Лига Европы УЕФА 2013/2014. Плей-офф
- 1 year ago
- 0
- 0
Границы естественно-научного образования понятий ( нем. Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung ) — основополагающая книга немецкого философа неокантианского направления Генриха Риккерта , опубликованная во Фрайбурге в 1896 году . Работа принесла Риккерту признание в академических кругах и повлияла на социологию Макса Вебера . Переиздавалась на русском языке в 1903 и 1997 годах (СПб., Наука).
Риккерт отмечает кризис современной ему философии Новейшего времени ( нем. der neueren Zeit ), которая «подпала под влияние естественных наук». Это проявляется как в охлаждении интереса к ней со стороны широкой публики, а также в «философском малодушии» ( нем. der philosophischen Feigheit ). Сциллой и Харибдой философии «нашего времени» Риккерт называет фантазирование и специализацию. Между тем он напоминает о психофизическом дуализме Декарта . Поэтому необходимо очертить границу применимости естественно-научного метода. История имеет дело с духовными процессами, а потому естественно-научный метод к ней неприменим. Однако историческая наука находится в неудовлетворительном состоянии. Гегель постулирует в истории «смысл ( нем. Sinn ), разум и план». Огюст Конт , напротив, не видит в истории смысла, разума и плана, зато обнаруживает законы. Риккерт критикует Конта за «натурализм», то есть редукцию духовных процессов к природным. История является составной частью «наук о духе».
Образование понятий — это цель всякой научной деятельности. Естественно-научные понятия начинаются с описания, а заканчивается классификацией. Их смысл в устранении многообразия фактов, в поиске единства мира. Однако естественные науки не воспринимают ни единичные факты, ни целое.
Риккерт также вводит различие между объяснением ( ) и описанием ( ), причём только первому соответствует понимание и подразумевает как нахождение общего понятия, так и раскрытие составных частей явления. Кроме того, в объяснении необходимо присутствует «сверхэмпирический» элемент, которого нет в описании. При этом, как правило, «естествознание сводится к описанию». Объяснению поддаются поступки (как проявления духа), а описанию — явления природы. Между тем, определённую проблему для этого различения представляет душа человека, которая отчасти принадлежит миру природы и может быть рассмотрена как предмет естественных наук. Для этого Риккерт вводит различие между «гносеологическим» и «психологическим» субъектом.