Interested Article - Эпистемология

Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание» + λόγος «слово», «речь» ) — философско - методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие . Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним гносеологии .

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις «познание» , «знание» + λόγος «слово», «речь») — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания .

Тенденция к разграничению этих двух понятий характерна для неклассической (современной) философии, и при таком подходе:

Типология и особенности

Схема философии по С. Л. Франку

С точки зрения того, какие проблемы находятся в фокусе внимания при исследовании, различают классическую и неклассическую эпистемологию; для каждого из указанных типов характерны определённые особенности.

Особенности классической эпистемологии

  1. Критицизм . Эпистемология может рассматриваться как критика того представления о знании, которое предлагается в рамках обыденного здравого смысла , научных концепций или других философских систем; она начинается с рассмотрения проблемы соотношения иллюзии и реальности , а также с проведения различий между мнением и знанием. Размышления на эту тему содержатся уже в диалогах Платона , который пришёл к заключению о том, что к числу необходимых характеристик знания должно относиться не только соответствие информации реальному положению дел, но и её обоснованность; впоследствии, начиная с XVII века , соответствующая проблематика оказывается в центре внимания западноевропейской философии, и именно в этот период осуществляется так называемый «эпистемологический поворот». Активно обсуждается вопрос о том, что может считаться достаточным обоснованием знания; эпистемология критикует сложившиеся системы знания, отталкиваясь от некоего идеала знания. Этот процесс принимает различные формы: например, Ф. Бэкон и Р. Декарт критиковали схоластическую метафизику и перипатетическую науку, Дж. Беркли материализм и некоторые основополагающие идеи науки Нового времени , И. Кант — традиционную онтологию и некоторые научные дисциплины, например, рациональную (то есть теоретическую) психологию. Эпистемологический критицизм оказал влияние на А. Эйнштейна , который использовал концепцию Э. Маха при создании специальной теории относительности , а также проявился в использовании К. Поппером принципа фальсификации в его стремлении разграничить научное и ненаучное знание.
  2. Фундаментализм и нормативизм . Требование обоснованности распространяется также и на идеал знания; соответственно, необходимо обнаружить некий фундамент, базу для всех человеческих знаний, не подвергаемую каким-либо сомнениям и обеспечивающую различение знания и не-знания. С этой точки зрения ключевым может считаться понятие и соответствия этой норме, с обязательным проведением различия между фактически существующим и должным. Таким образом, к критической функции эпистемологии добавляется функция культурной легитимации определённых видов знания. В новоевропейской науке, к примеру, базовым считалось знание, основанное на эксперименте, то есть опыте, получаемом в специально созданных условиях, на основе математического моделирования объекта, в противоположность описательному знанию. Также в новое время эпистемологические концепции разделяются на два направления — эмпиризм (позиция, в соответствии с которой критерием обоснованности знания является степень его соответствия чувственному опыту человека) и рационализм (точка зрения, гласящая, что знание должно вписываться в систему «врождённых идей» либо категорий и схем разума, существующих априори). Кроме того, по отношению к норме существует разделение эпистемологии на психологистическое и антипсихологистическое направления. С точки зрения психологистов норма, обосновывающая знание, содержится в эмпирических фактах сознания, тогда как антипсихологисты возражают против такого представления.
  3. Субъектоцентризм . Основанием для всей системы знания служит факт существования познающего субъекта ; этот факт самодостоверен (согласно Р. Декарту) и неоспорим, в то время как всё прочее может быть успешно подвергнуто сомнению (тем самым присущий эпистемологии критицизм усиливается). Знание о том, что находится вне сознания, является опосредованным (тогда как знание того, что присутствует в сознании, считается непосредственным), и в связи с этим возникает ещё одна ключевая эпистемологическая проблема, а именно — каким образом вообще возможно познавать внешний мир и сознание других субъектов. Поиск решения этого вопроса вызывал трудности у исследователей и философов, особенно у сторонников идей материализма и реализма . В некоторых концепциях предлагалось снять указанную проблему как таковую, признав единственной реальностью сознание субъекта и рассматривая мир либо как совокупность ощущений (в эмпиризме), либо рационалистически — как мысленный конструкт, порождение разума . После Декарта проводилось также различение эмпирического и трансцендентального субъектов, последний из которых представлялся источником того, что эмпирический субъект осознаёт как существующее объективно. Существовали также некоторые пограничные по отношению к классической эпистемологии концепции, к примеру — учения Г. Гегеля или К. Поппера, создатели которых стремились преодолеть противопоставление субъективного и объективного миров.
  4. Наукоцентризм . Поскольку эпистемология в её классическом виде сложилась в связи с формированием науки Нового времени и выступала в качестве средства её легитимации, большинство концепций в рамках этой дисциплины рассматривали в качестве высшей формы знания именно научное знание , признавая реальность определённых предметов или явлений исходя из позиции науки по этому вопросу. К примеру, И. Кант полагал исходно оправданным факт существования научного знания, а неокантианцы впоследствии уравнивали эпистемологию с теорией науки.

Особенности неклассической эпистемологии

В конце XX века начала формироваться так называемая неклассическая эпистемология, довольно радикально отличающаяся от классической. Глобальные изменения в современной культуре предписывают новое понимание знания и познания вместе с иным отношением эпистемологии к другим наукам; соответственно, меняются проблематика и методы, используемые в исследованиях. Неклассическая эпистемология характеризуется следующими особенностями:

  1. Пост-критицизм . Основной в данном случае является мысль о том, что для всякой критики необходима некоторая опорная точка, не подвергаемая сомнению в данное время и в данных условиях — так что установка на недоверие заменяется её противоположностью, установкой на доверие к результатам деятельности. В сущности, пост-критицизм опирается на идею о том, что познание не может начинаться с нуля — не отменяя при этом, впрочем, собственно философского критицизма как такового. Смена контекста , в частности, может приводить к возникновению новых смыслов в познавательных традициях, считавшихся утратившими актуальность.
  2. Отказ от фундаментализма . Поскольку познавательные нормы подвергаются разнообразным модификациям в ходе развития человеческого знания, исследователи приходят к выводу о том, что формулировать жесткие нормативные требования и предписания не представляется возможным. В связи с этим разрабатываются новые концепции, предлагающие альтернативный взгляд на соответствующие вопросы — «натурализованная», «генетическая», « экспериментальная », « эволюционная » эпистемология и т. д. Кроме того, отмечается также и коллективность получения знания, которая подразумевает изучение опосредованных культурой и историей связей между субъектами познания.
  3. Отказ от субъектоцентризма . Проблема субъекта получает в рамках современной эпистемологии принципиально иное рассмотрение: предполагается, что познающий субъект изначально включён в реальный мир и в систему взаимоотношений с людьми, а следовательно, в фокусе внимания оказываются причины, процесс и результат порождения и формирования индивидуального сознания. Л. Выготский , в частности, указывал, что внутренний мир сознания может представляться продуктом межсубъектного взаимодействия, в том числе коммуникативного; эти идеи были использованы исследователями, предложившими коммуникативный подход к постижению феномена познания.
  4. Отказ от наукоцентризма . Хотя наука представляет собой наиболее важный способ познания действительности, он, однако, не является единственным и не может окончательно заменить собой все прочие. Альтернативные формы и виды знания также подлежат изучению. При этом важно, что научное знание не только не исключает другие его формы, но и взаимодействует с ними; хотя наука может и не следовать, к примеру, здравому смыслу, она, тем не менее, должна считаться с ним .

Теория познания на протяжении многих веков развивалась в рамках философии. По мнению М. А. Розова , важной тенденцией современной эпистемологии является разработка научного подхода к исследованию процессов познания. В изучении человеческого познания, как это произошло, например, с физикой или биологией, постепенно выделяются проблемы, доступные для исследования научными методами, и формируется особая наука о человеческом познании. В ней, как и в любой науке, должны проводиться эмпирические исследования и развиваться теоретические представления, объясняющие эмпирический материал . (См. также Методологический натурализм .)

Основные проблемы эпистемологии

Понятия и вопросы эпистемологии

  • Понятия:
  • Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
  • Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному:
    • гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства .
    • агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
    • скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична.
    • солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

История эпистемологии

Познание вообще и научное познание в частности сделалось предметом особо пристального внимания философов задолго до появления «эпистемологии/гносеологии».

Античная философия

  • Одним из первых эпистемологическую проблему ставит Парменид , вводя различия между истиной и мнением. Истина — это знание бытия, поэтому её главными критериями являются непротиворечивость, неизменность и вневременность. Сократ разрабатывает один из первых методов познания — майевтику — опирающийся на представление о предсуществовании истины [ источник не указан 4141 день ] , которая сокрыта от конкретного субъекта его мнением. Платон трактовал подлинное знание как воспоминание, возможное вследствие былой причастности души к миру идей . Аристотель закладывает основы рационализма, разрабатывая такой метод познания как аналитика .

Средневековая философия

Новоевропейская философия

Немецкая классическая философия

  • Кант ставит вопрос о предпосылках знания, то есть о сфере трансцендентального и отрицает возможность адекватного познания мира.
  • В гегелевском понимании вопроса логика целиком и полностью, без иррационального остатка, покрывает собою все поле проблем познания, не оставляет за пределами своих границ ни образов созерцания, ни образов фантазии. Она включает их рассмотрение в качестве внешних (в чувственно воспринимаемом материале осуществлённых) продуктов деятельной силы мышления, ибо они — то же самое мышление, только опредмеченное не в словах, суждениях и умозаключениях, а в чувственно противостоящих индивидуальному сознанию вещах (поступках, событиях и т. д.). Логика целиком и без остатка сливается здесь с теорией познания потому, что все остальные познавательные способности рассматриваются как виды мышления, как мышление, ещё не достигшее адекватной формы выражения, ещё не созревшее до неё.

Неокантианство

Только к концу XIX столетия термин «гносеология» входит в обиход в качестве обозначения особой науки, особой области исследований. Конституирование гносеологии в особую науку и исторически, и по существу связано с широким распространением неокантианства , которое на протяжении последней трети XIX столетия становится наиболее влиятельным направлением философской мысли Европы и превращается в официально признанную школу профессорско-университетской философии сначала в Германии, а затем во всех тех районах мира, откуда по традиции ездили в германские университеты люди, надеявшиеся получить там серьёзную философскую подготовку.

Своеобразной чертой неокантианства была специфическая форма постановки проблемы познания, которая, несмотря на разногласия между различными ответвлениями школы, сводилась к следующему :

…учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возможным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково недоказуемых мнений, принято называть „теорией познания“ или „гносеологией“… Конечно, теория познания наряду с только что указанной задачей вправе поставить себе ещё и другие — дополнительные. Но, если она хочет быть наукой, имеющей смысл, то прежде всего она должна заниматься выяснением вопроса о существовании или несуществовании границ знания… А. И. Введенский , Логика как часть теории познания. М.-Пг., 1923, с. 29.

По мнению Э. Д. Ильенкова , данное определение русского неокантианца Введенского точно и чётко указывает особенности гносеологии в понимании неокантианства и всех тех школ, которые возникли под его преобладающим влиянием; а сходные формулировки можно найти у Риккерта , Вундта , Кассирера , Виндельбанда .

Марксизм

Развивая точку зрения Гегеля , марксизм рассматривает логику тождественной теории познания. С этой точки зрения логика является не чем иным, как теорией, выясняющей всеобщие схемы развития познания и преобразования материального мира общественным человеком. Как таковая, она и есть теория познания; всякое иное определение задач теории познания неизбежно приводит к той или другой версии кантианского представления.

По мнению Ф. Энгельса , «…из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет ещё учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Всё остальное входит в положительную науку о природе и истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т, 20, с. 25) . Марксизм полагает, что специфически человеческое отражение мира в сознании — это познавательное отражение, поэтому, как подчёркивал В. Ленин , теория познания должна опираться на широкое философское обобщение онтогенеза и филогенеза познания, на анализ истории познания и культуры в целом .

Современная философия

В современной философии эпистемология разбивается на два течения:

  • В одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании . В условиях кризиса классического рационализма особое внимание уделяется поиску критерия научности , которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности ), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции .
  • В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания, на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания — джастификационизм , — исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения (true justified belief, см. также проблема Гетье ), структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами (см. , дефляционизм , фаллибилизм ). Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания ( , социология знания ), также структурируется как научная дисциплина. Наибольшее влияние на эпистемологию в данной области оказала социология , методы .

Теории познания

Теория познания , или гносеология , — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Пессимистические схемы

Скептицизм

Агностицизм

Гносеологический позитивизм

Реалистические доктрины

                           Реалистические доктрины
                                     |
                                     |
                                     |
                 ------------------------------------------
                 |                   |                    |
                 |                   |                    |
                 |                   |                    |
          Наивный реализм       Натурализм        Праксеологические концепции
                                     |                    |
                                     |                    |
                                     |                    |
                        Нативизм <---|                    |---> 
                                     |                    |
                    Редукционизм <---|                    |---> Диалектический материализм
                                     |                    |
      Эволюционная эпистемология <---|                    |
                  |                                       |
                  |                                       |
                  |                                       |
                  |--->  <------|
                  |
                  |---> 
                  |
                  |---> 

Платонические теории познания

Имманентная теория познания

Трансцендентализм ( Фихте )

Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений , восприятий и представлений.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах , теориях , законах и причинно-следственных связях . На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространён в мистических течениях традиционных религий. С другой стороны рациональное познание в значительной степени опирается именно на сверхчувственное познание на этапе формулирования гипотез и теорий.

Объяснение и понимание

Проблема объяснения и понимания следует из проблемы соотношения веры и знания, где вера постепенно уступает место интуиции . Объяснение основано на логической модели события, построенной по аналогии с другими событиями. Понимание подразумевает интуитивное познание события в его уникальности и неповторимости.

Роль бессознательного

Американский исследователь профессор Ричард Нисбетт экспериментально показал, что многие мыслительные процессы, отвечающие за эмоции и познание, недоступны для сознания индивида .

Проблематика истины

Признавая недостижимость абсолютной истины, человек сталкивается с проблемой оценки истинности его предположений о будущем. Так происходит различение абсолютной и относительной истины. Относительная истина — это модель , сравнительная адекватность и вероятность события, гарантирующая наибольшую эффективность . Относительность истины — утверждение (теория), что абсолютная истина (или полное знание) труднодостижима или недостижима вовсе.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 октября 2013. 28 ноября 2011 года.
  2. Новейший философский словарь / гл.науч.редактор и составитель А. А. Грицанов . — Мн. : Книжный Дом, 1999.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Вечтомов Евгений Михайлович. Глава 1. Математика и теория познания (первый абзац) // . — Scientific magazine «Kontsept», 2013. — С. 14. — ISBN 9785906013880 .
  5. И.Т. Касавин. эпистемология // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . — 2009.
  6. Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Розов М. А. Философия науки в новом видении / Н. И. Кузнецова. — М.: Новый хронограф, 2008. — С. 74—107.
  7. Я. А. Слинин , В. И. Кобзарь. : [ 23 июня 2017 ] // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева : сб. / Ред. коллегия выпуска: Е. Н. Лисанюк, Д. Н. Разеев, К. В. Родченко. Отв. ред. выпуска Ю. В. Перов. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — . — С. 17—37. — 512 с. — 500 экз.
  8. Э. В. Ильенков . Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М. : Политиздат, 1984. — С. 190—192.
  9. . Дата обращения: 19 января 2015. 19 января 2015 года.
  10. . Дата обращения: 20 января 2015. 19 января 2015 года.
  11. Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes.» Psychological Review 84(3): 231—259

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • / В. А. Лекторский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • В. А. Лекторский. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Анкин Д. В. : учеб. пособие / Д. В. Анкин; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Издательство Уралльского университета, 2019. — 192 с.
  • Стап, М. // Стэнфордская энциклопедия философии (версия весны 2014 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. А. С. Мишуры.
  • Гносеология в системе философского мировоззрения. — М., 1983. — 383 с.
  • Теория познания. В 4 томах. — М., 1992—1994. Под ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана .
  • Копнин П. В. . — М.: Мысль , 1974. — на сайте Руниверс
  • Гносеологические проблемы диалектического материализма. — М., 1974. — 357 с.
  • Елсуков А. Н. История античной гносеологии. — Минск, 1992. — 82 с.
  • Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М. : Либроком, 2010. — Т. 1. — 168 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-397-01280-5 .
  • Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. — М. : Издательство МГУ , 1994. — Т. 2. — 136 с. — ISBN 5-211-03240-3 .
  • Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Опыт систематического построения). — М.: URSS , 2004. — 520 с. — ISBN 5-354-00724-0 .
    • Др. изд.: Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники). Изд. 2-е, сущ. доп. — М.: URSS, 2013. — 664 с. — ISBN 978-5-396-00519-8 .
  • Кезин А. В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского университета . — Серия 7. Философия. — 1994. — № 5. — С. 3—11.
  • Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования . — 1993. — № 1. — С. 61—70.
  • Таубе М. Ф. . — Петроград: Тип. М. И. Акинфиева, 1912 — на сайте Руниверс .
  • Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии . — 1993. — № 5.
  • Савельев А. В. на портале «Философия в России» // Философия науки. — 2010. — № 3(46). — С. 3—22.
  • Соболев А. В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии . — № 4. — С. 121—137.
  • Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки . — 1991. — № 8. — С. 34—50.
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000. — 463 с.
  • Штофф В. А. О роли модели в познании — Л., 1963
  • Штофф В. А. Современные проблемы методологии научного познания. — Л., 1975.
  • Audi R. Epistemology: A Contemporary Introduction to the Theory of Knowledge. — London, 2010. — 432 с.
  • BonJour L. Epistemology: Classic Problems and Contemporary Responses. — Lanham, MD, 2009. — 342 с.

Ссылки

  • в
  • Тематическая страница: в библиотеке журнала «Скепсис»
Источник —

Same as Эпистемология