Interested Article - Дворцовый парк (Гатчина)

Одна из главных достопримечательностей города Гатчины — пейзажный парковый ансамбль Дворцо́вый парк , созданный в конце XVIII века . Это старейший из комплекса гатчинских парков , его площадь составляет 143 гектара .

Расположен в центральной части города. Вплотную прилегает к городским застройкам на западе и востоке. На юге проходит граница, разделяющая Дворцовый парк с Приоратским парком , на севере — со Зверинцем , на северо-западе расположен регулярный парк Сильвия , территория которого раньше входила в состав Дворцового парка. Главное сооружение парка — Большой Гатчинский дворец , расположенный в его юго-западной части.

Планировка

I — Дворцовый парк
II — Сильвия
А — остров Любви
Б — Собственный сад
В — Нижний Ботанический сад
Г — Верхний Ботанический сад
Д — Ботаническая горка
Е — Нижний Голландский сад
Ж — Верхний Голландский сад
И — Водный лабиринт
К — Липовый сад
Л — Лесной лабиринт
1 — Большой Гатчинский дворец (1766—1781, А. Ринальди )
2 — Павильон Венеры (1792—1793)
3 — Берёзовый домик (1780-е, Ф. Виолье )
и портал «Маска» (1794—1796, В. Бренна )
4 — Колонна Орла (1770, А. Ринальди)
5 — Павильон Орла (1793—1796)
6 — Лесная оранжерея (1794—1796)
7 — Терраса-пристань (1792—1795, В. Бренна)
8 — Адмиралтейство (начало 1790-х)
9 — Чесменский обелиск (1770-е)
10 — Адмиралтейские ворота (1794—1796)
11 — Большие железные ворота (1787)
12 — Амфитеатр (конец 1790-х, Н. А. Львов )
13 — Берёзовые ворота (1795—1798, В. Бренна)
14 — Горбатый мост (1800-?, А. Д. Захаров )
15 — Грот «Эхо» (до 1783)
16 — Восьмигранный колодец (начало 1790-х)
17 —
18 — Терраса-балкон
19 — Белое озеро
20 —

Пространственная структура местности, в которой планировался и развивался Дворцовый парк, определила его композицию, подсказала устроителям места для постройки Большого Гатчинского дворца , направления прокладки аллей и просек, видовые позиции для парковых сооружений. Почти четверть площади парка занимает водная гладь — Белое и озёра, русла небольших речек и каналов, поверхности прудов. Прибрежные территории имеют ярусную планировку, что вместе с изгибами берегов создаёт множество видовых точек на разных уровнях, каждая из которых представляет пейзаж с нового ракурса. Кроме береговых точек осмотра пейзажей живописные виды открываются с поверхности озёр и с башен Большого дворца .

Центр паркового ансамбля — Белое озеро, через которое проходят две основные композиционные оси парка. Первая ось начинается у Большого Гатчинского дворца, идёт через Серебряное и Белое озёра, Павильон Венеры и Берёзовые ворота . При движении по этой оси пейзажи скрываются живописными «кулисами» — Большим дворцом, массивом Длинного острова, террасами Ботанических садов. Вторая условная ось начинается у Адмиралтейских ворот и проходит через Длинный остров в направлении Больших железных ворот на границе Зверинца — движение в этом направлении раскрывает панорамные обзоры Белого озера. Эти два основных направления дополняются возможностью обхода по прибрежным и расположенным в глубине парка аллеям и дорожкам, открывающим новые виды на парк .

Дворцовый парк состоит из нескольких связанных между собой частей.

Английский сад

Вид на Гатчинский дворец и парк. С. Ф. Щедрин , 1790-е

Английский сад — самая крупная часть Дворцового парка, распланированная как пейзажный парк . Включает в себя два озера — Белое и Серебряное, а также большинство прибрежных территорий. На Белом озере расположен так называемый Длинный остров, состоящий из трёх островов и одного полуострова, вытянутых в одну линию. Эта цепь дополняется поперечным Захаровым островом. Острова разделяют Английский сад на правобережную и левобережную части, каждая из которых имеет участки, обладающие собственной художественной ценностью. Ещё один крупный остров, Пихтовый, находится в северной части Белого озера. Вдоль берегов расположены несколько небольших островков, имеющих различную конфигурацию и планировку и различающиеся посадками .

Южная часть Английского сада носит название Адмиралтейской. Её композиционной осью является условная линия, проходящая через Адмиралтейские ворота и Иордань — небольшой гранитный колодец на берегу Белого озера. На территории этой части сада расположено Адмиралтейство с небольшой гаванью — прудом «Ковш», а также сеть прямых и извилистых аллей, связанных с Ботаническими садами, Цветочной горкой, Водным и Лесным лабиринтами .

Другой участок Английского сада с достаточно условными границами носит название Берёзового. Название происходит от находящихся в этой части сада сооружений — Берёзового домика с порталом «Маска» и Берёзовых ворот , оформляющих центральный восточный выход в город. На юге участок граничит с Лесным лабиринтом, на западе — с прибрежной территорией около острова Любви, на север участок доходит до лесного массива, тянущегося до Больших железных ворот . Рельеф в северной и западной (прибрежной) частях пологий, но достаточно резко повышается, образуя холм, на котором стоит Берёзовый домик. Аллеи этого участка обсажены деревьями и образуют «крупноячеистую» сеть, на открытых пространствах которой сгруппированы живописные посадки .

На островах Белого озера расположены несколько парковых сооружений — Горбатый мост , Терраса-пристань и Павильон Орла , которые являются не только украшением сада, но и видовыми площадками.

Левобережная часть Английского сада простирается от Карпина пруда до парка Сильвия . Через участок на всём его протяжении проходят пересекающиеся аллеи. Самый близкий к дворцу участок носит название Придворцового. Основной его частью является обширный луг перед дворцом, понижающийся в сторону Серебряного озера. Луг украшает старый дуб-солитер , растущий прямо перед дворцом. Композиционными элементами Придворцового участка являются Восьмигранный колодец , расположенный рядом с Карпиным прудом и грот «Эхо» , которым заканчивается ведущий из дворца к Серебряному озеру подземный ход.

При движении от дворца на север открывается панорама на Чесменский обелиск , установленный на небольшом мысу Белого озера. Между дворцом и этим мысом расположен регулярный участок сада, за которым закрепилось название «Графин», обусловленное его формой — «дно» «графина» представляет собой трёхъярусную земляную насыпь, а «тулово» с «горлышком», спускающимся к озеру, описывается обводной аллеей. Внутри «Графина» создана сеть пересекающихся дорожек. На возвышенности сада до 1930-х гг. располагался шатёр — так называемая Турецкая палатка .

Далее на север находилось здание Лесной оранжереи , построенное в конце XVIII в. и предназначенное для выращивания редких видов растений. Рядом с Лесной оранжереей расположен небольшой луг с прудом. Сейчас от здания остались только руины.

Между Лесной оранжереей и Сильвией находятся ещё два парковых сооружения — Амфитеатр , предназначенный для проведения рыцарских представлений, и Колонна Орла , старейшее сооружение Дворцового парка. Колонна Орла связана с Павильоном Орла , расположенным на Длинном острове, видовой просекой.

Собственный сад

Вид на Собственный сад из окна Башенного кабинета

Собственный сад — небольшой сад (площадью около полугектара) регулярной планировки , расположенный непосредственно около стен дворца на высокой насыпной площадке и отгороженный от остального парка опорной стеной с оградой. Опорная стена угловой части Собственного сада имеет площадку с балюстрадой. В отличие от других садов Дворцового парка Собственный сад насыщен скульптурным декором, а также имеет крытые аллеи — берсо .

Нижний и Верхний Голландские сады

Нижний Голландский сад

Нижний и Верхний Голландские сады, а также Липовый сад — комплекс трёх садов, также расположенных рядом с дворцом и имеющих регулярную планировку. Нижний Голландский сад был украшен скульптурой и выполнен в виде большого газона, пересечённого несколькими прямолинейными дорожками. Из Нижнего Голландского сада в Верхний ведут несколько каменных лестниц. Верхний сад засажен деревьями, между которыми проложены прямые аллеи. Композиционным центром сада является площадка, на которой была установлена мраморная статуя Афины . Рядом с Верхним Голландским садом расположен Липовый сад, отделённый нешироким каналом. Липовый сад имеет вытянутую форму и граничит с Красноармейским проспектом .

Нижний и Верхний Ботанические сады

Нижний и Верхний Ботанические сады — два сада регулярной планировки, расположенные в восточной части парка на разных высотных уровнях общей площадью около 4 гектаров. Сады украшают два пруда правильной формы — восьмигранный в Верхнем саду и круглый в Нижнем. Через оба сада проходит аллея, являющаяся их центральной осью. Кроме центральной аллеи по периметру садов проходят ещё две аллеи и все три пересекаются с таким же количеством поперечных аллей, пруды обрамлены дорожками. Места пересечения аллей отмечены небольшими площадками, вдоль аллей высажены дубы. Для перехода между Верхним и Нижним Ботаническими садами устроено три симметричные гранитные лестницы с семью ступенями. На откосе, отделяющем Адмиралтейскую часть Английского сада от Нижнего Ботанического сада сделана десятиступенчатая гранитная лестница, к которой выводит центральная аллея. Средняя поперечная аллея соединяется с пандусом, ведущим на Цветочную горку, расположенную западнее Ботанических садов.

Ботаническая или Цветочная горка

Вид на Гатчинский дворец и Карпин пруд. Акварель Г. С. Сергеева , 1798

Ботаническая или Цветочная горка расположена рядом с Ботаническими садами в восточной части парка. Представляет собой земляной полуконус со срезанной вершиной. От Ботанических садов на горку ведёт пандус, с противоположной от садов стороны горка соединяется с Лесным лабиринтом. Эта сторона сделана в виде четырёх расширяющихся сверху вниз террас с дорожками. На северной и южной сторонах горки сделаны две лестницы из гранита. Цветочная горка вписана в рельеф местности, поэтому лестницы имеют разную длину — северная лестница короче южной и состоит из трёх маршей, в то время как южная — четырёхмаршевая.

Водный и Лесной лабиринты

Мост через протоку Водного лабиринта

Водный и Лесной лабиринты — два пейзажных лабиринта, расположенные около восточной части Белого озера. Площадь этой части парка более четырёх гектаров.

Лесной лабиринт расположен между Ботанической горкой, Водным лабиринтом и Берёзовым участком Английского сада. Представляет собой сеть аллей, проложенных сквозь лесной массив и расходящихся от небольшой возвышенной площадки, расположенной рядом с Верхним Ботаническим садом. Эта площадка называемой «пятью углами» по количеству пересекающихся в этой точке аллей и является хорошей видовой точкой, откуда открывается вид на Водный лабиринт.

Водный лабиринт устроен в виде глубокого залива Белого озера, в котором устроены четыре небольших искусственных острова с прихотливо изрезанными берегами. Протоки между островами колеблются по ширине от 7 до 12 метров. Между двумя из островов и берегом перекинуты три ажурных мостика, по которым проходит дорога вдоль озера, ведущая от Адмиралтейства к острову Любви.

Остров Любви

Остров Любви — регулярный сад, созданный на искусственном острове Белого озера в центральной его части. Остров имеет форму вытянутого с северо-востока на юго-запад треугольника с прямолинейными берегами, от парка его отделяет неширокий прямой канал, через который перекинуты два ажурных мостика. В центральной части острова были устроены две террасы—балкона длиной около 6 метров. Террасы служили не только видовой точкой, но и использовались как пристань для прогулочных судов. Через остров проходят три аллеи, пересекающиеся в юго-западной, острой, части треугольника, где находится главное украшение сада — Павильон Венеры . Вдоль аллей высажены деревья и кустарники. Остров Любви является редким образцом островного регулярного сада XVIII века.

История

Высший расцвет садово-паркового искусства в России произошёл в XVIII веке. В окрестностях Санкт-Петербурга и в самом городе в это время создаются парки и сады — Летний сад , Екатерингоф , сады в Петергофе , Ораниенбауме , Стрельне , Царском Селе и других пригородах, многие из которых стали жемчужинами паркостроения России. Эти парковые ансамбли создавались, в основном, в стиле барокко — с правильной геометрией дорожек, площадок, с использованием фонтанов и большого количества статуй, преобразующие естественные ландшафты в упорядоченную структуру. Это были сады с регулярной планировкой, в так называемом «французском» стиле. Во второй половине века мода изменилась в сторону так называемых «английских» или пейзажных парков, отличающиеся от «французских» планировкой, имитирующей естественные ландшафты. Именно в это время возникает гатчинский Дворцовый парк .

Историю создания парка принято делить на два периода — «орловский» и «павловский» .

«Орловский» период

Фрагмент картины Якоба Меттенлейтера «Вид на Гатчинскую Мызу и деревни с Сигнальной башни Гатчинского Дворца». 1790-е годы
Григорий Орлов

«Орловский» период создания парка связан с владельцем Гатчинской мызы (ныне город Гатчина) графом Григорием Орловым , фаворитом Екатерины II . В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту в благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года , в результате которого она стала императрицей. Через несколько лет на территории мызы новым хозяином закладывается Большой Гатчинский дворец , а вокруг дворца начинает создаваться пейзажный парк. Начало создания парка приходится на 1770-е гг., об этом говорят объявления Домовой конторы графа Орлова в « Санкт-Петербургских ведомостях » о вызове подрядчиков по доставке деревьев и найму работников для проведения работ на территории парка. Руководство созданием парка осуществлял известный садовый мастер Джон Буш , приглашённый Орловым специально для этой цели. В эти годы производилась обработка и изменение изначального лесного массива вокруг Белого озера, посадка редких и немногочисленных пород деревьев, нетипичных для леса северной полосы. Кроме местных, преимущественно хвойных пород, в парке были высажены тысячи деревьев — дубов, плакучих ив, клёнов, лиственниц, вязов, серебристых ясеней и лип, причём посадки проводились с учётом эстетического и колористического восприятия пейзажа. Деревья для парка доставлялись уже взрослыми, в основном из Новгородской губернии . Также изменения коснулись рельефа местности, были углублены и расширены озёра, устроено несколько искусственных островов, проведены прогулочные дорожки.

Описаний парка того времени почти не сохранилось и самым первым из известных является письмо Григория Орлова Жану Жаку Руссо , в котором он приглашает известного писателя поселиться в Гатчине. Ниже приведён отрывок из этого письма, написанного в 1766 году .

… Тем не менее мне вздумалось сказать Вам, что в шестидесяти вёрстах от Петербурга, то есть в десяти немецких милях, у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озёра, образуют уголки, приятные для прогулок и возбуждающие к мечтательности…

Колонна Орла

В парке раннего периода его существования было установлено всего несколько постоянных сооружений . Некоторые из них дошли до нашего времени — это Колонна Орла , впервые упоминающаяся в 1770 году , Чесменский обелиск , построенный не позже середины 1770-х годов и впервые упоминающийся в 1783 году Грот «Эхо» . Но, тем не менее, на его территории для развлечения хозяев и их гостей устраивались различного рода временные декорации, например, небольшие павильоны, внешне выглядящие как хлебные или сенные скирды , внутри которых были залы для отдыха .

Известно ещё об одном сооружении парка «орловского» периода, не сохранившемся до нашего времени — на Белом озере были установлены медные статуи, выкрашенные в белый цвет, подаренные Орлову известным горнозаводчиком Александром Демидовым . Когда и куда они исчезли — неизвестно, но о том, что они некогда украшали поверхность озера, напоминает крупный гранитный камень с прямоугольной выемкой в одном из заливов озера .

Первый этап развития парка заканчивается в начале 1780-х гг. в связи со смертью хозяина поместья в 1783 году.

«Павловский» период

Павел I

Следующим владельцем Гатчинской мызы стал великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I . Поместье было подарено Павлу его матерью, Екатериной II, которая выкупила мызу у братьев Григория Орлова после его смерти в 1783 году. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции в Павловске . Из-за ограниченности личного бюджета серьёзно заняться Гатчиной он смог только 1790-х годах, когда в Павловске было закончено основное строительство . «Павловский» период в развитии парка продолжался начиная с 1780-х гг. и до смерти императора в 1801 году.

При новом владельце в парке продолжились крупные работы. В больших количествах высаживались деревья (в качестве примера можно привести заказ на посадку только одним подрядчиком 16,5 тысяч лип в 1794 году), проводились масштабные перепланировки ландшафтов, строились новые парковые сооружения .

Некоторым частям Дворцового парка в последнем десятилетии XVIII в. была предана регулярная планировка. Это в первую очередь Сильвия, Верхний и Нижний Голландские сады, Ботанический сад и Собственный сад, примыкающий к зданию дворца. Тем не менее, эти участки ансамбля органично влились в пейзажный парк, не нарушая его целостности .

Берёзовый домик

Возведение новых парковых сооружений началось уже в 1780-х гг. Вероятно, первой постройкой в парке при новом хозяине поместья стал Берёзовый домик , который был построен до 1787 года архитектором Франсуа Виолье . Этим же периодом датируются Большие железные ворота (построенные, вероятно, в 1787 году), расположенные на северной границе парка и отделяющие Дворцовый парк от Зверинца .

В 1790-х годах начинается основной период застройки парка. В это время в парке работает садовый мастер . Здания старого господского дома, располагавшиеся на территории парка, сносятся.

Здание Адмиралтейства. Фотография сделана до 1880-х годов

В первой половине десятилетия в южной части парка начинает строиться здание Адмиралтейства , предназначенное для постройки и хранения прогулочных судов небольшого гатчинского флота, а в 1795 году около Адмиралтейства выкапывается овальный пруд, соединяющийся с Белым озером небольшим каналом с подъёмным мостом и предназначенный для спуска судов на воду . У южного входа в парк по чертежам Ринальди в 1794—1796 гг. возводятся массивные Адмиралтейские ворота . Также в южной части парка под наблюдением разбивается Ботанический сад . Около Берёзового домика устраивается каменный портал, предназначенный для маскировки от зрителей павильона, внешне выглядящего как поленница дров . Недалеко от домика строятся Берёзовые ворота (1795—1798), обозначившие восточный выход из парка .

В центральной части парка прокладывается канал, отделивший часть берега и создавший на Белом озере новый остров, получивший название острова Любви . Его украшением становится Павильон Венеры , строительство которого продолжается с 1792 по 1793 гг . На берегу острова создаются террасы, высаживаются липы . На противоположном берегу Белого озера, на Длинном острове, в 1792—1795 годах появляется Терраса-пристань , использовавшаяся как причал для прогулочных судов . На том же острове в 1793—1796 гг. строится Павильон Орла , визуально соединившийся с Колонной Орла с помощью просеки .

В северо-западной части Дворцового парка устраивается регулярный парк, получивший название Сильвии , создание которого продолжается до 1800 года . В 1792—1793 годах на границе Сильвии возводятся ворота из пудостского камня . После окончания работ этот участок, отделённый от Дворцового парка стеной, становится самостоятельным парком . Недалеко от него начинается строительство — бассейна, ограждённого каменным барьером , а также Лесной оранжереи (1794—1796), предназначенной для выращивания декоративных, лавровых и других деревьев . В различных частях парка существовавшие ранее деревянные мосты заменяются каменными.

Восьмигранный колодец

В это же время благоустраивается часть парка, прилегающая к дворцу. Рядом с Серебряным озером выкапывается и облицовывается гранитом Восьмигранный колодец . В 1792—1793 гг . на месте глубокого оврага создаётся , имеющий форму кувшина (окончательно он был завершён летом 1795 года). Земля, вынутая при этих работах, идёт на подсыпку берегов при создании двух участков парка с регулярной планировкой — Верхнего и Нижнего Голландских садов. В 1794 году на территории, непосредственно примыкающей к зданию дворца, строится терраса Собственного сада. С противоположной стороны дворца на некотором расстоянии устраивается небольшой регулярный садик «Графин» с так называемой Турецкой палаткой — деревянным ярко расписанным шатром, увенчанным гюйсом Императорского военно-морского флота.

Во второй половине 1790-х и в 1800—1801 гг. работы по обустройству парка продолжаются. Из новых сооружений появляется Амфитеатр , построенный в 1797 году по проекту архитектора Н. А. Львова и предназначенный для проведения рыцарских представлений — так называемых «каруселей». В 1796 году у Больших железных ворот часть кирпичной ограды заменяется на металлическую решётку. В 1797 году окончательно оформляется Собственный сад, около Лесной оранжереи выкапывается небольшой пруд, предназначенный для полива растений в оранжерее; пруд прямоугольной формы выкапывается также недалеко от Берёзового домика. В Ботаническом саду строятся 13 лестниц из черницкого камня, в 1799—1801 гг. в этом саду устраиваются оранжереи и теплицы. По проекту архитектора А. Д. Захарова начинается перестройка Холодной ванны. На берегах Белого озера возводятся два моста — Горбатый и Карпин .

Период между 1801 и 1917 годами

После смерти Павла I в 1801 году интенсивные работы в парке приостанавливаются. При следующих хозяевах Гатчины и, соответственно, Дворцового парка, в основном проводится реставрация обветшавших сооружений, парк поддерживается в хорошем состоянии.

Первые датированные работы в парке в этот период относятся к 1837 году, когда полностью перестраивается Малый мост на круговой дороге . В 1841 году реставрируется Горбатый мост, в это же время (1841—1842 гг.) восстанавливается обветшавший Павильон Орла. В 1843 году изменяется архитектура Берёзовых ворот — на них устраивается кровля, заменившая обзорные площадки наверху ворот, что несколько меняет, но не ухудшает их вид. В 1847—1849 гг. реконструируется Амфитеатр.

Во второй половине XIX в. работы продолжаются — в Ботаническом саду сносятся теплицы и оранжереи, а на их месте высаживаются дубы, в это же время появляются ажурные чугунные мостики на острове Любви. В 1851 году на этом же острове переделываются обветшавшие балконы. В 1859—1860 гг. реконструкции подвергается старейшее сооружение парка — Колонна Орла, у которой заменяется основная мраморная колонна и реставрируется фигура орла. В 1881 году около Больших железных ворот строится небольшая караулка по проекту архитектора Л. Ф. Шперера . Через четыре года, в 1885 году, опять реставрируется обветшавший Горбатый мост, а также Павильон Орла. В 1886 году восстанавливается Терраса-пристань, в 1887 году — Адмиралтейские ворота и в этом же году полностью перестраивается Большой мост на круговой дороге . Последней известной работой в этот период является перестройка Чесменского обелиска в 1891 году, который был полностью разобран и воссоздан в прежнем виде.

Парк после 1917 года

Павильон Орла

После Февральской революции 1917 года и отречения от престола императора Николая II к власти пришло Временное правительство . Парк перестал принадлежать царской семье и перешёл в народную собственность.

До начала Великой Отечественной войны крупных работ в парке не проводилось.

Начиная с 1941 года и по 1944 год Гатчина находилась в оккупации . В это время парк сильно пострадал — было вырублено большое число деревьев, взорваны Карпин , Большой и Малый мосты на круговой дороге, сильно повреждён и заминирован Горбатый мост , Лесная оранжерея полностью сожжена. Все остальные сооружения также пострадали в той или иной степени. Вскоре после освобождения города, в ночь с 12 на 13 сентября 1944 года до основания был разрушен Берёзовый домик при попытке его разобрать .

В послевоенные годы начинается восстановление гатчинских парков. Первые работы проводятся почти сразу после освобождения города — территория парка разминировалась, засыпались воронки от взрывов снарядов и бомб, расчищались дорожки и убирались обломки разрушенных сооружений, извлекалась из земли закопанная скульптура. В первые послевоенные 4 года в парке было высажено около 6000 деревьев .

Крупные работы по устранению повреждений, нанесённых войной, начались во второй половине 1960-е гг. с реставрации Павильона Венеры . В 1969—1970 гг. производится восстановление Горбатого моста, Павильона Орла и Адмиралтейских ворот, возвращается изначальная планировка Верхнего и Нижнего Голландских садов. В 1972 году реставрируется старейшее сооружения парка — Колонна Орла. В 1973 году восстанавливается здание павильона Берёзового домика, а воссоздание его интерьеров продолжается вплоть до 1976 года. В 1974—1979 гг. производится полная реконструкция Павильона Венеры.

Шлюз у Больших железных ворот

В 1980-х гг. производятся восстановительные работы в Собственном саду, повторно реставрируется Горбатый мост. Начинаются работы по восстановлению Холодной ванны, которые в начале 1990-х гг. приостанавливаются. Также в это время парк несёт не восполненную до сих пор потерю — 19 июля 1993 года пожар уничтожает павильон Адмиралтейства .

В 2004 году завершилась продолжавшаяся несколько лет реконструкция шлюза у Больших Железных ворот, находящегося в месте истока речки из Белого озера .

С 2006 года средства, выделяемые на восстановление парка, значительно увеличились. Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году .

В 2008 году из бюджета Санкт-Петербурга были выделены средства на реставрацию Павильона Венеры, а также моста через протоку около Адмиралтейства .

Рекреационное значение

До революции дворцовый парк принадлежал царской семье и был закрыт для посторонних. В послереволюционное время он открылся для горожан.

В 1950-х гг. на берегу Белого озера недалеко от Адмиралтейства была построена лодочная станция , которая просуществовала до 1993 года. В 1993 году пожар уничтожил здание Адмиралтейства, где хранились лодки, и станцию закрыли. Через некоторое время лодочная станция открылась на противоположном берегу озера, около Больших Железных ворот, где работает и до настоящего момента.

В советское время в парке функционировал городок аттракционов, в здании Адмиралтейства действовал летний театр .

В парке находится крупный музей, расположенный в Большом Гатчинском дворце , а также два небольших интерьерных музея — Павильон Венеры и Берёзовый домик . Парк служит излюбленным местом прогулок гатчинцев и гостей города.

Современная ситуация

Мост в районе Холодной ванны, май 2010 года

Значительной проблемой парка является его запущенность, связанная с недостатком финансирования . Практически не функционирует гидросистема парка , разрушаются мосты .

Спорным вопросом является тема транзита: через парк проходит пеший маршрут от Балтийского вокзала в центр города. По мнению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко , от этого необходимо уйти из-за высокого уровня вандализма .

Для ухода за парком создана некоммерческая организация «Общество друзей Гатчинского парка». Активисты движения проводят субботники, расчищают парк от мусора, проводят другие работы.

В 2008 году начаты работы по реставрации мостов. Завершены работы на переправах на остров Любви и мосту через протоку Ковш у Адмиралтейства, которые находились в аварийном состоянии: была видна рифленая конструкция перекрытий. На работы потратили 15 млн рублей из бюджета Санкт-Петербурга. Запланировано восстановление ещё пяти мостов парка .

Примечания

  1. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 134.
  2. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 132—134.
  3. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 135—136.
  4. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 139, 143.
  5. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 157.
  6. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 122—123. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  7. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 124. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  8. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 128. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  9. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 129. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  10. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 157. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  11. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 149. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  12. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 146. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  13. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 129, 295. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  14. Балаева С. Н. Приложение // Записки хранителя Гатчинского дворца 1924-1956. Дневники. Статьи. — СПб. : «Искусство России», 2005. — С. 556. — 646 с. — 2000 экз. ISBN 5-98361-018-X .
  15. Федорова В. В. . Гатчина — версаль Павла I . . Дата обращения: 18 марта 2010. 30 апреля 2010 года.
  16. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 16—17. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  17. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 132. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  18. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 136. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  19. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 196. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  20. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 209. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  21. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 203. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  22. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 206. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  23. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 201. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  24. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 197. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  25. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 198. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  26. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 188. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  27. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 190. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  28. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 193. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  29. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 159. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  30. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 185.
  31. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 166. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  32. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 177.
  33. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 170. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  34. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 173. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  35. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 222.
  36. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 183. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  37. Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 151. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 .
  38. Легенды и были Старой Гатчины. — Гатчина: Типография «Латона», 2006. — С. 47. — 89 с. — 500 экз.
  39. Балаева С. Н. Записки хранителя Гатчинского дворца 1924-1956. Дневники. Статьи. — СПб. : «Искусство России», 2005. — С. 163. — 646 с. — ISBN 5-98361-018-X .
  40. Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. По старым чертежам, документам и книгам // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 34.
  41. . Дата обращения: 29 апреля 2008. 23 апреля 2008 года.
  42. от 16 апреля 2008 на Wayback Machine
  43. . Дата обращения: 29 апреля 2008. Архивировано из 13 апреля 2008 года.
  44. . Дата обращения: 29 апреля 2008. 21 июля 2014 года.
  45. . Дата обращения: 29 апреля 2008. 6 мая 2008 года.
  46. . Дата обращения: 29 апреля 2008. 3 мая 2008 года.
  47. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
  48. . Дата обращения: 29 апреля 2008. 4 марта 2016 года.
  49. Паламарчук Г. Валентина Матвиенко: «К 2012 году гатчинский дворец и парк должны быть приведены в полный порядок» // Гатчина-Инфо : газета. — Гатчина, 2008. — № 16 (600) . — С. 2 .
  50. Дмитрий Ратников. // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — СПб. , 29 сентября 2008. — Вып. 182 .

Литература

  • Макаров В. К. , Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 122—169. — 304 с. — 3000 экз. ISBN 5-984-56018-6 . — основной источник по истории парка
  • Кючарианц Д. А. , Раскин А. Г. Дворцовый парк // Гатчина: Художественные памятники. — Лениздат, 2001. — С. 132—221. — основной источник по планировке парка
  • Балаева С. Н. Записки хранителя Гатчинского дворца 1924-1956. Дневники. Статьи. — СПб. : «Искусство России», 2005. — 646 с. — ISBN 5-98361-018-X .

Ссылки

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 540-012
• •
Источник —

Same as Дворцовый парк (Гатчина)