Interested Article - Ежечасная молитва святителя Иоасафа (Горленко)
- 2021-03-19
- 1
Ежечасная молитва святителя Иоасафа Белгородского — внелитургическая авторская подвижническая молитва, авторство которой связано с подвижнической деятельностью святителя Иоасафа (Горленко) .
Бу́ди благослове́н день и час, в о́ньже Госпо́дь Бог мой Иису́с Христо́с мене́ ра́ди роди́ся, распя́тие претерпе́ и сме́ртию пострада́. О Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий! В час сме́рти моея́ приими́ дух раба́ Твоего́, в стра́нствии су́ща, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Аминь .
История возникновения
Точная дата возникновения текста не установлена, чаще всего авторы книг об Иоасафе хронологически относят этот текст к последнему (белгородскому) периоду жизни святителя (1748—1754 годы) .
Богословский анализ
Текст Ежечасной молитвы святителя Иоасафа (Горленко) подробно анализировался В. Д. Жеваховым и С. А. Нилусом в книге «Молитва святителя Иоасафа Белгородского и всея России чудотворца (1705—1754): опыт краткого комментария» , выдержавшей три издания. В своём анализе, опубликованном в 1912—1915 годах в данной книге, В. Д. Жевахов подчёркивал ряд подвижнических символов, применявшихся Иоасафом в ночном молитвенном подвиге:
- Текст молитвы состоит из двух предложений, оба из которых — прошения, отражающие мировоззрение и настроение святителя, характеризуют его личность .
- Первое из прошений характеризует осознание Иоасафом искупительной роли земной жизни Христа , а также необходимости личного участия святителя в деле его собственного духовного спасения , со взиранием на Христа как на «Примирителя с Правосудием Божиим», понимания силы Христа как источника милосердия и божественной Правды
- Второе прошение посвящено благодарению Христа Иоасафом, обращению глубочайшей благодарности святителя за пределы земной жизни христианина . По мнению В. Д. Жевахова, святитель видел и глубоко скорбел о том, что человечество не благодарно Христу за его искупительную жертву, и с такой же скорбью следил за своей и епархиальной духовной жизнью. В то же время, осознавая, что земное странствие заканчивается вместе со смертью, Иоасаф просит Христа принять его дух не ради него самого, а ради молитв Пречистой Богоматери
- Завершая свой анализ, В. Д. Жевахов поднимает перед верующими ключевые значения Ежечасной молитвы — чувства благодарения ко Христу за его искупительные страдания, осознанию земной жизни как пути странствий в Царство Небесное , а также вопросам чувства долга перед всеми сторонами подвига и значению фразы «Мы — Христовы люди» .
Отражение в музыке
Начиная с 1909 года (по другим данным — с 1907), к тексту Ежечасной молитвы Иоасафа Белгородского стали проявлять внимание русские композиторы, как церковные, так и академические. Появление этих духовно-музыкальных внелитургических сочинений, по времени совпавшее с активной деятельностью композиторов Нового направления русской духовной музыки , стало началом развития нового внелитургического жанра русской церковной музыки. За богослужением песнопения на текст Ежечасной молитвы могут исполняться на Литургии 4 (17) сентября и 10 (23) декабря после причастного стиха.
До появления искомых сочинений в России не было зафиксировано случаев создания духовно-музыкальных сочинений на тексты авторских подвижнических молитв. Также время создания этих сочинений, как и процесс канонизации святителя Иоасафа, протекало параллельно развитию творчества композиторов Нового направления русской духовной музыки , при этом эстетические основы обоих направлений композиторской деятельности взаимопересекались.
Структура духовно-музыкальных произведений на текст Ежечасной молитвы в большинстве случаев опирается на структуру текста, описанную В. Д. Жеваховым:
- В связи с изданием А. И. Маляревским в Санкт-Петербурге книги «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для школ и народа», в которой исполнение хоровых партитур на текст молитвы рекомендовалось в качестве методического указания к чтению книги, на этот текст были написаны произведения священника Д. В. Аллеманова (1909), А. К. Лядова (1910, переложено в 2010-е игуменьей Елисаветой (Жегаловой)) и регента Казанского собора Санкт-Петербурга В. А. Фатеева (1910)
- В 1912 году в Киеве, по случаю выхода книги В. Д. Жевахова с комментарием текста молитвы, в ней была опубликована партитура А. П. Орловского , в том же году Жевахов дал цензурное разрешение на издание ещё трёх произведений Орловского.
- Среди представителей Троице-Сергиевой Лавры свои партитуры на текст Ежечасной молитвы создали (1913) (включая переложение для мужского хора архимандрита Матфея (Мормыля) , 1991) и С. З. Трубачёв (1980-е)
- В 2005 году в рамках торжеств, посвящённых 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа, был запланирован конкурс на хоровое сочинение на текст его Ежечасной молитвы и гимна святителю , подведение итогов которого не состоялось по невыясненным обстоятельствам, однако написанные для конкурса произведения активно исполняются белгородскими хорами и по сей день. Наиболее известными стали партитуры (р. 1968), (1932―2022) и Д. Н. Шевченко (р. 1969).
- В 2007 году свой вариант партитуры представил К. Е. Волков .
-
Д. В. Аллеманов (1-е издание книги А. И. Маляревского)
-
А. К. Лядов (2-е и 3-е издания книги А. И. Маляревского)
-
В. А. Фатеев (2-е и 3-е издания книги А. И. Маляревского)
Примечания
Библиография
- Иоасаф епископ Белгородский : Чтение со световыми карт. для шк. и народа : С 32 рис. и нот / Составитель прот. А.И. Маляревский. - Санкт-Петербург : изд. С.-Петерб. кружка почитателей святителя, 1909. - 64 с. : ил., портр., нот. ; 25 см
Источники нот на тексты, связанные с Иоасафом Белгородским
- Орловский, А. П. Ежечасная молитва св. Иоасафа Белгородского : Для смешан. хора без сопровожд. — Киев : Жевахов, ценз. 1912. — 3 с.
- Нафанаил (Бачкало). Ежечасная молитва святителя Иоасафа Белгородского : Для смеш. хора без сопровожд. — М. : Изд. авт., б.г. (1913) — 3 с.
- Нафанаил (Бачкало). Ежечасная молитва святителя Иоасафа Белгородского : Трио без сопровожд. — М. : Изд. авт., б.г. (1913) — 3 с.
- Волков К. Е. Объятия Отча [Ноты :] : хоры на канонические тексты Русской Православной Церкви : [для муж., жен. и смеш. хоров] / Кирилл Волков. — Москва : Композитор, 2008. — 39 с. : портр.; 29 см.
Веб-сноски
- В книге протоиерея А. И. Маляревского «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для школ и народа» (Маляревский А. И. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для школ и народа.. — 3-е изд. — СПб: типография Кружка почитателей святителя, 1911. — С. 92, 4 л. нот: ил.) на стр. 47 на этом месте указывается запятая, при этом и у Маляревского, и В. Д. Жевахова, независимо от знака препинания на этом месте, следующая строка текста начинается со строчной буквы.
- Жевахов В. Д., Нилус С. А. Святитель Иоасаф Белгородский и всея России чудотворец. (1705—1754) : Его ежечас. молитва : (Крат. коммент.) / Сост. кн. В. Д. Жевахов. [Дух божий, явно почивший на отце Сарафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Николаем Александровичем Мотовиловым : (Из рукопис. воспоминаний Н. А. Мотовилова) Очерк С. А. Нилуса]. — 3-е изд. — Киев: тип. Киево-Печер. Усп. лавры, 1915. — С. 111, 2-3 с., 4 л. ил. : портр., нот.
-
В некоторых источниках молитва дополнена третьим абзацем, не приводимым в большинстве библиографических изданий об Иоасафе:
Господи! Спаси, сохрани и помилуй от враг видимых и невидимых, от бед и напастей, от искушений и грехопадений, от злых людей и внезапныя смерти меня грешнаго, моих сродников и всех православных христиан.
— . Официальный сайт Свято-Никольского храма . - , с. 47.
- .
- , с. 5.
- , с. 6.
- , с. 7.
- , с. 8.
- , с. 10.
- , с. 11.
- , с. 12.
- , с. 13.
- , с. 14.
- , с. 15.
- . Дата обращения: 12 июня 2018. 12 июня 2018 года.
- ↑ .
Литература
На русском языке
- Папков А. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский ». — С. 153—164. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2 .
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900—1911.
- // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Святителя Иоасафа, епископа Белгородского
- Евгений Поселянин .
- Жевахов В. Д., Нилус С. А. Святитель Иоасаф Белгородский и всея России чудотворец. (1705-1754) : Его ежечас. молитва : (Крат. коммент.) / Составитель кн. В.Д. Жевахов. [Дух божий, явно почивший на отце Сарафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьёй, Николаем Александровичем Мотовиловым : (Из рукопис. воспоминаний Н.А. Мотовилова) Очерк С.А. Нилуса]. — 3-е изд. — Киев : тип. Киево-Печер. Усп. лавры, 1915. — С. 111, 2-3 с., 4 л. ил. : портр., нот.
- Маляревский А. И. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Чтение со световыми картинами для школ и народа.. — 3-е изд. — СПб. : типография Кружка почитателей святителя, 1911. — С. 92, 4 л. нот: ил..
На украинском языке
- Лисиця В. В. Горленко Йоасаф // Українська літературна енциклопедія. — Київ: Головна редакція Української радянської енциклопедії ім. М. П. Бажана, 1988, т. 1, — с. 465.
- Енциклопедія українознавства. Перевидання в Україні. — Львів: НТШ, 1993, т. 2, — с. 413-414; 2003, т. 11, — с. 287.
- Оліфіренко В. В., Оліфіренко С. М. Слобожанська хвиля. Навчальний посібник-хрестоматія з української літератури Північної Слобожанщини. Донецьк: Східний видавничий дім, 2005, — с. 20-29.
- [ Шевчук В. Коментар] // Антологія української поезії. — Київ: Дніпро, 1984, т. 1, — с. 426-427.
- 2021-03-19
- 1