Северный патриархат
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриарха́т ( букв. « власть отца », др.-греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть», также андрархия , андрократия ) — форма социальной организации , в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью , а отцы или старшие члены мужского пола в семьях обладают лидирующим положением.
Термин используется как антропологический для обозначения семей или кланов, контролируемых отцом, старшим мужчиной или группой мужчин. В феминистской теории он используется для описания социальных структур, отношений и практик, в которых мужчины доминируют над женщинами и детьми. Господство часто распространяется на различные области, в которых мужчины имеют социальные привилегии, эксплуатируя или угнетая других . Патриархальные общества могут быть патрилинейными или матрилинейными: собственность и титулы могут наследоваться по мужской или женской линии, соответственно . Структуры патриархата исследовались в таких областях, как социализация, семья, домашнее насилие, репродуктивные технологии, трудовая деятельность, культурные репрезентации.
Патриархат связан с различными идеями, формирующими патриархальную идеологию, которая объясняет и оправдывает его и приписывает ему врожденные естественные различия между мужчинами и женщинами или заповеди бога. Социологи придерживаются разных мнений о том, является ли патриархат социальным продуктом или результатом врожденных различий между полами. Социобиологи сравнивают гендерные роли человека с гендерным поведением других приматов, и некоторые утверждают, что гендерное неравенство возникает, в первую очередь, из-за генетических и репродуктивных различий между мужчинами и женщинами. Сторонники социального конструктивизма оспаривают этот аргумент, утверждая, что гендерные роли и гендерное неравенство являются инструментами власти и стали социальными нормами для сохранения контроля над женщинами.
В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству . По утверждению социолога Э. Гидденса , «все известные общества являются патриархальными, хотя степень патриархальности и природа власти мужчин над женщинами различаются» . Однако социолог характеризует положение мужчин в гендерной иерархии скорее как смешанное, но не как чисто доминирующее, поэтому как патриархальный дивиденд, так и издержки мужчин могут варьироваться, а женщины не всегда являться подчинённым полом . В современной антропологии и социологии cложился консенсус о том, что, хотя власть в обществе часто принадлежит тому или иному полу, патриархат не является культурной универсалией , как считалось ранее .
Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от др.-греч. πατριάρχης — «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , — в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ — «отец» — и ἄρχω — «правлю») .
Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины — главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .
Свидетельства других приматов о мужском сексуальном принуждении и женском сопротивлении этому указывают на то, что сексуальные конфликты интересов, лежащие в основе патриархата, предшествуют появлению человеческого рода . За доминантное, агрессивное и сексуальное поведение отвечает гормон тестостерон , в среднем у взрослых мужчин уровень тестостерона примерно в 7—8 раз выше, чем у взрослых женщин . Поскольку метаболизм тестостерона у мужчин больше, суточная выработка у мужчин примерно в 20 раз выше . Есть две теории о роли тестостерона в агрессии и конкуренции среди мужчин . Первая гипотеза Challenge гласит, что тестостерон будет увеличиваться в период полового созревания, способствуя тем самым репродуктивному и конкурентному поведению, которое будет включать агрессию в результате эволюции . Таким образом, это проблема конкуренции в отношении тестостерона среди мужчин этого вида, которая способствует агрессии и насилию . Проведённые исследования выявили прямую корреляцию между тестостероном и доминированием, особенно среди наиболее жестоких преступников в тюрьме, которые имели самые высокие уровни тестостерона . В том же исследовании также было установлено, что отцы (находящиеся вне конкурентной среды) имели самый низкий уровень тестостерона по сравнению с другими мужчинами . Вторая теория также похожа и известна как эволюционная нейроандрогенная (ЭНА) теория мужской агрессии . Тестостерон и другие андрогены эволюционировали, чтобы быть конкурентоспособными даже в том случае, если они представляют опасность для причинения вреда другим. Таким образом, люди с повышенными показателями маскулинности в результате пренатальной и взрослой жизни тестостерона и андрогенов повышают свои способности приобретения ресурсов, чтобы выживать, привлекать самок и как можно больше взаимодействовать с товарищами . Таким образом, преступность можно рассматривать как крайнюю форму адаптации для получения статуса и получения дополнительных ресурсов. Многие другие исследователи согласились с этим и заявили, что преступное поведение является выражением конкуренции между мужчинами в спаривании и поиске ресурсов, поскольку существует огромная взаимосвязь между преступниками и отцовскими детьми в более молодом возрасте .
Из этого, в теории, следует что тестостерон стимулирует доминантное, агрессивное поведение, поэтому большинство насильственных преступлений совершается мужчинами. Более того такие атрибуты как борода и низкий голос (которые также развиваются из-за выработки тестостерона), вероятно появились для более успешного конкурентного поведения мужчин, так как мужчины с бородой и низким голосом считаются более доминантными по сравнению с чисто выбритыми мужскими лицами и высокими голосами , а значит имеют больше шансов получить высокий статус, и увеличить свой репродуктивный успех.
Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщёнными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины ( домовладыки ). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .
Особенность российского варианта патриархального мировоззрения — недопустимость быть жертвой. Из-за этого жертва в российском патриархальном обществе обвиняется в том, что стала объектом нападения или унижения [ неавторитетный источник ] .
Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 года до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .
Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [ нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [ нейтральность? ] .
Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины — и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» .
В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе — рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным .
Древний Рим также был патриархален: pater familias (с лат. — «отец семейства») по закону имел одинаковую власть над женой, детьми , рабами и вещами.
До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы .
Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля .
С внедрением аналитических методов в археологические исследования с конца XX века и особенно в XXI веке учёные обнаружили несоответствие между общепризнанными представлениями и материальными свидетельствами, что привело к пересмотру прежних представлений о главенстве мужчины в человеческой цивилизации с эпохи неолита. В частности, археологи обнаружили, что часть богатых могил, идентифицированных ранее как мужские, содержат останки женщин. Среди таких захоронений встречаются могилы как богатых властных знатных женщин, так и воинские могилы женщин. Благодаря этим свидетельствам всеобщее наступление патриархата оказывается существенно более поздним, чем представлялось ранее . Такие находки вызывают много критики, которая основана на стереотипном представлении о том, что воинами могли быть только мужчины и, в целом, на неприятии критиками факта о возможном главенстве женщины в обществе. Такие критики голословно обвиняют учёных в подделке результатов генетических исследований .
В большинстве феминистских теорий патриархат воспринимается не только как философское понятие, но носит ещё и черты этических ориентиров — рассматривается как несправедливая социальная система, подавляющая женщин и ограничивающая их социальные роли под набор определённых критериев. Согласно феминизму, происходящее в патриархате — это конструирование различий между маскулинностью и фемининностью является политическим различием между свободой и подчинением . Как правило, феминизм описывает патриархат как социальный конструкт , который можно преодолеть при помощи критического анализа его проявлений . И поскольку понятие патриархата остаётся философским, то идеология пытается осмыслить его в разных выгодных целях, преследуемых объединёнными в движение людьми. Так провозглашается, что одной из ключевых проблем патриархата является то, что он стирает личностные качества как женщин, так и мужчин, вгоняя их в рамки «женственного» и «мужественного» поведения . При этом гегемонная маскулинность основывается на насилии и признании, выступая в патриархальном обществе желаемым «нормативным» образцом и идеалом маскулинности. К токсичной маскулинности относятся [ нет в источнике ] формы [ уточнить ] мужского поведения, причиняющие вред обществу (например, мизогиния , гомофобия и т. п.) . В результате такой трактовки ключевых проблем патриархата возникают множественные к ней дополнения, позволяющие конструировать философские воззрения, декларирующие существование в обществе систем, ориентированных на дискриминацию людей на основе пола.
Цисгетеропатриархатом ( англ. cisheteropatriarchy ) в феминистской теории называется социально-политическая система, при которой цисгендерные гетеросексуальные мужчины имеют преимущество над другими гендерами и сексуальными ориентациями . Цисгетеропатриархат, как идеологическая система, насаждает нормативные установки о том, как должен выглядеть и вести себя гетеросексуальный мужчина , маргинализует женщин и женственность , а также все трансгендерные и гендерно-неконформные тела , бросающие вызов бинарной гендерной системе .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Патриархальная семейная община состояла из 3—5 поколений родственников по отцовской линии часто адаптированных в семью в разной степени зависимых людей (пример Патриархальное рабство ). Численность семьи могла доходить до 250—300 человек. Управлял семьёй старший мужчина, имеющий неограниченную власть. Часто руководя совместно с семейным советом. Женским хозяйством управляла старшая женщина .
Ранее считалось, что исторически патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.
Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате .
Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины — так называемый «выкуп невесты» ( калым ). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа. Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии ( сати ), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.