Десять евро
- 1 year ago
- 0
- 0
« Де́сять книг об архитекту́ре » ( лат. De architectura libri decem ) — трактат об архитектуре прославившегося этой работой древнеримского архитектора Марка Витрувия Поллиона . Трактат является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и одной из первых на латинском языке. По свидетельству самого Витрувия, ко времени его написания на латинском существовало всего четыре книги по архитектуре: Фуфиция, Теренция Варрона и две — Публия Септимия. Книга посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь . Во введении к трактату, фактически являющемся посвящением императору, Витрувий превозносит достоинства, величие и мудрость Цезаря. Трактат написан по разным данным между 16 и 13 годами до н. э.
Открытым остаётся вопрос, написан ли знаменитый трактат об архитектуре одним человеком или он представляет собой компиляцию, составленную последующими библиотекарями и переписчиками. По признанию самого Витрувия, он пользовался сочинениями тридцати семи древних авторов, ныне утраченными, в частности Пифея .
В римские времена архитектура охватывала более широкий круг практических задач, чем в настоящее время, включая не только возведение зданий и управление процессом строительства, но также изучение строительных материалов и конструкций, или материаловедение (книги вторая и седьмая трактата Витрувия), физику и химию, изучение естественной среды, включая воды и почвы (книга восьмая; в наше время: экология), машиностроение, военную инженерию, городское планирование, фортификацию, устройство мостов, водоёмов и плотин (книга десятая), астрологию и предсказание погоды (книга девятая) и многое другое. Причём архитектор должен был быть универсалом и обо всём заботиться самому, специализация появилась лишь в позднейшее время .
В частности, в Книге первой трактата IV главу Витрувий полностью посвятил описанию условий «здоровой местности» для расположения города. Такая местность «должна быть возвышенной, не туманной, не морозной и обращённой не к знойным и холодным, а к умеренным странам света, а кроме того, необходимо избегать соседства болот». В противном случае нездоровая местность может стать причиной болезней… «Также если город будет расположен у моря и обращён на юг или запад, он не будет здоровым, так как летом южная часть неба нагревается при восходе солнца и в полдень пылает; точно так же часть, обращённая на запад, при восходе солнца теплеет, в полдень бывает нагрета, а вечером раскалена» (Книга первая, Глава IV, 1).
Витрувий является автором, согласно современной терминологии, эргономической системы пропорционирования , позднее получившей распространение в изобразительном искусстве и архитектуре, символом которой стал рисунок (известный во множестве вариантов у разных авторов) под названием « Витрувианский человек ». В основе архитектурных взглядов Витрувия лежало представление об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека , которыми надлежит руководствоваться и при сооружении зданий , и при построении машин .
Витрувий первым из теоретиков архитектуры высказал гипотезу о возникновении архитектуры из подражания природе (так называемая «Хижина Витрувия»): концепция, получившая в дальнейшем развитие в трудах теоретика искусства эпохи Просвещения и французского неоклассицизма М.-А. Ложье (и проиллюстрированная в его трактате), а затем усложнённая немецким архитектором и теоретиком Готфридом Земпером . Согласно последнему, деревянная, а затем и каменная архитектура следует идее «завешивания» плетёными ветвями, а потом циновками и тканями, изначальной «клети», каркаса будущей постройки. Таким образом, именно Витрувий заложил основы будущей теории связи конструкции и композиции в искусстве архитектуры, имевшей принципиально важное значение для архитектуры модернизма , в частности, так называемой дизайн-архитектуры, и в целом развитии концептуального дизайна XX—XXI веков .
Именно Витрувий ввёл в теорию и практику архитектуры понятие « ордер » ( лат. ordo, ordin — строй, порядок), заменив им греческое слово «ταξίς» (порядок, строй, устройство). За основу архитектурной композиции он взял систему древнегреческих ордеров (дорического, ионического и коринфского), объяснив их происхождение и основные особенности: конструкцию, состоящую из базы , колонны, или её фуста с капителью , и антаблемента , который делится на три части (снизу вверх): архитрав , фриз , карниз (Книга четвёртая). Позднее, в эпоху итальянского Возрождения архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) добавил к системе Витрувия римские модификации греческих ордеров: тосканский , римско-дорический , римско-ионический и композитный . Эта система не только составила основу архитектуры классицизма и неоклассицизма XVII—XIX веков, она действует в различных стилевых модификациях по настоящее время.
Витрувий вывел «три закона» архитектуры: прочность, польза, красота ( лат. firmitas, utilitas, venustas ), которые основываются на шести основных компонентах. Это: «строй» (собственно ордер, или таксис), «расположение, евритмия, соразмерность, благообразие и расчёт» (Книга первая, Глава II, 1-9).
В основу своей теории римский архитектор положил древний принцип «соответствий», разработанный братством «дионисийских архитекторов» (предположительно к этому братству принадлежал и сам Витрувий). Принцип подразумевает уподобление здания формам и частям тела человека, которое отвечает устройству Вселенной, поскольку делится на три части (голова, торс, ноги) и каждая часть, в свою очередь, также делится на три. Этому принципу в поисках гармонии следовали древнегреческие скульпторы, например Поликлет и Фидий .
Даниэле Барбаро , автор комментариев к трактату Витрувия, отмечал, что автор переносит на архитектурную композицию категории античной риторики: порядок (расположение элементов), украшение (благообразие), соразмерность, экономию и эвритмию , или уравновешенность. В подкрепление такой теории Витрувий приводит аналогию: девять греческих муз — символ гармонии — это возведённая в квадратную степень триада. Отсюда деление основных частей здания на три: фундамент, колонна, антаблемент. Каждая из этих частей также содержит три элемента. Исходя из троичности Витрувий определял и числовые соотношения размеров здания.
Витрувий соотносил пропорции архитектуры с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате , её нижний диаметр (эмбат), он предложил наиболее гармоничные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утончённому коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим. В результате трактат стал своеобразной энциклопедией архитектурных знаний своего времени .
В трактате Витрувий назвал шесть «составных частей хорошей архитектуры»:
В I книге Витрувий изъясняет науку архитектора, которая состоит из теории и практики. Он обращает внимание на необходимость геометрии и рисования для занятий архитектурой, а также на знания в области философии, права, медицины и астрономии.
Во II книге содержится описание строительных материалов: кирпича ( лат. laterum ), песка, извести и камня.
В III книге приводятся идеальные пропорции тела человека, на которых основываются различные типы храмов.
В IV книге рассказывается о храмах и положениях алтарей .
V книга посвящена устройству форумов , базилик , театров , бань и верфей .
VI книга посвящена устройству помещений ( атриумов ) и их фундаментов .
В VII книге Витрувий описывает приготовление красок (белой, красной, чёрной, зелёной, синей и охры) и штукатурки.
В VIII книге рассказывается о гидротехнических сооружениях (колодцах, водопроводах ).
В IX книге описано устройство солнечных и водяных часов .
В X книге Витрувий противопоставляет машины (сочетание частей для перемещения тяжестей) и орудия ( лат. organa ), а также описывает разнообразные механизмы, такие как водяные мельницы , баллисты и катапульты .
За исключением нескольких свидетельств ( Фронтин , Фавентин , Плиний Старший ) труд Витрувия нашёл сравнительно небольшой отклик среди современников. Этому способствовала ограниченность темы, интересной тогда узкому кругу специалистов .
Трактат был известен в Средние века : его изучали во многих десятках рукописей в VIII—XI веках. Известно более восьмидесяти средневековых манускриптов с текстом трактата на разных языках. Самый древний экземпляр датируется 996 годом и хранится в Британском музее в Лондоне (Harley 2767).
Однако наибольшую популярность работа приобрела в эпоху итальянского Возрождения . В период возрастающего интереса к античности такой автор как Витрувий не мог быть оставлен без внимания . В 1414 году рукопись Витрувия была «открыта заново» флорентийским гуманистом Поджо Браччолини в библиотеке аббатства Святого Галла. Леон Баттиста Альберти частично опубликовал текст Витрувия в своем основополагающем трактате по архитектуре «Десять книг об архитектуре» (De re aedificatoria libri decem; 1444—1450). Около 1490 года комментарии к книге Витрувия составил архитектор Джакомо Андреа да Феррара .
Первое известное латинское печатное издание было выпущено в 1486 году в Риме («De Architectura»; второе издание в 1497 году) и редактировалось Джованни Сульпицио да Вероли. Затем последовали флорентийское (1496) и венецианское (1497) издания, а также первые иллюстрированные издания, имевшие большой успех, в частности под редакцией Фра Джованни Джокондо в 1511 году, который опубликовал собственный итальянский перевод десятой главы сочинения Витрувия. Изданию сопутствовали споры между Чезариано и его издателями, в том числе Бенедетто Джовио, настолько, что помешали включению в работу перевода и комментариев Чезариано к заключительной части IX книги и всей X книги, которая «была заменена работой других» . Тексты Чезариано частично использовали другие венецианские издатели.
В 1521 году в Комо Чезаре Чезариано опубликовал собственный перевод трактата на итальянский язык под новым названием «Di Lucio Vitruvio Pollione de architectura libri dece traducti de latino in vulgare affigurati: commentati et con mirando ordine insigniti…» и снабдил его более подходящими иллюстрациями — рисунками, по которым были выполнены гравюры на дереве . Текст был опубликован в Комо в 1521 году Готтардо да Понте с обширным комментарием и богатым иконографическим аппаратом. Книга содержит 360 страниц и была напечатана тиражом 1300 экземпляров .
Этим изданием пользовались многие художники эпохи Возрождения и барокко . До этого Рафаэль Санти использовал рукописный перевод гуманиста Фабио Кальво. Затем последовали переводы Дурантино (1524) и Капорали (1536). В 1544 году в Риме появилось комментированное и иллюстрированное издание Гийома Филандера, многократно переиздававшееся в течение двух столетий. В 1649 году оно было взято за основу для венецианского издания Эльзевиров .
Первый французский перевод Жана Мартена издан в Париже в 1547 году с иллюстрациями Жана Гужона . В том же году трактат Витрувия вышел на немецком языке в Нюрнберге, в 1582 году — на испанском языке в Алькале. В 1542 году в Риме, увлечённый работой Витрувия, Андреа Палладио основал «Витрувианскую Академию».
Итальянский прелат, теолог и гуманист Даниэле Барбаро в 1556 году осуществил полный перевод на итальянский язык и написал собственные комментарии к трактату Витрувия (I dieci libri dell’architettura di M. Vitruvio tradutti et commentati da monsignor Barbaro. Venezia, 1556), а в 1567 году опубликовал исправленное итальянское издание и латинский текст с комментариями под названием «M. Vitruvii de architectura, Venezia, 1567. Le illustrazioni dell’opera del Barbaro furono realizzate da Andrea Palladio». Оригинальные иллюстрации сочинения Витрувия не сохранились, а иллюстрации издания Барбаро были сделаны Андреа Палладио и награвированы Иоганном Кригером. Комментарий Барбаро важен не только в качестве примера изучения истории архитектуры, но и как вклад в область ренессансной эстетики в целом; работа Барбаро считается наиболее точной. Барбаро объяснил некоторые из сложных технических разделов и прокомментировал отношения архитектуры и природы, но признавал, что теоретический и археологический опыт Палладио во многом способствовал успеху его работы .
В 1673 году в Париже было осуществлено французское издание трактата Витрувия с рисунками Клода Перро , второе, улучшенное издание вышло в 1684 году. Английский архитектор Уильям Ньютон в 1780 году опубликовал свои комментарии к Витрувию, иллюстрированные рисунками.
Первый перевод на русский язык с латинского текста был осуществлен в 1757 году Степаном Савицким. В 1790—1797 годах в Москве был издан полный перевод трактата Витрувия, сделанный совместно В. И. Баженовым и Ф. В. Каржавиным с французского издания К. Перро.