Interested Article - Белков, Николай Сергеевич

Никола́й Серге́евич Бе́лков (род. 5 сентября 1950 , Ленинград , СССР - трагически погиб 21 мая 1996) — дизайнер , член Союза художников, автор системы пиктограмм , запатентованных и официально использованных на Олимпийских играх 1980 года. Постоянный участник ленинградских, всероссийских, всесоюзных, международных выставок и Биеннале плаката. Награждён медалью «За трудовое отличие» .

Биография

Родился в 1950 году в Ленинграде . В детстве увлекался футболом , показывал отличные результаты, играя в юношеской команде. Но было ещё и увлечение рисованием, из-за которого на какое-то время спорт отошел на второй план. Однако, живя на Крестовском острове, невозможно полностью отрешиться от занятий спортом. Его увлекло пятиборье . Современное пятиборье — это многомерное и увлекательное спортивное многоборье, формирующее силу и выносливость, а также крепкую дружбу и сплоченность всех членов команды, тем более, что тренером был олимпийский чемпион по современному пятиборью А. А. Тарасов. Николай стал мастером спорта и имел все шансы войти в сборную команду СССР.

И все же основным серьезным делом была учеба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.

Создание системы пиктограмм Олимпиады-80

Система пиктограмм олимпийских видов спорта (дизайнер Н. Белков, Олимпиада-80)
Плавность фигур на пиктограммах достигнута за счёт построения с углами 30—60 градусов

В 1977 году Николай Белков окончил вечернее отделение факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Дипломной работой стала разработанная им система пиктограмм для всех Олимпийских видов спорта к Олимпиаде 1980 года . Само собой, создание собственной графико-семиотической системы для Олимпийских Игр было крайне престижно.

Заканчивая обучение в училище, в качестве дипломного проекта Николай Белков выбрал конструирование комплекта снаряжения для пятиборцев. Вместе с этим он работал над созданием эмблем пяти видов спорта, входящих в пятиборье. Разрабатывая десятки вариантов, он в какой-то момент уловил общий принцип графического построения. В связи с этим и родилась мысль попробовать все виды спорта изобразить в качестве пиктограмм. Схематичные изображения разных видов спорта в свое время использовали на олимпиадах в Лондоне, Токио, Мюнхене, Монреале. Белков детально изучил опыт иностранных дизайнеров и противопоставил их пляшущим человечкам новую систему символов . Основой для работы послужила знаменитая система пиктограмм дизайнера Отто Айхера, созданная им для Олимпиады в Мюнхене . Однако Белкову удалось создать принципиально новую усовершенствованную модель изображений.

В отличие от моделей Айхера, фигуры, разработанные Николаем Белковым, построены на основе углов 30° и 60°, а не 45°—90°—135°, как в мюнхенской системе, что позволило «оживить» изображенных спортсменов, приблизив их движения к реальным. Пиктограммы Белкова построены на новом принципе: если до него художники как бы оставляли своих спортсменов «парить» на пустом поле квадрата, фигуры в данном случае чётко зафиксированы в пространстве. Это также дало возможность применять изображения в прямом, обратном, контурном и обратном контурному цветовых решениях. Они могут иметь цветные и теневые градации, увеличиваться или уменьшаться; значительно уменьшенные они ложились в основу тангирной сетки и использовались при печати билетов и пропусков.

Система пиктограмм была запатентована и успешно реализована на Олимпиаде-80 в Москве. А дипломная работа по ее разработке стала одной из лучших выпускных работ Академии Штиглица .

Использование пиктограмм остается актуальным и в современной жизни. В Санкт-Петербурге, например, пиктограмма пловца занимает законное место в эмблеме Центра плавания, который был торжественно открыт в 2006 году на улице Хлопина. Этот спорткомплекс является базой для подготовки пловцов олимпийского резерва.

Школа Ленинградского плаката

Коллекция плакатов Николая Белкова
Коллекция плакатов Николая Белкова

Будучи членом Союза художников, Николай Белков вместе с другими деятелями искусства стоял у истоков большого художественного движения, сформировавшего ленинградскую школу плакатного искусства.

Ленинградский плакат успешно проявился в совершенно различных направлениях. Николай Белков плодотворно работал в жанре спортивного, выставочного, театрально-зрелищного плаката и других.

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 декабря 2016. 27 декабря 2018 года.
  2. Жуков В. В. ПЛАКАТ. 1967—2007. / Альбом. — СПб. , 2010.
  3. . Дата обращения: 7 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  4. 10 декабря 2016 года.
  5. Академия Штиглица. Лучшие выпускные работы за 140 лет. / Под ред. Т. В. Горбуновой. — СПб. : Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, 2015.
Источник —

Same as Белков, Николай Сергеевич