Interested Article - Ниоба
- 2021-11-07
- 1
Нио́ба ( Ниобе́я ; др.-греч. Νιόβη , лат. Niobe ) — в древнегреческой мифологии дочь Тантала и Дионы (либо Эврианассы ), либо дочь Тайгеты , сестра Пелопа , супруга фиванского царя Амфиона . По Гомеру , у неё было шесть сыновей и шесть дочерей . По Гесиоду — десять и десять . В честь Ниобы названы: в 1844 году Генрихом Розе за своё сходство с танталом химический элемент ниобий (открытый в 1801 году); астероид (71) Ниоба , открытый в 1861 году; равнина Ниобы на Венере ; дневная бабочка из семейства нимфалид Перламутровка ниоба .
Биография
Родилась от союза Тантала и Дионы (в других источниках — Эврианассы или Тайгеты). Стала женой фиванского царя Амфиона . В браке родила 7 сыновей и 7 дочерей (по Гесиоду, 10 сыновей и 10 дочерей либо 9 и 10 ; по Гомеру — 6 сыновей и 6 дочерей , то же у Ферекида ; по Гелланику — 4 сына и 3 дочери (схолиаст к Еврипиду), по Геродору — 2 сына и 3 дочери (Аполлодор); по Ласу — 7 и 7 , по Алкману всего 10 , по Сапфо 9 сыновей и 9 дочерей , по Мимнерму и Пиндару — 20 , по Вакхилиду — 10 сыновей и 10 дочерей ; также про них писали Гелланик и Ксанф, a Овидий называет имена 7 сыновей Ниобы, но не имена 7 дочерей) .
По легенде, Ниоба была близкой подругой Лето . Однажды Ниобея возгордилась своими детьми — Ниобидами — и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей ( Аполлон и Артемида ). Дочь Тантала cтала говорить, что она плодовитее богини Лето, и та разгневалась . По другой версии, Ниоба стала говорить, что её дети были прекраснейшими из людей .
Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона , убил Аполлон. Согласно некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. В другой трактовке сыновья были убиты, охотясь на Сипиле , а дочери — во дворце (спаслась только Хлоридa ) .
Девять дней лежали они непогребённые. Hаконец на десятый были преданы земле богами, так как Зевс обратил сердца людей в камень. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень , из которого днём и ночью струятся слёзы . По версии Гомерa , в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.
По версии мифа, принятой Овидием , Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной . Ещё в древности объясняли этот миф тем, что вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении .
Греческий географ Павсаний вспоминал:
Эту Ниобу я и сам видел, поднявшись на гору Сипил; вблизи — это крутая скала, и стоящему перед ней она не показывает никакого облика женщины … если же встать дальше, то покажется, что ты совершенно ясно видишь плачущую женщину .
Могильные памятники детей Амфиона показывали в Фивах (отдельно сыновей от дочерей), а также золу от их погребального костра . По одной из версий, Ниоба поставила на могиле детей своё каменное изваяние .
Образ в искусстве
- В изобразительном творчестве
Судьба Ниобы и её детей была одной из любимых тем античного искусства. Hапример, в музее Уффици во Флоренции находится известная группа Ниобид; в Ватикане — «Убегающая дочь Ниобы»; в Дрездене и Мюнхене — две фигуры убитых сыновей. Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Ниобу с припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трёх дочерей и педагога. Bся же группа состояла, по всей вероятности, из 16 фигур: 8 мужских и 8 женских. Историки искусства ещё не пришли к окончательному заключению относительно того, кому из греческих скульпторов принадлежал оригинал, повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или Скопасу .
В Эрмитаже хранится фриз , на котором изображены Ниоба и ниобиды, а также барельеф «Гибель ниобид». В Павловском парке , в центральной части района Старая Сильвия, располагаются бронзовые скульптуры Ниобид, «убегающих» от Аполлона с луком.
- В литературе
Ниоба — действующее лицо трагедии Эсхила « Ниоба » (фр. 154—161 Радт) , трагедии Софокла « Ниоба » (фр. 441—448 Радт), и неизвестного автора «Ниоба». Многие поэты пользовались сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку « Νιόβης πάθη », то есть «страдания Ниобы». С Ниобеей сравнивается героиня романа Владимира Жаботинского « Пятеро » — мать семьи Мильгром.
- В музыке
На сюжет написаны оперы Агостино Стеффани «Ниоба, царица фиванская» (1688) и Адрианы Хёльцки « Гибрис /Ниоба» (2008). Третья из «Шести метаморфоз по Овидию» Бенджамина Бриттена для гобоя соло (1951) посвящена Ниобе.
Примечания
- Н. О. // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1898. — Т. XXIII. — С. 124.
- ↑ Н. О. , А. А. С. // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1897. — Т. XXI. — С. 213—214.
- ↑ Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 921—923.
- ↑ Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1342.
- Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 222—223, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 456
- ↑ Гигин. Мифы 9
- Примечания В. Н. Ярхо в кн. Софокл. Драмы. М., 1990. С. 560
- ↑ Гомер . Илиада XXIV 604
- Античные мифы и легенды. — С. 219—221.
- Еврипид. Кресфонт, фр. 455 Наук; Антипатр Сидонский. Эпиграмма 70 Пейдж; Сенека. Медея 955
- Гесиод. Перечень женщин, фр. 183 М.-У.; Элиан. Пёстрые рассказы XII 36
- Феодорид. Эпиграмма 18 Пейдж; Проперций. Элегии II 20, 8
- Схолии к Еврипиду. Финикиянки 159 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.20
- ↑ Элиан. Пёстрые рассказы XII 36
- Авл Геллий. Аттические ночи XX 70 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 20
- Вакхилид, фр. 20d Бласс
- по разным источникам
- Сапфо, фр. 142 Лобель-Пейдж
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 3; Ювенал. Сатиры VI 177
- Дион. Троянская речь 9
- Гомер. Илиада XXIV 602; Софокл. Антигона 823—833
- « Илиада », XXIV, 602—617
- Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека III 5, 6
- «Метаморфозы», VI, 146—312
- Павcаний, I, 25, 5
- Павсаний . Описание Эллады I 21, 3
- Павсаний . Описание Эллады IX 16, 7; 17, 2
- Палефат. О невероятном 8
- Аристофан. Лягушки 912—920: «трагическая кукла»
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-11-07
- 1