Барбьери, Маурисио
- 1 year ago
- 0
- 0
Филиппо Барбьери , или Барбери ( итал. Filippo Barbieri , или Filippo Barberi , лат. Philippus de Barberiis , или Philippus Siculus , фр. Filippo Barberio ; 1426 , Сиракузы — не позже 13 июня 1487 , Палермо ) — итальянский хронист, философ , теолог и проповедник из Сиракуз ( Сицилия ), монах- доминиканец и служитель инквизиции , автор «Хроники верховных понтификов и императоров» ( лат. Cronica summorum pontificum et imperatorum ).
Родился около 1426 году в Сиракузах ( Королевство Сицилия ) . Изучал богословие в открытом незадолго до этого (1434) университете Катании , в котором позже преподавал сам и где получил в 1461 году степень доктора теологии .
В молодости вступил в местном монастыре в орден доминиканцев , сделавшись активным проповедником его ведущей идеологической доктрины , основанной на идеях ортодоксального томизма .
Помимо Катании, преподавал теологию в доминиканской школе Палермо , открытой в 1450 году по инициативе местного историка-гуманиста . Позже вместе с последним безуспешно пытался организовать с дозволения короля Арагона Фердинанда II в Палермо свой университет .
С 1462 году исполнял в Катании должность инквизитора . Участие его в процессах ведьм из Калабрии не получило достаточных документальных доказательств. В конце 1460-х — начале 1470-х годов дважды посещал со своими проповедями Венгрию , заслужив от короля Матьяша Корвина в награду пожизненную пенсию .
В 1474 году назначен был проповедником в монастыре Санта-Мария-Новелла во Флоренции , а позже при арагонском дворе в Неаполе , за что при посещении в июле того же года Севильи был щедро одарен королём Фердинандом Католиком .
Вернувшись 20 февраля 1475 года в Италию, сменил Сальво Кассетта, назначенного мастером Апостольского дворца в Риме, в должности генерального инквизитора Сицилии , Сардинии и Мальты .
В 1476 году вновь отправился в Испанию, чтобы получить у короля Фердинанда II подтверждение привилегий , данных сицилийским инквизиторам в 1233 году императором Священной Римской империи Фридрихом II и подтверждённых в 1451 году королём Кастилии Альфонсо V Великодушным , в соответствии с которыми конфискованное у местных еретиков имущество делилось поровну между королём, папой и служителями местного трибунала . 2 октября 1477 года их подтвердила Изабелла Кастильская , 18 октября её супруг Фердинанд, а 10 декабря того же года его престарелый отец Хуан II Арагонский .
Заслужив немалое почтение со стороны католических величеств , отмеченное в текстах подтверждений привилегий, в 1479 году официально заручился их поддержкой для борьбы с « новыми христианами », на основании чего считался одним их активных участников преследования евреев , негласно санкционированного папой Сикстом IV (1471—1484), и сторонником назначенного в 1483 году великим инквизитором Томаса де Торквемады , что достоверно не подтверждается источниками.
20 сентября 1479 года назначен был викарием Мессинского монастыря, а в 1481 году утверждён королём Фердинандом в должности генерального инквизитора Сицилии, Мальты и Гоцо . 27 июня 1481 года обвинён в клевете на папу Сикста и его предшественника Павла II (1464—1471), за что лишён своей должности, вновь получив её лишь 25 января следующего года, согласно амнистии.
30 июня 1485 года уступил свою должность генерального инквизитора Сицилии Пьетро Фичера, удалившись в монастырь Сан-Доменико в Палермо, где и скончался не позже 13 июня 1487 года, когда генеральный магистр ордена проповедников упомянул его как недавно умершего ( лат. Bona Magistri Philippi de Barberis nuper defuncti declarantur pertinere ad Provinciam ). Похоронен в бывшем монастырском .
Учеником его ошибочно считался известный богослов-доминиканец Томмазо де Вио Гаэтани (1468—1534), который начал преподавать в 1491 году, уже после его смерти.
Из исторических трудов его наиболее известна «Хроника верховных понтификов и императоров» ( лат. Cronica summorum pontificum et imperatorum ), охватывающая период с 1316 по 1469 год и являющаяся продолжением «Собрания хронологических выписок от сотворения мира до 1312 года» ( лат. Compilatio chronologica ab o. c. usque ad anno 1312 ) Риккобальдо Феррарского . С точки зрения содержания, работа Барбьери, более связная, информативная и строгая хронологически , отличается от компилятивной и поверхностной хроники Риккобальдо, доводя изложение до правления Фердинанда II Арагонского.
Впервые выпущенная в свет в 1474 году в Риме анонимно , она позже ошибочно переиздавалась за авторством Джованни Филиппо де Линьямине из Мессины , приближенного папы Сикста IV , возможно, намеренно приписавшего себе её составление на правах публикатора. В частности, под заглавием «Продолжение хроники Риккобальдо Филиппо де Линьямине с 1316 по 1469 год» ( лат. Philippi de Lignamine Continuatioronic, Ricobaldini ab anno MCCCXVI ad annum MCCCCLXIX ) её опубликовал в 1726 году в Милане в IX томе свода «Rerum Italicarum Scriptores» церковный историк и издатель Лодовико Антонио Муратори . После Муратори хронику атрибутировали Линьямине такие исследователи, как И. Г. Экхардт , И. А. Фабрициус и Дж. Д. Манси , и лишь и Н. Д. Эвола перестали отождествлять автора хроники с её издателем.
Другим историческим сочинением Барбьери, опубликованным в 1475 году, является «Хроника выдающихся людей» ( лат. Virorum Illustrium Cronica ) , в центре которой находится прославление Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, выведенных в качестве мудрых государей, покровителей искусств и защитников христианства. Помимо описания деяний светских и церковных правителей, вроде получившего в 1471 году папскую тиару Сикста IV, в хронике упоминаются Аврелий Августин , Боэций , средневековые философы и богословы Пётр Ломбардский , Фома Аквинский , Эгидий Римский , гуманисты XV века, в том числе поэты Гуарино да Верона и Франческо Филельфо , филолог и историки Леонардо Бруни и Лоренцо Валла , а также местные сицилийские деятели вроде архиепископа Палермо , поэта Джованни Маррацио и правоведа .
Является также автором богословских трактатов :
Из других его сочинений можно отметить «Книгу познания самого себя» ( лат. Opus Sui itinerarii ), «Рукопись о доминиканцах и святых» ( лат. Dominicarun ac Sanctorum volumen ), «Учёные изобретатели и мастера искусств в трёх книгах» ( лат. De inventoribus scientiarum et artium mechanicarum libri tres ) и др .
Исследователь Ди Джованни приписывает ему также труд «Жизнь и смерть философов» ( лат. De vita et moribus philophorum ), содержащий 128 биографий писателей и мыслителей прошлого, рукопись которого находилась в собрании доминиканского монастыря в Палермо и ныне хранится там в , однако гипотеза его пока что не нашла достаточно убедительных доказательств .