Interested Article - Правовая семья

Соотношение правовой семьи, правовой системы и системы права
Карта правовых систем мира

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения ; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем, опубликовавшим в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием «Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Völker, Länder und Zeiten» (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход, Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития . Несколько раньше Лейбниц выдвинул похожую идею в отношении языков, введя в оборот термин языковая семья (семья языков).

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем . Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

Помимо исторического значения, выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида , в соответствии с которой выделяются:

  • романо-германская правовая семья,
  • англосаксонская правовая семья,
  • религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
  • социалистическая правовая семья,
  • традиционная правовая семья,
  • некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права . Основной источник права — нормативный акт . Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли , а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится чёткое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции .

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • группу романского права (правовые системы Франции , Бельгии, Испании, Италии, Квебека, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Пуэрто-Рико, Румынии, Филиппин, латиноамериканских стран, франкоязычных африканских стран, некоторых стран Передней Азии и др.);
  • группу германского права (правовые системы Германии , Австрии, Азербайджана, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии, Киргизии, Латвии, Молдовы, Португалии, Словении, Таиланда, Турции, Узбекистана, Украины, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии и др.);
  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную «славянскую группу» (правовые системы Болгарии, Македонии, России, Сербии, Черногории и др.) , которое, по их мнению, имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций, в частности, ориентацию на религию, коллективизм, сильную роль государства, влияние морально-нравственных норм на право. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права , в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

Англосаксонская правовая семья

Общее право доминирует в национальных правовых системах Австралии, Белиза, Великобритании (кроме Шотландии), Ирландии, Канады , Новой Зеландии, США , Ямайки и др. Прародительницей этой правовой семьи была Англия . В основе этой правовой системы — принцип stare decisis лат. «стоять на решённом»), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту . Основным источником права в Англо-американской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англо-американской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов Америки ). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы . Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности . При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд .

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право ( шариат ) и иудейское право ( галаха ). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община , должен беспрекословно исполняться.

В современном Израиле галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями ( адат ), а также с законодательством местных правителей.

Традиционная правовая семья (обычное право)

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки , Юго-Восточной Азии , Австралии и Океании . Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций . Они являются для них неписаными нормами поведения , которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы .

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право ). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения , вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди , в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший . При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу « око за око » .

Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения , главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм ), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям , а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов .

Смешанные правовые семьи

Смешанные правовые системы бывают следующих видов :

  • дуализм романо-германского и англо-американского права (правовые системы Израиля, Камеруна, Кипра, Мальты, Таиланда, Филиппин; административно-территориальных единиц: Квебека, Луизианы , Пуэрто-Рико, Шотландии);
  • дуализм англо-американского и религиозного права (правовые системы Бангладеш, Индии, Нигерии, Малайзии, Мьянмы, Пакистана, Судана, Танзании, где действуют в том числе нормы шариата );
  • дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Алжира, Джибути, Египта, Иордании, Ирана, Ливана, Марокко, Сирии, Туниса и др.);
  • дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Камбоджи, Лаоса, Конго, Мадагаскара, Мали, Руанды, Эфиопии, Южной Кореи и др);
  • дуализм англо-американского и обычного права (правовые системы Бутана, Ганы, Гонконга, Замбии, Кении, Папуа-Новой Гвинеи, Сингапура и др.);
  • дуализм римско-голландского и англо-американского права (правовые системы Ботсваны, Гайаны, Лесото, Намибии, Эсватини, Шри-Ланки, ЮАР) ;
  • дуализм романо-германского и социалистического права (правовые системы Вьетнама, КНР, Кубы, Лаоса и др.).

В правовых системах государств Африки ( африканское право ) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также правовые системы бывших колонизаторов — романо-германское, англо-американское или римско-голландское.

В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи , когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией . Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии , арабов во Франции , эмигрантские кварталы в Великобритании ).

Международное право

Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 сентября 2014. 8 сентября 2014 года.
  2. Рене Давид . Основные правовые системы современности. — М. , 2009.
  3. Лафитский В.И. . — М. , 2010. — Т. 1. — С. 200-275. 27 июня 2015 года. . Дата обращения: 28 июня 2013. Архивировано из 27 июня 2015 года. (Дата обращения: 6 сентября 2012)
  4. Тихомиров А.Ю. Курс сравнительного правоведения. — М. , 1996. — С. 128; 319.
  5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. — М. , 2003. — С. 238.
  6. Графский В.Г. . — М. : НОРМА, 2003. — С. 667. 4 марта 2016 года. . Дата обращения: 4 сентября 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года. (Дата обращения: 6 сентября 2012)
  7. от 27 марта 2022 на Wayback Machine — Краснодар, 2016.
  8. — Вестник Университета. М., 2017.
  9. — СПб, 2006.

Литература

  • Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Под ред. Сухарева А. Я. Норма. 2003. от 30 июня 2015 на Wayback Machine
  • Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М. : Юристъ, 1996.
  • Давид Р. , Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. А. Туманова . — М. : Международные отношения, 2009. — 456 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-7133-1340-1 .
  • Саидов А.Х. / Под ред. В.А. Туманова. — М. : Юристъ, 2003. — 448 с. — ISBN 5-7975-0334-4 .
  • Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. — М. : Статут, 2010-2011. — Т. и . — ISBN 978-5-8354-0653-1 .
  • Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М. : НОРМА, 1996. — 432 с. — ISBN 5-89123-042-9 .
Источник —

Same as Правовая семья