Историзм (лингвистика)
- 1 year ago
- 0
- 0
Торизм ( англ. Toryism ) — политическое направление или политическая система в Англии , политическая философия , представляющая собой британскую версию классического (упорного ) консерватизма .
В политической области торизм берет своё начало в движении кавалеров времен Войн трёх королевств . Данная политическая философия занимает заметное место в политической жизни Соединенного королевства , а также в некоторых частях Содружества , особенно в Канаде. Исторически представителями этой философии в рамках бывшей Британской империи также были лоялисты Британской Америки , которые выступили против отделения Тринадцати колоний во время американской войны за независимость . Этос тори был выражен во фразе «Бог, король и государство» (God, King and Country) . Тори выступают сторонниками монархизма , являются носителями религиозного наследия ортодоксии Церкви Англии , а также выступают против либерализма фракции вигов . При помощи « хлебных законов » (1815—1846), установивших пошлину на ввозимое зерно, большинство тори поддерживали протекционистский аграризм , гарантируя экономическую устойчивость, самодостаточность (self-sufficiency) и повышение заработной платы для работников сельского хозяйства.
Партия тори сформировалась среди членов английского парламента , которые поддержали законные права герцога Йоркского на наследование престола после его брата, Карла II . Яков II был католиком, в то время, как государственные институты были отделены от Католической церкви : это стало проблемой, решить которую был призван Билль об отводе (Exclusion Bill), поддержку которому оказали «патриции» (Patricians) — политические наследники нонконформистов « круглоголовых » и ковенантского движения . При Якове II было создано два тористских правительства: первое под руководством Лоуренса Хайда, 1-го графа Рочестера , второе было сформировано . Значительная часть фракции приняла участие, вместе с вигами, в низложении Якова II с целью защиты государственной церкви и её связи с государством. Большая, но сокращающаяся часть тори сохранила верность католическим наследникам Стюартов, поддерживая их права на трон: с момента коронации первого представителя Ганноверской династии в 1714 году, многие тори поддерживали движение якобитов .
Консерватизм возникает в конце XVIII века: он являлся синтезом умеренных экономических воззрений вигов и многих социальных ценностей, носителями которых были тори. Этот синтез дал начало новой политической философии, сторонники которой выступили категорически против французской революции . Эдмунд Бёрк и Уильям Питт Младший были среди его основоположников. и сильная армия стали важными компонентами торизма при последующих премьер-министрах. Благодаря тому, что эти тори сыграли центральную роль в формировании Консервативной партии Великобритании , её членов часто называют (в основном в разговорной речи) «тори», даже несмотря на то, что они не являются традиционалистами. Приверженцев традиционного торизма в настоящее время часто называют « высокими тори », так как традиционно-консервативные ценности торизма отличаются от более либеральных и космополитичных составляющих идеологии Консервативной партии.
Слово «тори» происходит от среднеирландского tóraidhe (в современном ирландском «tóraí») — «человек, объявленный вне закона», грабитель, восходящего к ирландскому «tóir» — «преследование» так как объявленные вне закона являлись «преследуемыми людьми». ) Первоначально оно использовалось для обозначения ирландских («Rapparee» — «копьеносец; ополченец»), а позднее стало применяться к ирландским конфедератам или вооруженным роялистам . Таким образом изначально термин являлся оскорбительным до того, когда стал употребляться в качестве политического ярлыка (аналогичной была история понятия « виг »).
К концу правления Карла II (1660—1685) развернулись дебаты о том, обладает ли его брат Яков, герцог Йоркский, правом наследования трона или нет. «Виги» (от английского «whiggamore», «погонщик скота», которое было стереотипным прозвищем радикального крыла анти-католически настроенных ковенанторов ) было изначально оскорбительным словом, которым называли сторонников исключения Якова из линии престолонаследия на основании его вероисповедания: герцог Йоркский открыто исповедовал Католицизм. Те, кто не желал исключения Якова, получили имя « абгорреры », а позднее — «тори». Титус Оутс применял термин «тори» (который тогда имел значение «ирландский грабитель») к тем, кто не верит в сфабрикованный им « папистский заговор »; постепенно данное название распространилось на всех тех, кто симпатизировал католику герцогу Йоркскому.
Суффикс -ism (появившийся в английском языке в XVII веке) был добавлен к словам «виг» (Whig) и «тори» (Tory) для образования слов « » и «торизм» (Toryism), которые обозначали политическую философию (принципы и методы) каждой из двух фракций.
Исторически термин «тори» применялся к тем, кто был лоялен британской монархии. Изначально его применяли к изолированным группам повставнцев, противостоявших Оливеру Кромвелю во время девятимесячной ирландской кампании 1649—1650 гг. , которые находились в союзнических отношениях с роялистами благодаря договорю с парламентом конфедеративной Ирландии , подписанному в Килкенни в январе 1649 года; позднее термин будет применяться к лишенным земли католикам Ольстера после .
Во время кризиса, порожденного Биллем об отводе слово «тори» стало применяться в Англии в качестве прозвища, данного выступившим против билля (ставшим известными по именем абгорреров . Понятие «тори» имело такие коннотации, как « » и « » (последнее уходит корнями в употребление слова в Ирландии).
Английских тори в период между Славной революции и Избирательной реформой 1832 года характеризовали сильный монархизм , поддержка Церкви Англии и категорическое неприятие радикальных реформ. Партия тори являлась политической организацией, которая периодически оказывалась у власти в течение этого же периода.
С 1832 года термин «тори» обычно (и не совсем корректно) используют для обозначения Консервативной партии и её членов.
Термины «тори» или «лоялист» использовались в период американской революции применительно к тем, кто сохранял лояльность Британской Короне. С конца XVII века, понятие «тори» описывало тех, кто поддерживал идею превосходства короля над парламентом. Во время войны за независимость, особенно после подписания Декларации независимости США в 1776 году, его использование в таком значении было расширенно, чтобы включать каждого, кто оставался лояльным Британской Короне. Около 80 % лоялистов остались в Соединенных штатах после войны. Около 60 000 лоялистов, которые перебрались в Канаду , на Багамские Острова или вернулись в Великобританию после окончания американской войны за независимость, также известны как (United Empire Loyalist).
12 февраля 1798 года Томас Джефферсон описывал Федералистскую партию так: «Политическая секта […], считающая, что исполнительная власть является той ветвью нашего правительства, которую наиболее необходимо поддерживать, [которую] называют федералистами, иногда аристократами или монократами, а иногда тори, в честь соответствующей секты в английском правительстве, которая определяется таким же образом» . Однако, это было враждебное именование, используемое противниками федералистов (одним из которых был сам Джефферсон), и которое сами федералисты никогда к самим себе не применяли, хотя и являлись после войны сторонниками тесных отношений с бывшей метрополией.
Термин «тори» использовался для описания британских правящих классов Верхней и Нижней Канады в период, предшествовавший созданию Канадской конфедерации , известных также как « Семейный пакт » (Family Compact) и Клика Шато (Château Clique) (элита в рамках правящих классов, члены которой часто были представителями той секции общества, которую составляли .
В пост-конфедеративной Канаде термины « Красные тори » и « Синие тори » с давних пор использовался для описания двух крыльев Консервативной партии (до её создания — Прогрессивно-консервативной партии (ПКП)). Диадическое напряжение родилось в результате политического союза (1854 год) между британо-канадскими тори, франко-канадскими традиционалистами и секциями зарождающихся в это время коммерческих классов, которые характеризовались монархистскими и лоялистскими склонностями, многих из которых не устраивали про-американские и тенденции внутри партии радикальных либералов (Clear Grits). Сила и известность тори в политической культуре была постоянной чертой жизни в Новой Шотландии , Нью-Брансуике , Островах Принца Эдуарда , Онтарио и Манитобе .
К 1930-м годам фракции канадского торизма ассоциировались либо с городскими финансовыми элитами, либо с земельными традиционалистами внутренних районов страны. «Красный тори» — это член более умеренного крыла партии (в традиции (John Farthing) и ). Они, в массе своей, объединены приверженностью британским традициям в Канаде.
В течение всей канадской истории Консервативная партия находилась под контролем « макдональдианских » идеологических элементов торизма, что в канадском контексте означает приверженность англо-канадским традициям монархии, Империи-Содружеству, парламентскому управлению, национализм, протекционизм, социальные реформы и, в конечном счете, признание необходимости «государства всеобщего благоденствия».
К 1970-м годах Прогрессивно-консервативная партия была партией кейсианского консенсуса (a Keynesian-consensus party). С началом стагфляции в 1970-х годах, некоторые канадские тори подпали под влияние неолиберальных идей, бывших в ходу в Великобритании и США, среди которых наиболее популярными были политика приватизации и интервенции, определяемые экономическими теориями предложения . В Канаде этих тори стали называть неоконсерваторами (данный термин имеет отличное значение в США). К началу 1980-х гг. среди тористского руководства не было идеологически чистых неоконсерваторов, однако Брайан Малруни , который стал лидером партии в 1983 году, постепенно воспринял многие из политических идей правительств Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана .
Так как Малруни повел Прогрессивно-консервативную партию в более неоконсервативном направлении, что нашло свою реализацию в таких политических инициативах как дерегуляция, приватизация, свободная торговля и потребительский налог, называемый (Goods and Services Tax или GST), многие тори-традиционалисты стали высказывать озабоченность политической и культурной схизмой, происходящей в партии.
Создание в 1986 году привлекло некоторых неолибералов и социальных консерваторов, вышедших в результате из партии тори, а так как некоторые неоконсервативные действия правительства Малруни оказались непопулярными, некоторые провинциальные правые элементы также присоединились к Реформистской партии. В 1993 году Малруни ушел в отставку вместо того, чтобы участвовать в избирательной борьбе, исходя из его персональных достижений после девяти лет во власти. Этот шаг оставил ПКП в состоянии разлада и попытках понять как сделать торизм релевантным в таких провинциях как Квебек , Саскачеван , Альберта и Британская Колумбия , в которых никогда не было сильной тористской традиции и политической культуры.
После этого, в 1990-х годах, ПКП была малой партией в канадской палате общин и могла оказывать законодательное давление на правительство только через свое влияние в Сенате Канады . В конечном счете, из-за смерти и ухода в отставку некоторых сенаторов, это влияние ослабло. Джо Кларк возглавил партию, но разрыв с реформистами значительно подорвал силу объединенного голоса красных и синий тори в Канаде.
К концу 1990-х годов звучали голоса о необходимости объединения правых политических сил в Канаде с тем, чтобы не допустить либерального большинства в парламенте. Многие тори (как красные, так и синие) выступили против подобного шага. Остальные заняли прагматический подход, считая что он может способствовать возрождению сильной партийной системы. Партия Канадский союз (в который была преобразована Реформистская партия) и некоторые из ведущих тори попробовали заключить союз, созданный на общих основаниях. Хотя лидер прогрессивных консерваторов Джо Кларк выступил резко против этой идеи, но, несмотря на это, переговоры продолжились и, в конце концов, в декабре 2003 года Канадский союз и прогрессивно-консервативные партии проголосовали за объединение в новую партию под названием «Консервативная партия Канады».
После объединения Прогрессивно-консервативной партии и Канадского союза в 2003 году, развернулись дебаты о том, стоит ли сохранять наименование «тори» на федеральном уровне. Хотя было широко распространено мнение, согласно которому некоторые члены союза будут им оскорблены, он был официально принят новообразованной партией во время , на которой был избран партийный лидер. Стивен Харпер , бывший лидер Консервативной партии и премьер-министр Канады, часто называет себя тори. Он также высказал мнение о том, что новая партия является естественной эволюцией консервативного политического движения в Канаде.
В Техасе 1832-36 гг. поддержка Техасской революции не носила единодушного характера. Местные «тори» являлись сторонниками мексиканского правительства: они, в массе своей, являлись владельцами частной собственности, чье происхождение не связывало их с Глубоким Югом . Их меньше всего интересовала политика; они стремились к примирению, а не к войне; они стремились занимать нейтральную позицию по отношению к обеим сторонам конфликта. Однако, они предпочитали экономические, политические и социальные привилегии, которыми они пользовались в качестве граждан Мексики, а революция угрожала поставить под угрозу безопасность их мира.
Понятие «Тори» стало условным обозначением как для членов Консервативной партии Великобритании, так и для всей партии в целом. Некоторые консерваторы называют себя «тори», а само понятие стало широко распространенным в СМИ.
В Канаде термин «тори» может описывать любого члена Консервативной партии Канады , её партии-предшественницы, Прогрессивно-консервативной партии Канады или любой партии, носящей аналогичное название. Данное понятие часто используют в оппозиции термину «Grit» («радикал; либерал»), ставшему условным обозначением для Либеральной партии Канады и её членов, «Dipper» (условное обозначение для партии Новая демократическая партия и «Seppies» — членов квебекской сепаратистской партии Квебекский блок (Bloc Québécois).
В Австралии «тори» используется членами Австралийской лейбористской партии в качестве уничижительного названия в адрес членов консервативных и часто Либеральной и Национальной партий.