Барышникова, Анастасия Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Уса́дьба Бары́шникова — московская усадьба коллекционера Ивана Барышникова , возведённая на Мясницкой улице в 1793—1802 годах по проекту архитектора Матвея Казакова . В разное время имение принадлежало полковнику Степану Бегичеву и камергеру Петру Бекетову. С середины XIX века на территории усадьбы действовала Чернорабочая больница. После Октябрьской революции её реорганизовали в Городское отделение хронических больных имени Владимира Короленко , позднее участок передали НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР . С 1989 года в особняке располагается редакция газеты « Аргументы и факты » .
В середине XVIII века участок на пересечении Мясницкой и Урусова переулка занимал особняк князя А. И. Кольцова-Мосальского. Главный дом был выстроен в XVII веке перпендикулярно красной линии Мясницкой улицы. От него отходили разновременные флигеля, формирующие г-образную форму усадьбы. Имение часто перепродавали, в 1792-м его приобрёл Иван Барышников . Через год по проекту Матвея Казакова на этом месте начали возводить особняк в классическом стиле . Новое здание выстроили на основе существующих домов, поэтому усадьба получила форму каре . На границе участка вдоль Огородной слободы находились хозяйственные флигеля. Строительство было окончено в 1802-м . Сын Ивана Барышникова так описывал усадьбу:
...дом, стоявший покоем средний корпус на двор, боковые корпуса — на улицу и, верно, имевший шагов 120 внутри дома в длине от одного конца до другого. <…> Глубина среднего корпуса была в два ряда комнат, из которых передние были две больших гостиных; правый флигель состоял только из трех комнат, большого зала с колоннами и хорами, столовой и официянской, то есть относящейся к слугам…
В 1811 году Барышников приобрёл соседнее имение полковника Н. А. Грязнова, где располагался двухэтажный каменный дом вдоль Мясницкой улицы . Усадебный комплекс уцелел в пожаре 1812-го , но был разграблен. Через одиннадцать лет имение перешло к зятю Ивана Барышникова Степану Бегичеву. Некоторые исследователи указывают, что он стал хозяином особняка сразу по окончании Отечественной войны , однако свадьба молодой пары состоялась только в августе 1823-го . Вскоре после переезда хозяев в имении около года гостил близкий друг хозяина писатель Александр Грибоедов . Ему предоставили отдельный кабинет, где он работал над комедией « Горе от ума » . Особняк являлся одним из культурных центров города, в его стенах регулярно бывали поэты Вильгельм Кюхельбекер и Денис Давыдов , драматурги Владимир Одоевский , Пётр Чаадаев и другие .
В 1837 году Бегичев переуступил имение камергеру Петру Петровичу Бекетову, при котором главный дом объединили каменной пристройкой с бывшей усадьбой Грязнова. Вскоре крепостного помещика обвинили в «жестоком обращении с людьми» и Опекунский совет передал его московский особняк под руководство надзирателей. Когда в 1845-м владелец скончался, имение перешло в собственность государства. После капитального ремонта его сдали в аренду под Чернорабочую больницу для бедных слоёв населения. Через десятилетие участок передали в собственность организации для устройства постоянного Мясницкого отделения .
Во второй половине XIX века больница на Мясницкой перешла в ведение Московской городской думы . В этот период увеличилось количество больных венерическими заболеваниями и лечебница нуждалась в дополнительных площадях. В 1873—1875 годах комплекс значительно перестроили под руководством архитектора Александра Мейнгарда . Вдоль Огородной слободы возведи деревянный барак для сифилитического отделения , каменное помещение для прачечной и квартир служащих. Конюшни бывшей усадьбы достроили дополнительным этажом и приспособили под стационарные корпуса. Также на заднем дворе возвели каменную часовню в стиле эклектика .
После Октябрьской революции Чернорабочая лечебница перешла в ведение Мосздавотдела . В 1922-м её стали именовать Городская больница хронических больных имени Владимира Короленко. На территории также действовал Кожно-венерологический диспансер № 2 . Уже через год строение находилось в аварийном состоянии, и после ремонта его передали в ведение НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР . В 1930-х годах бо́льшую часть ветхих построек вдоль Огородной слободы снесли, и вскоре участок с уцелевшими больничными корпусами выделился в самостоятельное владение .
В 1999 году бывшее имение Бекетова передали в долгосрочную аренду газете «Аргументы и факты» для создания пресс-площадки . Одним из условий стало восстановление исторического облика дома силами организации. Более чем за двадцать лет в стенах особняка провели свыше пяти тысяч презентаций, концертов, брифингов и журналистских встреч с общественными и культурными деятелями. Во время одной из пресс-конференций французская актриса Катрин Денёв выразила восхищение «царскими» интерьерами дома . В 2013-м перед зданием установили памятник талисману периодического издания — собаке Аифке . Комплекс открыт для посещения в рамках проекта « Дни исторического и культурного наследия » .
В 2018 году появилась информация о продаже особняка на Мясницкой частным инвесторам , однако Департамент города Москвы по конкурентной политике выставил на торги только один из корпусов бывшей Чернорабочей больницы, возведённый Мейнгардом . Новый владелец дома — фирма «Виктория классик» — выкупил его более чем за 75 миллионов рублей и взял на себя обязательства по реставрации объекта культурного наследия .
Усадьба Барышникова считается одним из знаковых памятников классической московской архитектуры . Центральный объём дома выделен мезонином и портиком коринфского ордера , который установили на высокий стилобат и сильно отодвинули от фасада. Благодаря такой композиции строение воспринимается более представительно . Парадные окна второго этажа декорировали сандриками и кронштейнами , их разделили коринфскими пилястрами . Тимпан фронтона обильно украсили белокаменной лепниной . До настоящего времени не сохранились устроенные изначально со стороны курдонёра вдоль боковых крыльев дома полукруглые галереи второго этажа, поддерживаемые колоннами. Также утрачены трёхчастные окна и балконы с консолями на торцевых фасадах, обращённых на Мясницкую . От красной линии улицы двор отделён металлической оградой с двумя воротами. Они оформлены белокаменными пилонами с чугунными навершиями-шарами .
Парадный вход усадьбы Барышникова вёл в вестибюль левого флигеля, его разделял пополам ряд колонн, располагавшихся полукругом. От них отходила главная лестница, в основании которой установили зеркальную стену, чтобы визуально расширить площадку первого этажа. Второй ярус с двух сторон декорировали парными колоннами и окнами. В аванзале или «официянской» гости могли поправить свой туалет перед входом в гостиную. Также в этой комнате хозяин самолично встречал высокопоставленных визитёров. От помещения под прямым углом отходят две анфилады , ведущие в восточную и центральную части дома, которая состоит из Зелёной и Розовой гостиных, парадной спальни .
Дверные порталы Зелёного зала обрамлены мраморными колоннами и увенчаны античными барельефами , на которых представлен бог Эрот в окружении нимф . В круглых медальонах по бокам помещены изображения муз . Следующая гостиная выполнена в розовых тонах, она декорирована мраморными вставками и лепниной с изображениями Зевса в облике орла и укушенного пчёлами бога Эрота. Комната соединялась с парадной спальней, располагавшейся в середине центрального крыла дома. Её разделили подпружными арками и украсили расписными плафонами . Западная часть помещения представлена альковом для приватных бесед, а центр комнаты — колоннадой композитного ордера . Декор комнаты выполнен в охристых тонах с изображением ангелов и полевых цветов .
В восточной части дома располагалась Овальная столовая, потолок которой декорирован росписью в виде ромбовидных кессонов . В помещении оборудована ниша для музыкантов, обрамлённая крупными кронштейнами. Главный бальный зал усадьбы именовали круглым из-за коринфской колоннады, выделяющей центр комнаты. При этом само помещение представлено в плане квадратом, его окна выходят на три стороны. Второй ярус зала представлен хорами для музыкантов, декорированными барельефом с образами Аполлона и муз. Балкон опирается на колонны композитного ордера. Роспись потолка изображает уменьшающиеся к центру розетки , что создаёт сходство с куполом .