Interested Article - Варфоломей Луккский

Церковь доминиканцев (англ.) в Лукке , вторая половина XIII в.

Варфоломей Луккский , или Бартоломео Фиадони ( итал. Bartolomeo Fiadóni , лат. Bartholomaeus Lucensis , 1236 или 1240, Лукка — между 13 марта и 2 июня 1327 , Торчелло ) — итальянский церковный историк, хронист и теолог , монах- доминиканец , ученик и духовник Св. Фомы Аквинского , библиотекарь римского папы Иоанна XXII (1316—1334), автор исторических и богословских сочинений, прозванный за свою большую учёность «Птолемеем из Лукки» ( итал. Tolomeo da Lucca , лат. Tholomeus Lucensis ).

Биография

Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции , 1279 г.

Родился около 1236 или 1240 года в Лукке в семье торговцев среднего достатка . Его отец Райноне имел ещё трёх сыновей, Омодео, Амадео и Пуччо, старший из которых в 1284 году был членом местной купеческой гильдии . В юности вступил в родном городе в Орден проповедников , получив образование в доминиканской школе при монастыре Сан-Романо. Отличаясь благочестием и жаждой знаний, завоевал расположение Святого Фомы Аквинского , став не только его учеником, но и наперсником и духовником. В 1272 году сопровождал Святого Томаса из Рима в Неаполь , где последним основана была новая доминиканская школа. Оставшись в ней преподавать, получил в 1274 году известие о смерти своего учителя в аббатстве (англ.) .

Кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне , XII—XIV вв.

Между 1285 и 1302 годами несколько раз избирался приором доминиканского монастыря Сан-Романо в Лукке, в 1288 году став провинциальным генералом ( лат. praedicator generalis ) своего ордена . С 1282 по 1303 год много путешествовал по Италии, Южной Франции, Северной Испании и германским землям, собирая материалы для своих исторических сочинений . Под 1282 годом в своих «Анналах» он, к примеру, сообщает о флоте короля Карла Анжуйского , который наблюдал на реке Рона у Тараскона в Провансе . В 1294 году он находился в Перудже , когда избран был папой Целестин V , засвидетельствовал его хиротонию , состоявшуюся 29 августа в Аквиле , а после в Неаполе принял участие в публичной демонстрации, призванной помешать его отставке . В 1301 году он избран был приором монастыря Санта-Мария-Новелла во Флоренции .

Собор Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло , IX—XI вв.

В 1309 году отправился в Авиньон , для урегулирования земельных споров между Сан-Романо и графами Доноратико , а также подтверждения завещаний, составленных в пользу этого монастыря Агнессой Вольпелли и графиней Капоана . Оставался там при папском дворе в течение девяти лет (1309—1318), служа капелланом сначала у кардинала Леонардо Патрассо , епископа Альбано , а после смерти в 1311 году последнего у кардинала-священника своего ордена Гийома Пьера Годена . В 1310 году сопровождал папское войско, вступившее в Феррару по окончании (итал.) , а 12 сентября 1317 года находился в свите Годена, когда тот получил титул кардинала-епископа Сабины .

По утверждению историка-доминиканца XVII века (англ.) , являлся близким другом и духовником папы Иоанна XXII , назначившего его 15 марта 1318 года (итал.) . Но из-за своего противодействия назначению настоятельницей монастыря Cвятого Антония в Торчелло некой Бериолы из венецианской семьи Зенона, вступил в острый конфликт с (англ.) Доменико (1318—1332) и в 1321 году был отлучён от церкви , смещён со своей должности, сослан и даже заключён в темницу . 14 марта 1323 года, при поддержке папы Иоанна, ему удалось, наконец, примириться с патриархом и выйти из заключения , после чего он вернулся на свою кафедру, и уже 18 июля 1323 года присутствовал при канонизации понтификом Фомы Аквинского в Авиньонском соборе .

Скончался между 13 марта и 2 июня 1327 года в монастыре на острове Торчелло , где, вероятно, и был погребён.

Сочинения

Является автором, как минимум, восьми известных латинских трудов:

  • «Краткие анналы с 1061 по 1303 год» ( лат. Breves Annales ab anno MLXI ad annum MCCCIII ), или «Анналы за период 1061—1303» ( итал. Annali che trattano il periodo tra il 1061—1303 ).
  • «Новая история церкви» ( лат. Historia Ecclesiastica Nova ), или «История церкви, доведённая до 1317 года» ( итал. Historia ecclesiastica terminata all'inizio del 1317 ).
  • «Собрание юридических установлений империи, составленных около 1280 года» ( лат. Determinatio compendiosa de iurisdictione imperii composto intorno al 1280 ), опубликованное в 1909 году Мариусом Краммером , в котором подтверждается право прямого вмешательства ( лат. potestas directa ) папского престола в решения светских властей .
  • «Продолжение книги Фомы Аквинского "О правлении государей", адресованной королю Кипра» ( лат. De regimine principum ad regem Cypri continuazione di un'opera di Tommaso d'Aquino ), написанное в 1300—1302 годах.
  • «Трактат о происхождении, [исторической] преемственности и [нынешнем] состоянии Римской империи» ( лат. Tractatus de origine ac translatione et statu Romani imperii , 1308), изданный в 1909 году тем же Краммером.
  • «Трактат о церковной юрисдикции в королевстве Сицилии и Апулии» ( лат. Tractatus de iurisdictione ecclesiae super regnum Siciliae et Apuliae , 1314), в котором отстаивается примат духовной власти над светской .
  • « Шестоднев » ( лат. Exaemeron ), содержащий традиционное богословское толкование ветхозаветной Книги Бытия в рамках средневековой экзегетики , стремившейся в полемике с античной наукой объяснить основы мироздания с точки зрения христианства. Опубликован в 1880 году в Сенисе ( Сардиния ) П. Т. Мазетти.
  • «Трёхчастная история» ( лат. Historia Tripartita ), утраченная и известная лишь из упоминаний в его собственных трудах, образцом для которой, возможно, послужило одноимённое сочинение византийского автора второй пол. V века н. э. Феодора Анагноста или римского историка VI века Кассиодора .

«О правлении государей»

«Продолжение книги Фомы Аквинского "О правлении государей", адресованной королю Кипра» написано было Варфоломеем в 1300—1302 годах во Флоренции . Дополнив неоконченный философско- политологический труд своего учителя шестой главой книги второй, а также книгами третьей и четвертой, он фактически создал оригинальное собственное сочинение , развив вслед за ним учение Аристотеля о государстве, который в своих рассуждениях о природе светской власти различал «dominium regale» и «moden politicum», или «politia», в зависимости от того, доминирует ли правитель над законами или же, подчиняясь им, является их арбитром . В дополнение к этому, Варфоломей проводит различие между «politia recta» и «police oblique», в рамках первой из которых светская власть действительна лишь потому, что соответствует законам, а, следовательно, правители являются, по сути, лишь «слугами людей». Не менее важна его теория отношений между папской и императорской властью, где он, последовательно отстаивая примат первой как исходящей от самого Бога , выходит далеко за рамки мыслей Св. Фомы и со своим жёстким теократизмом присоединяется к современным ему мыслителям- августинцам вроде Эгидия Римского , (итал.) , (итал.) и Августина Триумфуса .

Научное издание «Продолжения книги Фомы Аквинского о правлении государей» вышло в 1865 году в Парме в 16-м томе трудов Общества Фомы Аквинского, новейшая комментированная его публикация выпущена в 1997 году издательством Пенсильванского университета в Филадельфии под редакцией американского медиевиста профессора университета Мемфиса Джеймса М. Блита, опубликовавшего также в 2009 году посвящённое Варфоломею обстоятельное историко-биографическое и библиографическое исследование.

Исторические труды

Для исследователей Средневековья большое значение имеют исторические сочинения Варфоломея из Лукки, в качестве источников для которых, помимо документов из архивов итальянских и французских монастырей , он использовал хронику клюнийского монаха Ришара из Пуату , «Пантеон» Готфрида из Витербо , «Золотую легенду» Якова Ворагинского , «Хронику пап и императоров» Мартина Опавского , анонимные «Деяния лукканцев» ( лат. Gesta Lucanorum ), а также утраченные «Деяния флорентийцев» ( лат. Gesta Florentinorum ), «Войны лукканцев с пизанцами» ( лат. De bellis Lucanorum et Pisanorum ) и выписки из реестров Луккской коммуны .

У историков доминиканского ордена пользовались авторитетом компилятивные «Краткие анналы» ( лат. Breves Annales ) Варфоломея, первая версия которых закончена была им между 1303 и 1305 годами, после возвращения из Флоренции в монастырь Сан-Романо в Лукке , а окончательная составлена в последнем в 1307 году . Анналы содержат погодное изложение событий мировой истории с 1061 по 1303 год, с упором на итальянские земли и особенно происходившие в Лукке, и после смерти Варфоломея дополнены были анонимными продолжателями до 1394 года . Начиная с 1260 года некоторые из их сообщений, из-за использования утраченных позже источников, являются уникальными . В настоящее время известны четыре их полных рукописи XIV—XV вв., хранящиеся в (итал.) и (итал.) г. Лукки .

«Новая история церкви» ( лат. Historia Ecclesiastica Nova ), составленная между 1313 и 1317 годами в Авиньоне по инициативе кардинала Гийома Пьера Годена , излагает в двадцати четырех книгах события начиная с Рождества Христова до 1294 года, а с учётом приложенных к ней биографий римских пап Бонифация VIII , Бенедикта XI и Климента V , авторство Варфоломея в отношении которых оспаривается, и до 1314 года. Несмотря на наличие в этом сочинении анекдотов и легенд, вроде заимствованного у Мартина Поляка предания о папессе Иоанне , оно содержит достоверные сведения о жизни римских пап XIII — начала XIV века, основанные на документальных данных и свидетельствах очевидцев . Немалый интерес представляют и содержащиеся в нём факты биографии Фомы Аквинского, в частности, касающиеся преподавательской деятельности в организованном им в Риме при доминиканском монастыре Санта-Сабина «Studium Generale» (ныне Папский университет Святого Фомы Аквинского ). Главы 11—15 книги XXIII-й включают список трудов Св. Фомы, вероятно, составленный в Авиньоне ещё в 1309 году . В книге XXIV-й сообщаются некоторые подробности о движении «апостольских братьев» в Пьемонте , в частности, указывается, что в 1307 году вместе с их лидером Дольчино было пленено до 150 его сторонников, и около 300 апостоликов пали в сражении с крестоносцами .

Среди сообщений Варфоломея о событиях в иностранных государствах заслуживает внимания его уникальный рассказ о бегстве византийского императора Алексея III Ангела из осаждённого крестоносцами Константинополя сначала в Адрианополь , затем в Херсонес , а оттуда на Русь в Галицко-Волынское княжество , ошибочно датированном не 1203-м, а 1200 годом:

«В захваченном же городе [Константинополе] с общего согласия франков, нежели даже венецианцев, граф Фландрии [Балдуин] стал императором, о чем повествуют Мартин и Винсент, что произошло с согласия названного понтифика [Иннокентия III]. Указанной империей [Византийской] владели латиняне непрерывно до времени Александра IV, то есть в течение 57 лет, как там говорится. Во время же ее падения правил Аскарий, как пишет Кузентин, который немедля сам направился через Черное море в Херсонес и оттуда отправился в Галатию, которая ныне есть часть Руси» .

Сведения Варфоломея использовал в XV столетии в своей «Истории Польши» Ян Длугош , приведя ту же неверную дату и назвав императора тем же именем «Аскарий», но прибавив от себя ремарку о радушном приёме, оказанном беглому базилевсу князем Романом Мстиславичем .

Как явствует из слов самого Варфоломея, располагавшего библиотекой папы Иоанна XXII, а также получавшего на располагавшемся в непосредственной близости от Венеции острове Торчелло устные сведения от самих участников похода на Константинополь , его сообщение о бегстве византийского императора в Херсонес и Галицию заимствовано из сочинения некоего «Кузентина», каковым именем, по мнению немецкого историка- медиевиста (нем.) , он называл некоего хрониста из города Козенцы ( итал. Cosenza , сиц. Cusenza ) в Калабрии , автора возможного продолжения «Анналов» архиепископа Ромуальда из Салернского (ум. 1181), охватывавшего период с 1178 по 1264 год, которым, в частности, мог быть архиепископ Козенцы (итал.) (1267—1272), принадлежавший, как и сам хронист, к ордену доминиканцев .

Рукописи и издания

В отличие от «Кратких анналов», «Новая история церкви» Варфоломея Луккского, рукопись которой довольно рано попала в папскую библиотеку в Авиньоне , долгое время не пользовалась популярностью у средневековых книжников, хотя ещё между 1333 и 1338 годами её скопировал и дополнил каноник Констанцского собора Генрих Трухзес из Дисенхофена . И лишь в XV столетии, когда два её манускрипта оказались в Испании, она получила признание и при папском дворе в Риме, сделавшись источником для многих церковных хронистов . До нас дошло, как минимум, 16 её рукописей , пять наиболее древних из них датируются второй пол. XIV — XV веками и находятся в собраниях (итал.) , Баварской государственной библиотеки в Мюнхене , Национальной библиотеки Франции в Париже и библиотеки университета Саламанки .

Исторические произведения Варфоломея широко были известны в Европе не только в Позднем Средневековье , о чём свидетельствуют сохранившиеся во многих списках анонимные «Сокращение хроники брата Птолемея из Лукки» ( лат. Extractus de chronico Fr. Ptolomaei de Luca ) и «Извлечения из хроник брата Птолемея» ( лат. Excerpta ex chronicis Fr. Ptolomaei ) , но и в эпоху Возрождения . В частности, к ним обращался Данте Алигьери , их использовал в своём «Море историй» ( лат. Mare historiarum ) историк-гуманист Джованни Колонна (1340), автор «Книги о жизни Христа и всех понтификов» ( лат. Liber de vita Christi ac omnium pontificum ) церковный писатель Бартоломео Платина (1475) и др.

Впервые они были частично напечатаны в 1619 году в Лионе под заглавием «Анналы, или деяния тосканцев» ( лат. Annales seu gesta Tuscorum ), и полностью опубликованы в 1727 году в Милане церковным историком Лудовико Антонио Муратори , включившим их в 11-й том издававшегося им корпуса «Историописателей Италии». «Краткие анналы» в 1876 году переиздал в VI томе «Документов по истории Италии» ( итал. Documenti di Storia Italiana ) профессор Флорентийского университета Карло Минутоли под редакцией известного историка, политика и правоведа Марко Табаррини , а в 1930 году их выпустил в VIII томе «Памятников германской истории» ( MGH ) вышеупомянутый Бернгард Шмайдлер. В 1914 году отрывки из «Новой истории церкви», содержащие биографию папы Климента V , опубликовал в Париже французский историк (англ.) . В начале 2000-х годов готовилось её новейшее полное издание под редакцией председателя научно-консультативного совета Германского Исторического института в Риме , профессора Цюрихского университета (англ.) .

Изучением богословских трудов Варфоломея в течение многих лет занимаются исследователи из упомянутого выше доминиканского Университета Святого Фомы ( лат. Angelicum ) в Риме и его иностранных филиалов. Библиография изданий его сочинений и посвящённых ему работ выпущена 1993 году Tоммазо Капелли и Эмилио Панелла в IV томе «Scriptores Ordinis praedicatorum Medii Aevi» (стр. 318–325) .

См. также

Примечания

  1. Schmugge L. FIADONI, Bartolomeo // (итал.) — 1960. — Vol. 47.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine — Консорциум европейских научных библиотек.
  4. от 9 декабря 2021 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
  5. Schmugge L. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani. — Vol. 47. — Roma, 1997.
  6. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Treccani. Enciclopedia on line.
  7. Taurisano Innocenzo. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Enciclopedia Italiana. — Roma, 1932.
  8. Clavuot O. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  9. Schwertner T. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 2. — New York, 1913.
  10. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters». — Bayerische Staats Bibliothek, 2012.
  11. Morghen R. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Enciclopedia Italiana. I Appendice. — Roma, 1938.
  12. Tabarrini M. (ed.). от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Documenti di Storia Italiana. — T. VI. — Florence, 1876. — p. 23.
  13. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Богослов.Ru.
  14. Cancelli F. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Enciclopedia Dantesca. — Roma, 1970.
  15. Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. — С. 307.
  16. Balzani U. . — Milano, 1884. — p. 286.
  17. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters».
  18. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 190.
  19. Ли Генри Чарльз . История инквизиции в Средние века. — Т. II. — М.: Ладомир, 1994. — С. 242.
  20. Майоров А. В. Русь, Византия и Западная Европа: Из истории внешнеполитических и культурных связей XII—XIII вв. — СПб., 2011. — С. 196.
  21. Майоров А. В. Русь, Византия и Западная Европа… — С. 197.
  22. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — С. 334.
  23. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — С. 290.
  24. от 25 сентября 2021 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters».
  25. История литературы Италии / Отв. ред. М. Л. Андреев. — Т. 2. Возрождение. — Кн. 1. Век гуманизма. — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — C. 150.

Издания

  • Ptolomaei Lucensis ordinis praedicatorum, episcopi postea Torcellani, Historia ecclesiastica a nativitate Christi usque ad annum circiter MCCCXII // Rerum Italicarum Scriptores. Raccolta di fonti, ideata da Ludovico Antonio Muratori. — Tomus XI. — Mediolani: Typographia Societatis Palatinae in Regia Curia, 1727. — coll. 743–1242.
  • Ptolomaei Lucensis, episcopi Torcellensis, Breves Annales ab anno MLXI ad annum MCCCIII // Rerum Italicarum Scriptores. Raccolta di fonti, ideata da Ludovico Antonio Muratori. — Tomus XI. — Mediolani: Typographia Societatis Palatinae in Regia Curia, 1727. — coll. 1245–1306.
  • Cronache dei Secoli XIII e XIV: Annales Ptolemaei Lucensis; Sanzanome Iudicis Gesta Florentinorum; Diario di ser Giovanni di Lemmo da Comugnori; Diario d'Anonimo Fiorentino; Chronicon Tolosani Canonici Faventini. Pubblicati a cura di Marco Tabarrini // Documenti di Storia Italiana. Edizione con la direzione di Carlo Minutoli. — Tomo VI. — Florence: Tip. di M. Cellini e c., 1876. — pp. 1–113.
  • Die Annalen des Tholomeus von Lucca in doppelter Fassung nebst Teilen der Gesta Florentinorum und Gesta Lucanorum. Hrsg. von Bernhard Schmeidler // Monumenta Germaniae Historica . — Tomus VIII. — Berlin: Weidmann, 1930. — xl, 379 p. — (Scriptores rerum germanicarum, Nova Series).
  • Ptolemy of Lucca. On the Government of Rulers (De Regimine Principum). Translated by James M. Blythe. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1997. — 320 p. — ISBN 0-8122-3370-0 .

Библиография

  • Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада / Пер. с франц. Е. В. Баевской, Э. М. Береговской. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 496 с. — (Studia historica). — ISBN 5-94457-023-7 .
  • Майоров А. В. Русь, Византия и Западная Европа: Из истории внешнеполитических и культурных связей XII—XIII вв. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. — 800 с.: ил. — (Studiorum Slavicorum Orbis). — ISBN 978-5-86007-650-1 .
  • Balzani Ugo. . — Milano: Ulrico Hoepli, 1884. — xiv, 311 p.
  • Schwertner Thomas. // Catholic Encyclopedia . — Volume 2. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  • Taurisano Innocenzo. // Enciclopedia Italiana. — Roma: Istituto dell'Enciclopedia Italiana, 1932.
  • Morghen Raffaello. // Enciclopedia Italiana. I Appendice. — Roma: Istituto dell'Enciclopedia Italiana, 1938.
  • Cancelli Filippo. // Enciclopedia Dantesca. — Roma: Istituto dell'Enciclopedia Italiana, 1970.
  • Schmugge Ludwig. // Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 47. — Roma: Istituto dell'Enciclopedia Italiana, 1997.
  • Blythe James M. . — Turnhout: Brepols Publishers, 2009. — xviii, 276 p. — (Disputatio, 16). — ISBN 978-2-503-52923-3 .
  • Clavuot Ottavio. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.

Ссылки

  • (миланское издание 1727 г.)
  • (флорентийское издание 1876 г.)
  • (берлинское издание в MGH 1930 г.)
  • (филадельфийское издание 1997 г.)
Источник —

Same as Варфоломей Луккский