном размере гимн близок к Большому зна́менному распеву .
Мелодия гимна была использована в немецкой песне на написанный в 1750 году текст («Я молюсь силе любви») Герхарда Терстигена . Музыка гимна, наряду с немецкими мелодиями, была использована британским композитором Г. Беком при написании гимна еврейской социалистической партии Бунд « Ди швуэ » . По мнению писателя и музыканта Леонида Гиршовича и других исследователей , к гимну «Коль славен…» восходит ритм и мелодическая основа песни Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Долматовского « Родина слышит ».
В воинских церемониалах «Коль славен наш Господь в Сионе» исполняется при отдании воинских почестей: при открытии памятников , проводов в последний путь военнослужащих и при погребении с первым залпом салюта военный оркестр начинает исполнять «Коль славен».
Текст в современной орфографии отличается от дореформенных изданий.
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земли велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунной
В себе изображает нам:
Псалтырью мы десятострунной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О Боже, во твоё селенье
Да внидут наши голоса,
Да взыдет наше умиленье,
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебя, Господь, поём и славим!