Затаившийся Страх
- 1 year ago
- 0
- 0
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» ( кит. 臥虎藏龍 , англ. Crouching Tiger, Hidden Dragon ; китайское название является идиоматическим выражением, наиболее точным смысловым переводом которого на русский было бы «Тихий омут» (в тихом омуте черти водятся) — фильм в жанре уся тайваньского кинорежиссёра Энга Ли , снятый в 2000 году и ставший самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории американского проката. Премьера состоялась 16 мая 2000 года. Премьера в России — 19 апреля 2001 года.
События картины происходят в Китае времен династии Цин , в 1779 году. Ли Мубай, великий мастер боевых искусств, удалился от суеты цивилизации и практикует медитацию в горах. Его учитель Южный Журавль был когда-то отравлен Нефритовой Лисой — убийцей, которая, несмотря на запреты, захотела овладеть тайным мастерством единоборств Удан. Мубай давно хочет свести с ней счёты.
Мубай ненадолго возвращается в город повидаться с подругой — Юй Шулень, к которой он испытывает чувства. Однако считает невозможным проявлять их, так как она была помолвлена с его другом, хотя тот и погиб. Собираясь закончить путь воина, Мубай просит Юй Шулень отвезти его меч «Зелёная судьба» в Пекин, и передать их общему покровителю чиновнику Те. Свою просьбу он объясняет тем, что меч убил слишком много людей и ему тоже пора на покой. В доме господина Те Шулень знакомится с Юй Цзяолун, дочерью губернатора Юя. Девушка мечтает покинуть отчий дом в поисках приключений, но родители собираются выдать её замуж помимо воли. Свадьба через несколько дней. Этим же вечером вор в маске, проникнув в дом господина Те, крадёт «Зелёную судьбу». Мубай и Шулень при помощи слуги господина Те мастера Бо выслеживают вора до дома губернатора и узнают, что похититель — Юй Цзяолун. Мастер Бо обращается к полицейскому Цай, который давно охотится за Лисой, с просьбой задержать вора. Нефритовая Лиса, подбросив записку, сама вызывает Бо и Цая на поединок в полночь на Жёлтом Холме.
Тем временем Мубай также прибывает в Пекин и узнаёт, что Нефритовая лиса скрывается в доме губернатора. Мастер Бо, полицейский Цай и его дочь в полночь прибывают на Жёлтый холм, собираясь задержать Нефритовую Лису. На помощь Лисе приходит неизвестная в маске, вооруженная «Зелёной судьбой». В ходе долгого поединка полицейский гибнет. В битву вмешивается Мубай и понимает, что неизвестная девушка — воин сравнимого с ним уровня мастерства, и Лиса не могла быть её учителем. Мубай предлагает девушке обучиться истинному мастерству Удан, но та высокомерно отказывается, убегая с места схватки.
На следующую ночь Юй Цзяолун снова посещает дом господина Те. Мубай ждал её появления. Он снова предлагает девушке своё наставничество. Между ними происходит короткий поединок. Мубай вооружается прутиком и отбирает меч «Зелёная судьба», объясняя противнику, что само по себе оружие не значит ничего. Девушка снова скрывается и возвращается в дом родителей. Ночью в её спальне появляется неизвестный. Из воспоминаний девушки во флешбеке раскрывается история несчастной любви к разбойнику Ло Сяоху. На следующий день во время свадебной церемонии Ло нападает на паланкин и умоляет невесту бежать с ним. Стража даёт отпор. Ло встречается с Шулень и Мубаем и говорит, что не может жить без своей любви. Мубай предлагает разбойнику успокоиться и отправляться к горе Удан . Мубай обещает Ло, что Юй Цзяолун скоро прибудет туда.
Юй Цзяолун бежит из отчего дома и перед этим снова крадет «Зелёную судьбу». Девушка появляется в закусочной и даёт понять окружающим, что она непобедимый мастер. Ближайший преступный клан присылает бойца для поединка, но девушка громит закусочную и калечит десяток человек. Юй Цзяолун не находит себе места в городе и, наконец, появляется в доме Шулень, которая поначалу принимает её миролюбиво. Однако, когда Шулень пытается забрать меч, разбирательства переходят в поединок. «Зелёная судьба» разбивает все лезвия, которыми защищается Шулень и Юй Цзяолун ранит её в руку. В последний момент на арене появляется Мубай. Юй Цзяолун бежит в ближайший бамбуковый лес, но Мубай догоняет её. Сражаясь, они добираются до берега реки. Мубай настаивает, что ей нужен учитель. Юй Цзяолун отвечает, что примет предложение, если тот в три движения отнимет клинок. Мубай забирает меч в одно движение и понимает, что противник все равно не хочет подчиниться. Он выбрасывает меч в водопад. Юй Цзяолун бросается за клинком в воду и едва не тонет. Её спасает из воды Нефритовая Лиса и выхаживает в пещере в лесу. Мубай находит убежище. Здесь же появляется Шулень. Нефритовая Лиса нападает из засады и Мубай поражает врага. Однако Лиса успевает выстрелить отравленным дротиком в шею Мубая. Воин быстро теряет силы и медитирует перед смертью. Мубай умирает на руках любимой с последним вздохом и поцелуем посвящая свою жизнь ей. Юй Цзяолун поспешно готовит противоядие, но не успевает.
Меч возвращается в дом господина Те. Юй Цзяолун приезжает к горе Удан и проводит последнюю ночь со своим возлюбленным. Утром Ло находит Юй Цзяолун стоящей на мосту. Он просит её уехать вместе с ним в пустыню. Девушка вспоминает легенду, которую он ей рассказал. Если желания чисты и человек верит в исполнение, то она прыгнет с моста в пропасть и останется жива. Юй Цзяолун бросается в бездну.
Актёр | Роль |
---|---|
Чоу Юньфат | мастер Ли Мубай |
Мишель Йео | Юй Шулень |
Чжан Цзыи | Юй Цзяолун |
Ло «Тёмное облако» (Ло Сяоху) | |
господин Те | |
Чжэн Пэйпэй | «Нефритовая лиса» |
Ли Фацзэн | губернатор Юй |
Гао Сиань | Бо |
Награда | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
Оскар | Лучший фильм на иностранном языке | Энг Ли | Победа |
Лучший фильм | Сюй Лигун, Уильям Кхон, Энг Ли | Номинация | |
Лучшая режиссура | Энг Ли | Номинация | |
Лучший адаптированный сценарий | Цай Гожун, Ван Хуэйлин, Джеймс Шеймус | Номинация | |
Лучшая песня к фильму | Хорхе Каландрельи , Тань Дунь, Джеймс Шеймус | Номинация | |
Лучший дизайн костюмов | Тимми Йип | Номинация | |
Лучшая работа художника-постановщика | Тимми Йип | Победа | |
Лучший монтаж | Тим Скуайрес | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Тань Дунь | Победа | |
Лучшая операторская работа | Питер Пау | Победа | |
2000 American Society of Cinematographers Awards | Лучшая операторская работа | Питер Пау | Номинация |
BAFTA | Лучший фильм | Номинация | |
Лучший не англоязычный фильм | Победа | ||
Лучшая женская роль | Мишель Йео | Номинация | |
Лучшая женская роль второго плана | Чжан Цзыи | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Питер Пау | Номинация | |
Лучший грим и причёски | Номинация | ||
Лучший монтаж | Тим Скуайрес | Номинация | |
Лучший дизайн костюмов | Тимми Йип | Победа | |
Лучшая режиссура | Энг Ли | Победа | |
Лучшая музыка | Тань Дунь | Победа | |
Лучший адаптированный сценарий | Цай Гожун, Ван Хуэйлин, Джеймс Шеймус | Номинация | |
Лучшая работа художника-постановщика | Тимми Йип | Номинация | |
Лучший звук | Номинация | ||
Лучшие визуальные эффекты | Номинация | ||
Лучший иностранный фильм | Победа | ||
|
Чжан Цзыи | Победа | |
Лучшая музыка к кинофильму | Тань Дунь | Победа | |
|
Питер Пау | Победа | |
Лучший фильм на иностранном языке | Победа | ||
Премия Гильдии режиссёров Америки (2000) | Лучшая режиссура | Энг Ли | Победа |
Золотой глобус | Лучший фильм на иностранном языке | Победа | |
Лучшая режиссёрская работа | Энг Ли | Победа | |
Лучшая музыка к фильму | Тань Дунь | Номинация | |
Лучший фильм | Победа | ||
Лучшая режиссура | Энг Ли | Победа | |
Лучший сценарий | Ван Хуэйлин, Джеймс Шеймус, Цай Гожун | Номинация | |
Лучший актёр | Чоу Юньфат | Номинация | |
Лучшая актриса | Чжан Цзыи | Номинация | |
Лучшая актриса | Мишель Йео | Номинация | |
Лучшая мужская роль второго плана | Чжан Чэнь | Номинация | |
Лучшая женская роль второго плана | Чжэн Пэйпэй | Победа | |
Лучшая операторская работа | Питер Пау | Победа | |
Best Film Editing | Тим Скуайрес | Номинация | |
Best Art Direction | Номинация | ||
Best Costume Make Up Design | Тимми Йип | Номинация | |
Юнь Вопхин | Победа | ||
Best Original Film Score | Тань Дунь | Победа | |
Best Original Film Song | Тань Дунь, Джордж Каландрелли, Yee Kar-Yeung, Коко Ли | Победа | |
Best Sound Design | Юджин Джирти | Победа | |
Best Picture | Победа | ||
Best Director | Энг Ли | Победа | |
Best Supporting Actress | Чжан Цзыи | Победа | |
Best Picture | Победа | ||
Best Cinematography | Питер Пау | Победа | |
Best Music Score | Тань Дунь | Победа | |
Best Production Design | Тимми Йип | Победа | |
Best Foreign Language Film | Победа | ||
Top Foreign Films | В шорт-листе | ||
Best Cinematography | Питер Пау | Победа | |
Премия ассоциации кинокритиков Торонто 2000 | Лучший фильм | Победа | |
Лучший режиссёр | Энг Ли | Победа | |
Лучшая женская роль | Мишель Йео | Победа | |
Лучшая женская роль второго плана | Чжан Цзыи | Победа | |
Кинофестиваль в Торонто | Приз зрительских симпатий | Энг Ли | Победа |
Writers Guild of America Awards 2000 | Лучший адаптированный сценарий | Цай Гожун, Ван Хуэйлин, Джеймс Шеймус | Номинация |
Золотая лошадь (2000) | Лучший художественный фильм | Победа | |
Лучшая режиссура | Энг Ли | Номинация | |
Лучшая женская роль | Мишель Йео | Номинация | |
Лучшая женская роль | Чжан Цзыи | Номинация | |
Лучший адаптированный сценарий | Цай Гожун, Ван Хуэйлин, Джеймс Шеймус | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Питер Пау | Номинация | |
Лучший монтаж | Тим Скуайрес | Победа | |
Лучшая арт-режиссура | Тимми Йип | Номинация | |
Лучшая оригинальная музыка для фильма | Тань Дунь | Победа | |
Best Sound Design | Юджин Джирти | Победа | |
Лучшая хореография боевых сцен | Юнь Вопхин | Победа | |
Лучшие визуальные спецэффекты | Лео Ло, Роб Ходгсон | Победа |
Фильм вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire .