Притча о сеятеле
- 1 year ago
- 0
- 0
«При́тча о слепы́х» ( нидерл. De parabel der blinden ), известна также под названиями «Слепые» и «Слепой ведёт незрячего» — картина выдающегося нидерландского художника эпохи Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525—1569), написанная им в конце жизни в 1568 году. Работа выполнена темперой на льняном холсте размером 86 x 154 см. Произведение входит в коллекцию Музея Каподимонте в Неаполе .
На картине представлена сцена, основанная на библейской притче из Евангелия от Матфея, в которой Иисус обращается к ученикам, имея ввиду осуждение Его проповедей иерусалимскими книжниками и фарисеями : «Оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» Мф. . Согласно специфике изобразительного искусства и мировоззрению непростой эпохи Северного Возрождения живописец представил слепоту духовную через ужасающую картину уродства физической слепоты . Жители Нидерландов в ту эпоху были хорошо знакомы с ветхозаветными и новозаветными текстами . В средневековье эта притча обрела значение народной пословицы, её часто использовали в разных бытовых ситуациях. Известны иллюстрирующие эту притчу народные гравюры — бильдербогены . Аллегорию слепого поводыря относят к популярной теме «Перевёрнутого мира» .
Задолго до того, как Брейгель написал «Притчу о слепых», нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог и богослов Эразм Роттердамский использовал в своей книге « Пословицы, или Адагии » (1500) цитату из римского поэта Горация : «Слепой ведёт слепого» ( Caecus caeco dux ) . Брейгель использовал народную аллегорию в картине «Нидерландские пословицы» («Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму», 1559). И, наконец, за год до своей смерти он написал необычно большую картину на эту же тему. Возможно, она подводит итог его философским размышлениям в связи с начавшейся в 1566 году Восьмидесятилетней нидерландской войной за независимость. Критики связывают мрачный характер этого произведения с учреждением в 1567 году штатгальтером Испанских Нидерландов герцогом Альба « Кровавого совета » для подавления гражданских и религиозных свобод и обеспечения испанского правления, что привело к массовым арестам и казням . Доподлинно неизвестно, придерживался ли Брейгель кальвинизма и имела ли картина «Притча о слепых» политическую подоплёку, однако исследователи предполагают, что художник критически относился к католической церкви . Последние работы Брейгеля, такие как «Притча о слепых» и « Сорока на виселице », написаны в мрачных тонах .
Брейгель создал развёрнутую композицию : на картине изображено шестеро слепых вместо двух, фигурирующих в притче, на фоне привычного фламандского пейзажа . Все они одеты в добротную одежду, а не в крестьянские рубахи, что, возможно, также имеет символический подтекст . Поводырь изображён уже упавшим, его лицо скрыто от зрителей, рядом с ним в канаве, полной грязи, лежит народный музыкальный инструмент: виела, или фидель . Второй незрячий вот-вот упадёт, он поворачивает голову так, чтобы уберечь лицо. Художник передал его отчаяние через беспомощно раздвинутые пальцы, ищущие внезапно ушедшую опору, и слетающий с головы колпак. Третий слепой, держащийся за один посох со вторым, уже потерял контроль над своим телом — его ноги не просто подкашиваются, а наполовину отрываются от земли . Падение остальных ещё не произошло, однако легко предугадывается . Четвёртый незрячий ещё твёрдо стоит на земле, но его фигура уже слегка склоняется вперёд, а плащ откинут назад . К поясу пятого, одетого в красную рубашку, привязаны литавры , на его шее висит крест . Шестой слепой твёрдо стоит на ногах и ещё не догадывается о предстоящем падении .
На дальнем плане изображена фигура пастуха . Существует версия, что путники показаны не только слепыми, но и немыми, о чём говорит тот факт, что они не смогли предупредить друг друга о предстоящем падении . Изображение отличается мельчайшей детализацией. Лица и костюмы участников процессии, а также пейзаж, выписаны с большой тщательностью . Благодаря правильно подобранному ракурсу падение поводыря кажется трагикомичным . Церковь на дальнем плане написана с в деревне , что нехарактерно для Брейгеля, предпочитающего сочинённый дальний план реальному. Помимо «Притчи о слепых», художник изобразил настоящий пейзаж только на картине « Неаполитанская гавань » (1560) .
Композиция картины является необычно смелой для своего времени. Она строится вдоль «сильной» диагонали (слева направо), но по нисходящей: из левого верхнего угла в правый нижний, что придаёт «мажорной диагонали» не свойственное ей минорное «звучание» (по правилам композиции сильная диагональ должна идти снизу вверх). Это создаёт впечатление контрапункта: напряжённого и даже трагического движения шести последовательно падающих фигур . К тому же фигуры расположены не в метрическом (равномерном) порядке, а в нарастающем неравномерном ритме и как бы в «волнообразно набегающем» движении, усиливающем впечатление. Не случайно эта страшная картина остротой композиции привлекала внимание зрителей и художников в ХХ веке, в пору рождения искусства модернизма .
По определению В. Г. Власова «Притча о слепых» подводит своеобразный итог творческим исканиям художника и «отражает горькие размышления о жизненном пути человека на закате эпохи Возрождения». Путники на картине движутся в буквальном смысле «в никуда». В такой интерпретации церковь на дальнем плане можно трактовать как символ спасения . У правого края картины изображён цветок ириса — символ добродетели и спасения . Фигура опирающегося на посох пастуха еле видна на дальнем плане правой части картины и напоминает похожий образ дальнего плана работы «Неверность мира» (1568). Пастух также присутствует на копиях картины, в том числе созданных Питером Брейгелем Младшим .
Цветовая гамма картины определяется оттенками серого, зелёного, коричневато-красного и чёрного тонов . Подобные блёклые тона характерны для темперной живописи, но в данном случае передают присущее картине чувство безнадёжности . «Притча о слепых» является самой приглушённой по колориту работой Брейгеля . Необычно и перспективное построение картины. Земля под ногами слепых кажется выпуклой (схожей со сферичностью пространства в «альпийских пейзажах» Брейгеля), в то время как дальний план изображён уплощённым . Ландшафт напоминает пейзажи фламандского региона (Брабант) , тогда как в большинстве случаев Брейгель предпочитал добавлять не свойственные местной природе элементы, например, горные хребты . Умиротворённость пейзажа только подчёркивает отчуждённость и одиночество проходящих мимо слепых .
Это произведение Брейгеля демонстрирует присущую художнику наблюдательность и внимание к жизненным деталям. Все персонажи изображены с различными видами поражения глаз, от лейкомы и атрофии глазного яблока до энуклеации . Брейгель изобразил сцену с эмпирической беспристрастностью. В отличие от ранних художественных произведений, склонных к слепых как получателей божественных даров , картина Брейгеля изображает их без симпатии, немощными и дряхлыми. Так, безглазый мужчина, скорее всего, лишился зрения в наказание за проступок или драку . Согласно Н. М. Гершензон-Чегодаевой , брейгелевские слепые характеризуются «крайней, всесторонней ущербностью, обречённостью и беспредельным одиночеством» . До Брейгеля слепых обычно изображали с закрытыми глазами, однако художник уделил особое внимание различным поражениям глаз. Реалистичность изображения позднее позволила специалистам идентифицировать запечатлённые дефекты , хотя до сих пор существуют некоторые разногласия по поводу диагнозов . Французский анатомический патолог Жан Мартен Шарко и анатом Поль Рише опубликовали одно из первых исследований на эту тему Les difformes et les malades dans l'art («Деформированные и больные в искусстве», 1889), в 1957 году патолог Тони-Мишель Торрильон также изучил изображённые Брейгелем фигуры . Исследователи сошлись во мнении, что глаза поводыря не видны, у следующего за ним человека они отсутствуют вместе с веками, третий страдает от лейкомы роговицы, у четвёртого диагностирована атрофия глазного яблока, пятый либо не воспринимает свет, либо имеет светобоязнь , в то время как последний слепец, вероятнее всего, болеет пемфигусом или буллёзным пемфигоидом . Шарко и Рише отдельно отметили точность изображения поведения слепых, идущих с поднятыми вверх лицами, что позволяло им лучше ориентироваться в пространстве с помощью обоняния и слуха . Лица слепых застыли в уродливых гримасах, что только увеличивает возникающее у зрителя чувство отторжения .
В оригинальной работе за деликатными мазками проглядывается структура льняного холста . Картина подписана и датирована BRVEGEL.M.D.LX.VIII . «Притча о слепых» является одной из самых больших работ, выполненных в 1568 году; размер холста составляет 86 x 154 см . Однако среди исследователей творчества Брейгеля ведутся дискуссии о том, была ли картина Брейгеля обрезана по краям. В пользу этой теории говорит то, что реплики холста, хранящиеся в венской коллекции Лихтенштейнов , не заканчиваются, как в оригинале, у руки упавшего поводыря .
«Притча о слепых» является одной из четырёх сохранившихся работ Брейгеля, выполненных Температемперой. В их число также входят « Поклонение волхвов » (1564), « Мизантроп » (1568), « Вино на празднике Святого Мартина » (1568) . Вплоть до XVII века , до широкого распространения масляной живописи , яичная темпера использовалась в станковой живописи и иллюминированных рукописях . Доподлинно неизвестно, от кого Брейгель перенял манеру письма темперой, но исследователи предполагают, что на него могли повлиять его тёща, известная художница- Майкен Верхюлст , учитель Брейгеля Питер Кук ван Альст или иллюстратор Джулио Кловио . С последним Брейгель сотрудничал в Италии и совместно создавал миниатюры в технике темперы и гуаши .
Из-за непрочности льна и лёгкой растворимости клеевого грунта работы темперой плохо сохраняются и практически не подлежат восстановлению. Однако «Притча о слепых» находится в хорошем состоянии, небольшой эрозии подверглась только центральная часть картины .
Питер Брейгель Старший начал свою карьеру с изображения пейзажей и фантастических сцен в мрачном стиле, напоминающем картины Иеронима Босха . Впоследствии Брейгель последовал по художественному пути другого мастера — Питера Артсена , получившего известность в 1550-е годы за реалистичное изображение повседневности. Одной из самых знаменитых картин Артсена стала « Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню » (1551), запечатлевшая мельчайшие детали мясных продуктов. Брейгель также начал изображать повседневность с позиции стороннего наблюдателя . Художник не писал портреты королевской семьи или представителей дворянства , получив известность за подробные, точные и реалистичные изображения крестьян на льняных холстах и дубовых панелях. Реализм в эпоху позднего Возрождения выступал за гуманистическое изображение противоречия жизни, передачу многосложного характера повседневности . В ранних работах Брейгеля крестьяне изображались безликими, с обобщенными чертами лиц, однако с развитием мастерства художника, их физиономии стали более выразительными и тщательно прорисованными .
В Древней Греции незрячих людей воспринимали как получателей божьих даров, а слепые певцы пользовались большим уважением у публики. В средневековой Европе незрячие были сакрализированы, часто встречались описания их чудесного исцеления . Примером служит образ Вартимея в Мр. . После Реформации сюжеты о святых и чудесах перестали пользоваться популярностью в протестантских регионах Европы . В католической традиции такие дела милосердия , как наделение милостыней слепых и бедных, относились к « », которые, вместе с верой, способствовали спасению Иисуса. Однако протестантская доктрина sola fide отвергала роль дел в достижении спасения души, предписав, что спасение зависит только от веры (и усложнения Божьего предопределения для каждого человека). Благотворительные практики в отношении бедных и немощных сократились, и качество жизни нищих резко ухудшилось . Литература того времени обычно описывает слепых как мошенников или объекты насмешек .
Французский теоретик искусства Шарль Було также отмечал свойственную композиционному ритму Брейгеля напряжённость. Композиция символически разделена параллельными косыми линиями на девять равных частей, расположенных под углом относительно друг друга . Композиция построена таким образом, что зритель обращает внимание на действие, а не концентрируется на отдельных фигурах. Согласно Р. Климову, за действием фигур следует последовательное изменение «от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц» . Слепые мужчины похожи друг на друга по одежде и чертам лица и выглядят так, будто сменяют друг друга в одном движении, кульминацией которого является падение . Каждый слепец изображает одну из последовательных фаз падения : «ходьба, затем следует колебание, встревоженность, спотыкание, и, наконец, падение» . Головы фигур также расположены по дугообразной линии, и чем дальше развивается движение, тем больше расстояние между головами, что создаёт ощущение увеличение скорости падения . Помимо этого, ощущение падения передаётся через подогнутые ноги, отлетающие назад одеяния, расположение посохов. По мнению Н. М. Гершензон-Чегодаевой, брейгелевские слепые являются аллегорией странствующего по земной поверхности человечества, а их падение в ручей знаменует его мрачный конец . Крутые крыши домов на заднем плане придают композиции подвижности .
Австрийский историк искусства Густав Глюк отмечал, что изображённые нищие одеты в хорошую одежду, несут полные денег кошельки и посохи. Исследователи Линдсей и Бернар Хаппе объясняют подобное противоречие тем, что незрячие могут быть ложными священниками, проигнорировавшими наставления Иисуса не носить золото, кошельки или посохи . Колёсная лира в руках поводыря интерпретируется как знак того, что он был «ложным менестрелем », не восхваляющим Бога . Тот факт, что слепые путешествуют боковыми переулками, также свидетельствует об их статусе попрошаек .
Благодаря точному изображению деталей и оригинальному композиционному решению картина «Притча о слепых» считается одним из шедевров мировой живописи. Увеличенную копию картины написал сын художника Питер Брейгель Младший . Оригинальное произведение вдохновило многих авторов на литературные сочинения, в том числе стихотворения Шарля Бодлера и Уильяма Уильямса , а также роман « ».
«Притча о слепых» считается одной из самых выдающихся работ в мире искусства . Картина Брейгеля рассматривается как одна из ранних из всех сохранившихся иллюстраций притчи «Слепой ведёт незрячего», хотя существуют и более ранние нидерландские гравюры, изображавшие сцены из притчи . Среди них есть работы, приписываемые Босху и
, с которыми Брейгель, скорее всего, был знаком.Фигуры незрячих на картине Брейгеля оказали большое влияние на последователей художника, включая Давида Винкбонса . Фламандский гравёр Иероним Вирикс включил работу «Притча о слепых» в свою серию «Двенадцать фламандских пословиц» . Подделка под названием «Слепой», приписываемая Якобу Саверею , появилась в 1600 году с ложной надписью, датируемой 1562 годом . Питер Брейгель Младший, создал увеличенную версию картины в 1616 году с дополнительными деталями, включая стадо овец. Изначально произведение Брейгеля Младшего находилось в частной коллекции Фердинандо I Гонзага , покровителя итальянского живописца Доменико Фетти , который, скорее всего, находился под влиянием картины, когда писал свою версию притчи в 1621—1622 годах . В настоящее время картина Питера Брейгеля Младшего экспонируется в Лувре .
Вместо присущей картинам того периода статичности, Брейгель рассматривает траектории времени и пространства через ускоренное движение фигур. Особенное внимание художник уделил изображению ног слепцов, глядя на которые зритель улавливает, как сбивается ритм ходьбы и происходит само падение . Критики Шарко и Ричер отмечали, что до XVII века визуализация движения до такой степени не была распространена среди художников . Таким образом, Брейгель значительно опередил своё время, предопределив концепцию кинофильмов и работу Марселя Дюшана « Обнажённая, спускающаяся по лестнице » . Карчиоглу считает, что картина предвосхищает хронофотографию Этьена-Жюля Маре . Голландский режиссёр Йорис Ивенс утверждал: «Если бы Брейгель был жив сегодня, он был бы режиссёром» .
Картине Брейгеля были посвящены и литературные произведения, в том числе стихотворения немецких и французских поэтов Йозефа Вайнхебера , , Шарля Бодлера .
О, созерцай, душа: весь ужас жизни тут
Разыгран куклами, но в настоящей драме
Они, как бледные лунатики, идут
И целят в пустоту померкшими шарами.
И странно: впадины, где искры жизни нет,
Всегда глядят наверх, и будто не проронит
Луча небесного внимательный лорнет,
Иль и раздумие слепцу чела не клонит?
А мне, когда их та ж сегодня, что вчера,
Молчанья вечного печальная сестра,
Немая ночь ведет по нашим стогнам шумным
С их похотливою и наглой суетой,
Мне крикнуть хочется — безумному безумным:
«Что может дать, слепцы, вам этот свод пустой?»
Американский писатель Уильям Карлос Уильямс создал серию поэм о работах Брейгеля. Одна из них, «Притча о слепых» 1962 года, посвящена композиции картины и значению слова «слепой», которое появляется три раза в восьми терцетах . Фигуры спотыкаются по диагонали вниз, и
…один
следует за другим с посохом в
руке, к торжеству катастрофы
Картины Брейгеля послужили источником вдохновения для пьесы Мориса Метерлинка « Слепые » , романа « » западногерманского писателя . Последний изобразил, как Брейгель неоднократно заставлял людей зимой переходить мост и падать в ручей, чтобы добиться выражающего человеческую сущность выражения опустошения на их лицах . В историческом романе 1987 года «Брейгель, или мастерская снов» , Брейгель рисует слепых из страха потерять своё собственное зрение . Французский карикатурист создал комикс Les Aveugles (1991) по мотивам картины .
Работы Брейгеля «Притча о слепых» и « Мизантроп » были упомянуты в 1612 году при конфискации имущества графа Пармы Джованни Баттиста Маси за участие в заговоре против Дома Фарнезе . Доподлинно неизвестно, как именно картина оказалась в Италии, хотя исследователи предполагают, что холст попал в коллекцию Маси через его отца, вернувшегося в 1595 году из Нидерландов с несколькими картинами . После конфискации картина Брейгеля вошла в одно из эпохи Возрождения, принадлежащее дому Фарнезе. Оно было разделено между семейными резиденциями в Парме и Риме .
В XVIII веке король Испании Карл III унаследовал коллекцию от своей матери Изабеллы Фарнезе , наследницы Пармского герцогства , впоследствии ставшей королевой. Как младший сын Карл получил титул герцога Пармы , а после захвата Неаполитанского королевства он также стал королём Неаполя. Впоследствии Карл унаследовал испанский престол и разместил свою художественную коллекцию в здании современного Музея Каподимонте в Неаполе . Работа Брейгеля «Притча о слепых» в настоящее время экспонируется в одном зале с картиной «Мизантроп» .
{{
cite thesis
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
{{
cite thesis
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
от 22 мая 2014 на
Wayback Machine