Interested Article - Памятник Юрию Долгорукому

Па́мятник Ю́рию Долгору́кому — московский скульптурный памятник «основателю города» Москва, первому суздальскому князю (впоследствии также Великому князю Киевскому ). Установлен в 1954 году на Тверской площади (c 1918 по 1993 год называвшейся Советской ), напротив здания Мэрии Москвы (в советскую эпоху — здание Моссовета ). Скульпторы С. М. Орлов , А. П. Антропов , , архитектурное оформление В. С. Андреева .

Памятник, заменивший Монумент советской конституции со статуей свободы работы Н.А.Андреева 1919 года, построенный на месте снесенной в 1918 году конной статуи генерала Скобелева , стал одним из символов столицы. Вокруг него сложился ряд легенд в московском городском фольклоре .

История создания

800-летие Москвы осенью 1947 года по решению советского руководства планировалось отметить с особым размахом. Это был первый послевоенный большой юбилей, который рассматривался также как «генеральная репетиция» к торжествам по случаю 30-летия Октябрьской революции .

1147 год , традиционно считающийся годом основания города, на самом деле является годом первого летописного упоминания о Москве; историкам к середине XX века уже было хорошо известно, что селение на месте Москвы существовало как минимум за 200 лет до княжения Юрия Долгорукого, и князь никак не мог «основать» его. До сих пор остаётся неясным вопрос, была ли построена при князе Юрии в этом селении крепость ( городище ), или она существовала ранее. Тем не менее, празднование юбилея проводилось в соответствии с датой, ставшей традиционной. Фигуре Юрия Долгорукого при этом уделялось особое внимание.

По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М. М. Герасимовым с целью разыскать останки Юрия Долгорукого. По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя. Однако экспедиция оказалась неудачной; при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.

В том же 1946 году, в сентябре, состоялся конкурс на лучший проект памятника. Победителем был объявлен проект С. М. Орлова. За него в том же году скульптор был удостоен Сталинской премии . Как утверждает Александр Васькин , Сталин лично выбрал среди прочих претендентов кандидатуру Орлова, о котором высоко отозвался на кремлёвском приеме американский посол Аверелл Гарриман .

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, во время празднования 800-летия Москвы. Однако город не скоро увидел монумент. Между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Споры были не только между соавторами: Орлов конфликтовал и с властями. Люди, хорошо его знавшие, рассказывали впоследствии, что скульптор был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения, на монументе Советское правительство не упоминается . На скорости работ сказывалось также недостаточное финансирование: московский юбилей обозначился одновременным стартом нескольких грандиозных проектов, в частности, закладкой « сталинских высоток ».

Ещё одна легенда рассказывает об утверждении Сталиным окончательного варианта памятника. Вождь, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения . Эта легенда получила своеобразное продолжение уже во времена Хрущёва.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1954 года . Он был изготовлен на скульптором-литейщиком по бронзе Гавриилом Савинским и обошёлся городскому бюджету в 5,5 млн рублей.

Художественные особенности

Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи . Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Подробно исполнены все элементы боевого облачения: шишака с бармицей на голове, байданы на торсе. Так же тщательно прорисованы элементы конской сбруи . Круглый щит , закреплённый на левой руке князя, украшен древним геральдическим знаком Москвы — Георгием Победоносцем (князь Юрий — тезоименитый святому Георгию).

Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском . Использованы изображения кентавра , птицы Сирин , василиска , птицы Феникс , грифонов , стилизованные изображения льва и оленя. Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство . Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы — Владимиро-Суздальской Руси .

В скульптурном памятнике ярко проявились тенденции советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х : склонность к поверхностному жизнеподобию, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, тяга к украшательству. Такой подход нередко замутнял изначальную художественную идею, вступая в противоречие с логикой построения формы (см. также Сталинский ампир ).

Памятник в восприятии москвичей и властей

Памятник Юрию Долгорукому сразу же вызвал неоднозначную реакцию как общественности, так и властей.

Одна из легенд гласит, что в момент, когда спало брезентовое покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!». По другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!». Первая реплика приписывается писателю Зиновию Паперному ; вторая — композитору-песеннику Сигизмунду Кацу . Как бы то ни было, в этом эпизоде обозначено стилистическое несоответствие: памятник-символ полулегендарной личности был решён подробно, портретно, со множеством деталей. Претензия на историческую достоверность, усиленная патетическим жестом бронзового князя, и стала поводом для шутки.

Открытие памятника генералу Скобелеву, 1912 год.
Н. Андреев , Д. П. Осипов . Монумент советской конституции (Обелиск и Статуя Свободы ) на Советской (Тверской) пл. в Москве. Кирпич, бетон, выс. 26 м. 1918—1919
Памятник на памятной монете , отчеканенной в честь Олимпиады-80 . Реверс
Памятник на юбилейной монете , отчеканенной . Реверс

Однако ещё до открытия памятника «основателю Москвы» Советская площадь была у москвичей на устах, заслужив репутацию «несчастливого места». Дело в том, что здесь в 1912 1918 годах стоял многофигурный монумент генералу Скобелеву , герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов .

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он был уничтожен как памятник «слуге царизма», а на его месте осенью 1918 года появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции . Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева , для которой позировала племянница Станиславского Вера Алексеева (по другой версии — прототипом стала актриса МХАТа Евгения Хованская, славившаяся своей красотой ). Скульптор, работая над статуей, вдохновлялся динамичными формами античного изваяния Ники Самофракийской . Памятник полюбился москвичам и даже вошёл в московский фольклор; к примеру, в анекдот тех лет:

— Почему «Свобода» против Моссовета?
— Потому что Моссовет против свободы!

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона. Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года , монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее , попав туда совершенно случайным образом. Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины « Три богатыря ».

В ещё одной легенде говорится, что Н. С. Хрущёв сильно недолюбливал памятник Юрию Долгорукому. Однажды, проезжая по улице Горького (так тогда именовалась Тверская ) в дурном расположении духа, он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине » . Памятник вызвал недовольство старых большевиков и космополитической интеллигенции.

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от наиболее активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов». В некоторых из них делался особый акцент на то, что памятник князю стоит на Советской площади. Письма шли массовым потоком; были отклики даже от иностранных коммунистов. В 1959 году известный английский коммунист Эндрю Ротштейн ( ), долгое время живший в Москве, писал начальнику Главмосстроя В. Ф. Промыслову :

В сравнении с монументом Свободы Юрий Долгорукий в художественном и политико-символическом значении, мне кажется, не на месте...

Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Идеологические критики справедливо указывали на отступление от ленинской программы монументальной пропаганды .

В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря . Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущёв лишился всех своих постов. Новой правительственной верхушке было в те дни не до памятника, а впоследствии советское руководство предпочитало не вспоминать об инициативе Никиты Сергеевича.

В « годы застоя » бронзовый Юрий Долгорукий москвичами по-прежнему воспринимался как чужеродный элемент, близкий разве что приезжим. Известен анекдот тех лет:

Грузин вышел из ресторана «Арагви» в Москве и увидел памятник Юрию Долгорукому. Изумился и спросил своего приятеля: «Кто это такой?» «Как, ты не знаешь? Это Юрий Долгорукий». «Слушай, что он такое сделал, что ему памятник поставили?» Тот отвечает: «Слушай, он Москву основал». «Вай, какой хороший человек! Какой город построил вокруг ресторана „Арагви“!»

Первый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации. Памятник Ю. Долгорукому в Москве.

Ситуация стала меняться в процессе перестройки , когда на волне демократизации московский день города стал регулярным праздником, и окончательно переломилась при Юрии Лужкове . Все официальные мероприятия, связанные с открытием Дня города, проводились на фоне памятника «основателю Москвы»; изображение монумента широко тиражировалось на праздничных плакатах. Московские осторословы отметили любовь мэра к своему тёзке, пустив шутку: «Один Юрий — Долго рукий , а другой — Долго срочный » .

Дополнительные сведения

«Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру» .

  • По следам розысков М. М. Герасимова в 1980-е состоялась ещё одна экспедиция в Киев, которую возглавил Виктор Харламов. В 1989 году экспедиция наконец разыскала захоронение «основателя Москвы». Ряд экспертиз подтвердил гипотезу, что археологи имеют дело именно с останками Юрия Долгорукого (хотя впоследствии высказывались сомнения в правильности выводов Харламова). По мнению исследователей, князь отличался низкорослым телосложением, был толстым, имел непропорционально длинные руки и ступни: его прозвище, которое было принято толковать иносказательно, вероятно, имело буквальный смысл. Он также страдал остеохондрозом — следовательно, верховая езда должна была причинять ему сильную боль. Московский скульптурный памятник совершенно не соответствует портрету, созданному учёными .
  • Неосуществлённый проект Веры Мухиной предполагал принципиально иное решение образа Юрия Долгорукого. Планировалась одиночная фигура без намёка на воинственность: «основатель Москвы» представал в пышной древнерусской княжеской одежде, отороченной золотой вышивкой, облачённым в кафтан , в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями , что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность. В проекте интересно решался постамент в форме капители . Посвящение было стилизовано под древнерусский язык: «На сем месте в году 1147 Юрием Долгоруким град Москва заложен». Это был один из самых необычных замыслов художницы. Проект памятника в переработанном виде Мухина реализовала как фарфоровую статуэтку с подглазурной росписью.
  • В глубине Тверской площади находится ещё один скульптурный памятник — Ленину (см. ). Он расположен за памятником Юрию Долгорукому, возле здания бывшего Института марксизма-ленинизма. Гранитный вождь работы С. Д. Меркурова появился на площади в 1940 году .

Примечания

  1. Васькин, А. Тверская улица в домах и лицах. — М. : Центрполиграф, 2015. — С. 236.
  2. . Мир истории (1 января 2002). Дата обращения: 8 февраля 2009. Архивировано из 14 января 2003 года.
  3. . NewsInfo (7 сентября 2008). Дата обращения: 8 февраля 2009. 19 марта 2012 года.
  4. . Москва. Назад в будущее. Что было — что стало . RetroMoscow. Дата обращения: 8 февраля 2009. 3 апреля 2012 года.
  5. Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М. : Московский рабочий, 1959.
  6. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17—20 веков // . — М. : Аванта+, 2005. — Т. 7. — ISBN 5-89501-015-6 . 8 декабря 2008 года.
  7. Митрофанов, Алексей. Прогулки по старой Москве. Тверская. — М. : Ключ-С, 2006. — ISBN 5-93136-024-7 .
  8. Беляева, Екатерина. // МК-Суббота. — 28.10.2006. 18 мая 2007 года.
  9. Степовой, Богдан. // Известия. — 07.09.2007. 16 апреля 2013 года.
  10. . История городской власти . Официальный сайт Правительства Москвы. Дата обращения: 8 февраля 2009.
  11. . Эхо Москвы (12 июня 2003). Дата обращения: 8 февраля 2009. 19 марта 2012 года.
  12. Солженицын, А. И. Глава 12. Сорок дней Кенгира // . — М. : Вагриус, 2008. — Т. 3. — ISBN 978-5-9697-0488-6 . (недоступная ссылка)
  13. Горина, Иванна. // Российская газета. 29 мая 2008 года.
  14. // Сегодня. — 07.09.2000. — № 153 (654) . 14 июня 2011 года.
  15. Воронова О. П. Вера Игнатьевна Мухина. — М. : Искусство, 1976. — (Жизнь в искусстве).

Ссылки

Источник —

Same as Памятник Юрию Долгорукому