Юрий Святославич
- 1 year ago
- 0
- 0
Святой Влади́мир Святосла́вич ( др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь , около 956 , неизвестно — 15 июля 1015 , Берестово ) — князь новгородский (969—988), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси .
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду , а также сделал его государственной религией Киевской Руси . В крещении получил христианское имя Василий . Известен под именами Владимир I , Владимир Святой , Владимир Великий , Красно Солнышко , Владимир Креститель (в церковной истории).
В былинах стал прототипом Владимира Красное Солнышко . Прославлен в лике святых как равноапостольный . День памяти в русском православии и католичестве — 15 (28) июля и в Соборах Галицких , Псковских , и Волынских святых.
Владимир Святославич — третий киевский князь , носящий славянское имя . Титмар Мерзебургский в начале XI века писал: «Имя названного короля несправедливо переводится как „власть над миром“» .
Имя восходит к праслав. *Voldiměrъ .
Нынешний вид в русском языке с огласовкой -ла- ( Владимир вместо др.-рус. Володимѣръ имя приобрело под влиянием церковнославянского языка ( церк.-слав. Владимѣръ ). Согласно лингвисту Максу Фасмеру , первая часть имени связана с церк.-слав. владь (древнерусская форма имени — с др.-рус. володѣти ), тогда как вторая часть родственна готск. -mērs («великий»), др.-греч. ἐγχεσίμωρος («знаменитый [своим] копьём»), др.‑ирл. mór , már («большой, великий»). Таким образом, Фасмер толкует значение имени Владимир как «великий в своей власти» . Согласно Ф. Б. Успенскому и А. Литвиной, Владимир — двусоставное имя, сходное как с теми именами, которые носила знать из окружения Рюриковичей в X—XI веках, так и с теми, что использовались в правящих династиях других славянских стран . По их мнению, имя Владимир состоит из двух основ: славянской влад и древнегерманской -mer .
Происхождение компонента «-мѣръ» вызывает некоторые споры. Так, А. В. Назаренко считает, что данный компонент имеет славянское происхождение и рассматривает восточнолехитскую форму *Vlodimer как близкую к древнерусскому имени Володимѣръ . Анджей Поппэ считает, что имел место обратный процесс (из славянского «-мир» в германский «-мер») . А. Шапошников отмечает, что славянские словообразования на -мир-/-мер- обнаруживают параллели с ономастическими реликтами готского племенного союза III—V века и могут быть наследием позднепраславянской эпохи . В свою очередь, А. А. Зализняк полагает, что второй компонент имени имеет германское происхождение .
В русском языке, согласно принципам народной этимологии , вторая часть имени ( -мѣръ ) была переосмыслена под влиянием существительных миръ («спокойствие»), міръ («вселенная»), и значение имени стало восприниматься как «владеющий миром» . Ко времени жизни Владимира Святославича основа «-мѣръ» не только славянам , но и германцам представлялась семантически прозрачной и связанной со славянским «мир», «покой», а само имя понималось как аллегорическое противопоставление между сиюминутной властью и вечным миром (покоем) .
Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеча , милостницы (раздатчица милостыни ) княгини Ольги . Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды ) , по обычаям язычников мог наследовать отцу- князю .
Год рождения Владимира неизвестен . Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года , откуда историки выводят год рождения Владимира — 960 год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века ( Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу . Как предполагал Д. И. Прозоровский , Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги :
Володимеръ бо бѣ отъ Малки, ключницы Олгины; Малка жъ бѣ сестра Добрыне, — и бѣ Добрыня дядя Володимеру; и бѣ рождение Володимеру въ Будутине вѣси, тамо бо вгнѣве отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородицы. Никоновская летопись
Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. По одной из версий Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник ) , в вотчине своей бабки княгини Ольги . С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец , названное так в 1462 году: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги . Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня , так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.
По версии О. М. Рапова, Святослав родился в 927 году, в год смерти царя Болгарии Симеона , видимо опираясь на Ипатьевскую летопись, которая сообщает о смерти Симеона и рождении Святослава одним летом, однако 942 годом, хотя общеизвестно, что царь Болгарии умер всё же в 927 году, а именно 27 мая 927 года , от сердечной недостаточности в своем дворце в Преславе . Эту дату как наиболее вероятную приводит и ряд других историков и они же датируют рождение Владимира около 942 годом , видимо исходя из информации « ЛПС » [ источник не указан 1155 дней ] , которая сообщает, что Владимир умер в возрасте 73 года (то есть год рождения его — 942 по отношению к дате смерти — 1015 году), однако в «Летописце Переяславля Суздальского» дата смерти указана как 1035 год .
Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега . Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня .
Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая дань в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов .
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка .
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк , перебив семью правителя города князя Рогволода , причём по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев . Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны . Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев , где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд , подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень , запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню , Владимир взял в наложницы.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова (« Память и похвала князю Владимиру », 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.
Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести богов славянского язычества ( Перуна , Хорса , Даждьбога , Стрибога , Семаргла и Мокоши , без Велеса ), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам . Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Феодор и Иоанн .
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.
Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном . В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 <…> Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от иудейского царя Соломона, отпавшего от Бога и погрязнувшего в языческих обрядах ради своих жён .
Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг .
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама , иудаизма , западного «латинского» христианства ( католицизма ), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии . Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): « Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть » («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года , когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги . Не принятые на Руси, они « еле спаслись » .
Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает:
И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан […] И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам .
Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В редакции службы св. равноапостольному князю Владимиру, дошедшей до нас в рукописи XIV века (Софийское собрание. № 382), сообщается, что князь Владимир побуждает креститься свою бабушку Ольгу .
Многие историки относят крещение Владимира к 987 или 988 годам. По византийским и арабским источникам, в это время византийские императоры Василий II и Константин VIII заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки , который в августе 987 года провозгласил себя императором.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения таким образом. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший , который одержал несколько побед.
… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей .
По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года , а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году , причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщал также армянский историк Стефан Таронский , современник князя Владимира:
Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, около 1000 года] поднялся на бой; их было 6000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа .
«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон» . В это же время Владимир осадил Корсунь ( Херсонес в Крыму). К этому времени, по мнению польского историка Анджея Поппэ , вопрос о женитьбе Владимира на сестре императоров Анне был уже решён, хотя такой брак и мог встретить возражения Ромейских василевсов, поскольку противоречил византийским традициям:
Владимиров поход на Корсунь не был направлен против Византийской империи. Наоборот, русский князь предпринял поход, чтобы поддержать своего шурина — законного византийского императора, — в подавлении внутреннего мятежа.
— Поппэ А. Как была крещена Русь. — М.: Издательство политической литературы, 1989. — С. 202—240
И утверждение о том, что «в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь, овладел им и, угрожая Царьграду потребовал отдать Анну себе в жёны», не только несостоятельно, но и абсурдно, поскольку невозможно представить, что «одно войско Руси спасает императора Василия II, а другое в то же время агрессивно захватывает столицу его крымских владений» . Корсунская легенда в «Повести временных лет» представляет собой литературную обработку фольклорного сказания. Первоначальный по отношению к летописному текст отражён в «Слове о томъ, како крестися Володимеръ, возма Корсунь» . В «Житии св. Владимира особого состава» взять Корсунь Владимиру помог не предатель Анастас Корсунянин, а варяг Жберн (Ижберн) . Также, согласно монаху Иакову Черноризцу , более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.
Вполне естественным было требование к князю Владимиру принять крещение , при котором он был наречён именем Василия — в честь императора Василия II . В Корсунь была прислана Анна со священниками и Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы .
Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василеве или Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века , во времена составления « Повести временных лет », о чём летописец прямо сообщает . Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня , оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей ).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата . Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском ( не путать с современным Белгородом ), Переяславле и Чернигове . А. А. Кочубинский отмечал, что во времена князя Владимира на Руси почитали чешских святых Вячеслава и Людмилу . Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней около 1000 года прибыл епископ Кольберга ( Колобжега ) Рейнберн , позднее окончивший жизнь в темнице . При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского , лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов , по-видимому недолговечная.
В 981 году Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь . Завоевание Червена и Перемышля . По версии Преснякова А. Е., польский поход обозначен в летописи как «хорватская война» и относится к 992 году.
В 981—982 годах Владимир обложил данью вятичей .
В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией .
В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей , когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом ( радимичи Волчья Хвоста бегают ).
В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками совершил поход против волжских булгар. Некоторые исследователи идентифицировали их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары . Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.
В том же 985 году он ходил походом на Хазарию и обложил её данью . Впоследствии митрополит Иларион величал Владимира хазарским титулом каган .
В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму . По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда осаждающие перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.
В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и византийского военачальника Варды Фоки .
В 992 году проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов , впервые включивший их в состав Древнерусского государства.
В 1000 году 6 тысяч русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Владимир — в походе в дунайскую Болгарию.
В 1015 году смерть князя Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии ), Болеслав I Храбрый (король Польши ), Болеслав II (король Чехии ), Сильвестр II (папа римский) , Василий II (император Византии ).
Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов : в 990, 992 на Переяславль , 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва , в 997 году — нападение на Киев , в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Роси это была Поросская оборонительная линия , по реке Суле — Посульская . По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного , печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.
В 1006—1007 годах через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский , направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов ( лат. senior Ruzorum ). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной ( лат. cum exercitu ) до границ своей земли, « которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей ». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы , длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.
Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».
Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.
Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.
Владимиру приписывается « Церковный устав », определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в. , ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.
По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни , но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой . Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже. Князь Владимир начал также чеканку монеты — золотой (« златников ») и серебряной (« сребреников »), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (смотри рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володимѣръ, а Владимѣръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя .
Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам также известен и княжеский знак Владимира — трезубец .
Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности в Киевской Руси — что связано с Крещением . Как и многие другие реформы, проводилась она насильственно:
«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых» .
Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне . Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион .
При Владимире начинается масштабное каменное строительство в Киевской Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава . Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие. Согласно «Слову о русской грамоте», русская грамота сначала была дарована через некоего русского св. Константину-Кириллу , но затем везде исчезла и лишь в результате сверхъестественного откровения снова была дарована князю Владимиру Святославичу .
Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“ И тем раздавать всё, что им нужно».
Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: « Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра .»
Владимир был до крещения известен как «великий распутник» ( лат. fornicator maximus , по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского ) . Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой , с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра , а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка , который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 году, с неизвестной «мачехой Ярослава» , попавшей в плен к Святополку в 1018 году.
Дети (всего тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей):
Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 год было в живых не менее 9, как мы знаем из хроники Титмара . Точная судьба всех их неизвестна.
Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044) и мать маркграфа Вильгельма (ум. 1056).
Старшими сыновьями Владимира были Вышеслав, Изяслав, Святополк и Ярослав (за исключением умершего во младенчестве Мстислава-старшего, рождённого Рогнедой после Изяслава и раньше Ярослава). Они стали наместниками отца в Новгороде, Полоцке, Турове и Ростове . При этом Изяслав родился около 978/9 года, Святополк около 979, Ярослав около 983/986. Когда умер Вышеслав, в Новгород переместился из Ростова Ярослав, в Ростове сел Борис, в Муроме — Глеб. Неизвестно, произошло ли это до смерти Изяслава в Полоцке (1001) или после.
Следующий после Ярослава сын Владимира от Рогнеды Всеволод бежал с Волыни в 994 году и затем погиб, предположительно, во время собственного сватовства в Скандинавии. Ненадёжная Густынская летопись упоминает затем на Волыни Позвизда.
У Святослава древлянского, возможно, в 1002 году уже родился сын Ян (поздняя Никоновская летопись ). Следующим сыном обычно считается Мстислав тмутараканский и черниговский. Станислав смоленский упоминается только в поздних источниках. Самым младшим Владимировичем считается Судислав псковский, умерший в 1063 году после многолетнего заточения.
Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису . В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого . Когда Владимир скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года , окружающие скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса о смерти его отца. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью и привезли в Киевскую Десятинную церковь , где он и был похоронен ; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.
Десятинная церковь была разрушена монголами в 1240 году и под её обломками оказались саркофаги князя Владимира, его жены и других. В 1635 году в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны , а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и тому подобное). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826 году, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века . Останки ( мощи ), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны .
« Летописец Переяславля Суздальского » сообщает, что Владимир умер в возрасте 73 лет, то есть год рождения его — 942 по отношению к дате 1015, однако в «Летописце Переяславля Суздальского» дата смерти указана как 1035 год .
О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы , а другие — Давыдовы , и порознь их хоругви развеваются. Копья поют…
Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации , если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом . По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу , причём житийные рассказы об обращении Владимира (ослепшего и чудесным образом исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя « блаженным » (« О блаженый и треблаженый кн҃же володимерѣ, благовѣрне, и хс҃толюбиве, и страннолюбче, мъзда твоѧ многа предъ бг҃омъ! »), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации, нежели свершившимся фактом.
Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось .
Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.
Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 год) , которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом датируется Пролог со вставкой из проложного жития святого Владимира .
В 1635 году митрополит Киевский Пётр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви , что полагает начало почитанию его останков.
В 1853 году в Киеве был открыт памятник святому князю Владимиру и основан комитет по строительству Владимирского собора (освящён в 1896 году).
Особое внимание ко дню памяти святого Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в июле 1888 года. Указом Святейшего синода 1888 года «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти святого Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается»; до того полагалась полиелейная служба. В связи с празднованием юбилея в Российской империи был воздвигнут ряд Князь-Владимирских храмов.
В русской эмиграции XX века церковное почитание князя в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности приобрело политическое звучание ; 18 (31) декабря 1929 года Архиерейский синод ( Русская зарубежная церковь ) по докладу митрополита Антония (Храповицкого) постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, 15 (28) июля общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства. <…>» .
Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (1054) , он почитается и католиками .
Русская церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по юлианскому календарю . В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; святой Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.
С 2002 года святой Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России . Его образ освящён в главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви храма Христа Спасителя . Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено патриархом Алексием II .
24 июня 2008 года на Архиерейском соборе патриарх Алексий II сказал: «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, „идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго“ ( величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как „средний“ праздник. А ведь Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник» .
В 2008 и 2010 годах соответственно на Украине и в России были установлены государственные памятные даты: День крещения Киевской Руси — Украины и День крещения Руси , приуроченные ко дню памяти князя Владимира.
В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». Ко времени его правления относятся подвиги трёх богатырей . Типичный образ князя Владимира в былинах — собирательный. В нём объединены черты некоторых более поздних правителей, а историческая достоверность, возможно, искажена.
Парные образы Владимира и его матери Малуши представлены в украинских святочных фольклорных фигурах Василия и Маланки (Меланки, Миланки). В церковном календаре день святой Мелании завершает годовой круг, а день святого Василия его начинает. Это календарное обстоятельство сблизило в народном воображении святого Василия Великого и преподобную Меланию римлянку, превратив их в стойкую фольклорную пару, сохранив не только упоминания о реальных исторических персонажах (Владимире и Малуше), но и целый ряд деталей, которые отражают правовые нормы христианства и характеризуют тогдашний быт .
Свои произведения Владимиру I посвящали Феофан Прокопович (пьеса « Владимир »), Я. Б. Княжнин , Ф. П. Ключарёв , М. М. Херасков , А. С. Грибоедов и А. Н. Муравьев .
В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие « Руслана и Людмилы » Пушкина .
Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов: «Голубь над Понтом» (« Когда пал Херсонес ») Антонина Ладинского , «Владимир» Семёна Скляренко , «Князь Владимир» Юрия Никитина , «Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999), «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина и других. В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира.
Князь Владимир был изображён на златниках и сребрениках, чеканившихся во время его княжения начиная с 988 года. (смотри выше).
Князь Владимир изображён на четырёх различных украинских банкнотах номиналом 1 гривна (1995—2007) и двух монетах, номиналом 1 и 10 гривен. Его изображение (повторяющее древнерусский златник) имеется также на советской юбилейной золотой монете номиналом 100 рублей, выпущенной в 1988 году в честь 1000-летия начала древнерусской монетной чеканки.
Князь Владимир изображён на ряде почтовых марок и конвертов.
Детская городская клиническая больница Святого Владимира в Москве